Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Большой ярко-желтый шар

Архив
автор : Геннадий Кузнецов, Светлана Самойлова   22.02.2000

Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (web.saratov.ru/rcdc) - некоммерческое государственное научно-практическое учреждение социальной защиты. Задача Центра - медико-социальная, социально-педагогическая и психологическая помощь детям с отклонениями в физическом и умственном развитии. Центр обслуживает около девяти тысяч детей.


На современных персональных компьютерах могут работать даже дети с серьезными физическими патологиями. Это позволяет обучать инвалидов высокотехнологичным специальностям, связанным с компьютерной техникой. Более того, для многих детей компьютер оказывается едва ли не единственным способом выразить свои мысли, показать свои знания, расширить кругозор, найти друга, способного играть с ними в любимые игры. Именно поэтому в Центре с самого начала был создан компьютерный мини-класс. Возможно, наши заметки окажутся полезными тем, кто так или иначе связан с компьютерной реабилитацией нетипичных детей.

Аппаратное обеспечение. Отметим, что для эффективных занятий не требуются самые современные компьютеры - для начала вполне достаточно моделей на базе i386 - i486, работающих под Windows 3.11. Кроме того, занятия проводятся индивидуально, поэтому количество компьютеров решающей роли не играет. Для современных развивающих программ необходимо дополнительное оборудование: звуковые и сетевые карты, накопители CD-ROM. Все это не требует непомерных затрат.

 
Лариса Рогачева: "от гармошки и бэкашки..."

rvi@mega.ru

Очень давно, еще в молодые годы, со мной произошла трагедия. После несчастного случая на железной дороге я осталась без обеих ног.

Началась другая жизнь, моя новая судьба. Я научилась передвигаться с помощью обыкновенной табуретки и смогла делать все необходимое по дому. А главное, поняла слова Шекспира: "Горе налегает сильнее, если заметит, что ему поддаются". И я не поддалась.

Я научилась водить машину с ручным управлением. Много ездила, и за город, и по делам, и просто так. Сейчас машину не вожу, но у меня есть другая "машина" - МОЙ КОМПЬЮТЕР. Хотя называть его машиной совсем не хочется. Он мне часто кажется живым и очень умным. Компьютер - мой помощник, мой отзывчивый и надежный друг. А люблю я его за то, что он так же, как и я, "пристрастен" к музыке. Сделал его таким мой супруг-электронщик, который снабдил компьютер звуковыми картами (Sound Blaster AWE64, Yamaha SW60XG) и музыкальными программами (CakeWalk, MidiSoft Studio, и др.). MIDI-клавиатура, которой я пользуюсь, называется Roland ZC-200. Какое это удовольствие - творить музыку с помощью компьютера, управлять более чем 128 инструментами, менять их по желанию и в конце концов слушать музыку в исполнении созданного тобой оркестра! Много лет я мечтала спеть под оркестр. Но лишь когда в нашем доме появился компьютер, моя мечта сбылась.

А первым моим музыкальным инструментом была маленькая гармошка, которую мне купили в далеком детстве. Позже я занялась музыкальным самообразованием, и у меня появился настоящий аккордеон. После трагического случая я не оставила музыку: давала уроки игры на аккордеоне, а параллельно училась и сама - занималась сначала в Заочном народном университете искусств, а затем с композитором и педагогом Лидией Маковской.

Когда появился первый, примитивный по теперешним меркам домашний компьютер БК-0010, мой супруг незамедлительно его приобрел. Этот маленький компьютер мы любовно называли "Бэкашка". Мы восторгались им, и многое нас в нем поражало. Надо сказать, что к музыке он не имел никакого отношения. Однако у него была "пищалка", с помощью которой я озвучивала свои незатейливые программы на ФОКАЛе. И это навело меня на мысль, что компьютер может быть партнером в музыкальном творчестве.

Сегодня, когда персональный компьютер открыл для меня такой богатый и разнообразный музыкальный мир, я часто вспоминаю моих старых друзей - "Бэкашку" и маленькую гармошку, с которой все началось.


