Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Образы из мира сновидений

Архив
автор : Михаил Ваннах   29.02.2000

Цифровая фотография все более прочно входит в народную жизнь. Нет, я сделал такой вывод не после того, как насчитал, что в одном из российских фотожурналов из семнадцати представленных на двух разворотах фотоновинок четырнадцать были цифровыми. Это, знаете ли, может ни о чем не говорить... Вопрос промоушена, пиара, хороших отношений с редакторами и обозревателями...


Нет, вывод о широком распространении цифровой фотографии был сделан мною после того, как я узнал, что по провинциальной Туле мотались двое ханыг, продававших за 700 рублей образца ноября 1999 года фотокамеру Olympus 1400L. Камера, понятно, была цельнотянутой. Продавцы фотомагазина, куда ее принесли для продажи, без труда определили, в каком из РОВД она "проходит по розыску"... Но это не суть важно, воришки они воришки и есть на протяжении всей истории человечества. Важно другое: если вещь крадут, значит она уже широко распространена!

Есть с чего распространиться цифровому фото. Матрицы камер любительского ценового диапазона уже перевалили за пару мегапикселов, разрядность цвета почти такая, как в недавних фильм-сканерах... Стоп... Разрядность цвета... Это превосходно. Но почему же многие производители цифровых камер включают в них режим черно-белого фото? Почему вообще существует черно-белая фотография? Ведь не из-за технической же отсталости и бедности...

В мире с 1962 года больше снимают на цветные материалы, чем на черно-белые, массовое монохромное фото было сомнительной привилегией бывшего СССР... Но ведь черно-белое фото живет своей самостоятельной жизнью, и умирать не собирается. Почему?

Когда спрашиваешь об этом фотографов, часто получаешь в ответ, что, дескать, старый механический Nikon FM-2 с черно-белой пленкой Agfa или Ilford на порядок надежнее автофокусных электронных камер... Но фотографическая широта современных негативных цветных пленок позволяет снимать ими даже с самыми простыми системами экспозамера, да и о какой "надежности аппаратуры" может говорить человек, снимающий преимущественно моделей в полуподвальной студии. Это же не батальный фоторепортаж!

Другие фотографы говорят о том, что, мол, цветной фотоотпечаток живет недолго, а ч/б - не меньше столетия. Хотите, чтобы ваши внуки увидели ваши фото, - снимайте на ч/б... Но это тоже звучит не очень убедительно. Производители цветных фотобумаг гарантируют сохранность изображений на протяжении сотни лет. И переведя цветное фото на цифровой носитель (современный настольный сканер с разрешением 4000 dpi перекрывает разрешающую способность даже очень резких объективов вроде Nikkor 1,8/50 или Planar 1,7/50), мы можем хранить их практически вечно!

Еще один учебник фотографии говорит, что в отсутствие цвета на изображении мозг, дескать, способен компенсировать недостающие оттенки, восстанавливая образ в его полноте... Это объяснение опять возвращает нас к интерпретации черно-белого фото как "цветного фото для бедных". Но с этим трудно согласиться. Фотолирика Свищова-Паолы, пейзажи Ансела Адамса, репортажи Анри Картье-Брессона говорят о прямо противоположном. Да и современные работы в ч/б того же Хельмута Ньютона не выглядят золушками при своих разноцветных сестрах!

Загадка неувядаемой юности монохромного фото, того, что оно представляет собой самостоятельный художественный жанр, занимала меня давно, но ключ к разгадке я получил лишь в августе 1999 года. CNN сообщило, что колумбийское телевидение приняло решение впредь передавать новости о терроре в черно-белом виде. Цветное изображение выглядит, по мнению редакторов, "слишком умиротворяюще"... Буквально через пару недель после этого я получил экспериментальный материал, которого предпочел бы не иметь. Мне пришлось сравнивать реакцию на репортажи о взрывах в Москве и Волгодонске у тех людей, которые видели их в цветном изображении, и тех, кто наблюдал монохромную картинку (лабораторных работ я не проводил - многие мои прихожане просто не имеют возможность купить нормальный телевизор). Так вот, реакция наблюдавших эти ужасы в черном и белом, была куда более нервической, на грани психопатии, чем у тех, кто видел кровь и мертвые тела в цвете... Неожиданно, не правда ли?

Я сравнил и две фотографии. Фотографии с одним и тем же сюжетом - человеком, сраженным пулей. Классическую "Смерть интербригадовца" Роберта Капы и работу испанца Сантьяго Лайона из AP "Израильские солдаты открывают огонь по человеку с палестинским флагом. Вифлеем. 9 декабря 1998 г.", занявшую 2-е место на конкурсе "World Press Photo 1998" в категории "Новости с места событий". Странно, но старый, более чем шестидесятилетней давности снимок производил куда большее эмоциональное впечатление, чем современная работа, соответствующая высоким стандартам информагентств.

Так, а что еще у нас бывает черно-белое? Да не что иное, как сновидения. Их образы, как правило, монохромны. И их образы производят удивительно сильное эмоциональное воздействие. Недаром же со времен античного трактата Артемидора "Онейрокритика" анализ снов занимает важнейшее место в практической психиатрии и психологии. А их образы, повторю еще раз, преимущественно монохромные!

Следовательно, тайну черно-белого фото следует искать в том, что оно обращается к глубочайшим, самым универсальным слоям психики человека, оперирует образами, пришедшими из сновидений.

"Мы, собственно, должны различать ЛИЧНОЕ бессознательное и НЕ или СВЕРХЛИЧНОЕ бессознательное. Мы называем последнее также КОЛЛЕКТИВНЫМ бессознательным, потому что оно оторвано от всего личностного и является совершенно всеобщим, а также потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего, конечно же, нельзя сказать о личных содержаниях", - так писал Карл Густав Юнг в эпохальной работе "Личное и сверхличное, или Коллективное бессознательное".

Универсальность ч/б объясняется тем, что свет и тень - это образ КОЛЛЕКТИВНОГО бессознательного. Не важно, стало оно глубочайшим потому, что сформировалось, по взглядам монотеистических религий, в первый день творения, когда свет был отделен от тьмы (Бытие, 1:4), или возникло на самых ранних этапах эволюции, поскольку даже самые примитивные живые существа умеют различать солнце и темноту (изложение таких мнений см. в книге Карла Сагана "Драконы Эдема"). Выбор между двумя этими точками зрения есть вопрос мировоззрения человека, и этот выбор находится за пределами методов позитивных наук. Суть дела в том, что именно такие образы имеют свойство оказывать на зрителя самое сильное эмоциональное воздействие, затрагивают самое личное у самого широкого круга людей...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.