Наибольшие затруднения у всех детей 3-6 лет вызывает работа с мышью. Детям с детским церебральным параличом или нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более целесообразно использовать специализированные манипуляторы. В нашем Центре используется детский трекбол EasyBall фирмы Microsoft. Это обычный опто-механический трекбол, но очень большой: ярко-желтый шар имеет размеры апельсина. Инерция такого шара сглаживает резкие толчки, свойственные детям с нарушением координации движений. Поскольку шар большой, на него можно не только положить руку, но и помогать ей другой рукой. В отличие от мыши, EasyBall очень устойчив, и ребенок никогда не столкнет его нечаянно со столика.

Возможности манипулятора EasyBall для нетипичных детей просто уникальны. Благодаря этому трекболу Катя Л. (ДЦП, 10 лет) первый раз в своей жизни "написала" слова "мама" и "Катя". Для того чтобы девочка могла работать на компьютере, приходилось заводить ее левую руку за спину, а с манипулятором EasyBall она работала правой рукой при помощи кулака и мизинца. Для Димы Ш. (ДЦП, 13 лет), у которого была нарушена координация обеих рук, манипулятор был поставлен на пол. Мальчик управлял им с помощью большого пальца левой ноги: сначала крутил шар, потом нажимал кнопку.

Драйвер устройства позволяет одновременно подсоединять к компьютеру EasyBall и обычную мышь. Поэтому преподаватель (психолог, логопед) может работать на компьютере вместе с ребенком.

Для детей, которым трудно работать с клавиатурой, существует набор программируемых педалей StepOn It!, подключающихся через небольшой адаптер. Для каждой из трех педалей может быть назначена клавиша или даже клавиатурная последовательность.

 
Александр Селин: "...я требую, чтобы меня так эксплуатировали!"

moomi@ns.mssn.ru

ОДНАЖДЫ в каком-то зарубежном журнале я прочитал статью о парне из Соединенных Штатов, который, сидя в инвалидной коляске, лихо управляется почти со всеми делами по дому при помощи пульта дистанционного управления, компьютера и бытовой техники. А попутно он через Интернет вкладывает средства клиентов в различные ценные бумаги, зарабатывая хорошие деньги. Там же прочитал и о других таких ребятах, зарабатывающих в поте лица свои доллары в "Макдональдсе", автозаправках и супермаркетах.

И хотя можно бесконечно говорить, что это у них, на Западе, так принято, что ведется беспощадная эксплуатация даже инвалидов, - меня (и не только) охватила белая зависть! Я требую, чтобы меня так эксплуатировали! Потому что назвать этих молодых американцев инвалидами я даже по совковой привычке не смог. За границей, у "этих капиталистов" термин "инвалид" применяется только в отношении поюзанного файла, который уже никому не нужен. А гражданина там называют "человеком с ограниченными физическими возможностями", тем самым уже определяя, что общество должно эти ограничения снять или компенсировать дополнительными возможностями. Ведь то, что в офисах, на улицах городов в других странах работают инвалиды, это не только высокий технический уровень, это другое общественное самосознание. Но с чего начинать у себя в регионе, чтобы добиться от общества признания своих проблем важными?

Мы поступили по принципу: ввязаться в драку, а там видно будет. Начав с регистрации молодежной общественной организации инвалидов, стали мы собирать информацию об молодых инвалидах своего региона и об условиях их жизни. Выяснилось: в Магадане нет ни одного (!) светового или звукового указателя, ни одного пандуса для инвалидных колясок... что там говорить - даже в мэрии Магадана лифт не работает второй год!

И родилась идея, что нашей организации нужно создать некий виртуальный независимый информационный центр (НИРЦ), в который не надо приезжать и заходить и в котором можно было бы пытаться решить все свои насущные проблемы: учебы, трудоустройства, общения. Вот с этого момента и начинается наша история.

Первую проблему - приобретение компьютера, принтера, модема - решили в течение полугода. Затем начался поиск ответа на вопрос, какими качествами должен обладать этот самый НИРЦ. Ответ оказался прост. Во-первых, центр должен иметь свободный доступ к мировой информационной сети, во-вторых, информация должна быть доступна всем молодым инвалидам независимо от вида физических ограничений.

Мы пришли к выводу, что НИРЦ Магаданской областной организации молодых инвалидов (МООМИ) должен иметь выход через VSAT (Very Small Aperture Terminals) или что-либо аналогичное на спутник связи. К центральной станции НИРЦа, подключенной к глобальной сети Интернет через спутник, сигнал поступает от удаленных спутниковых терминалов, расположенных в районах Магаданской области. В самом же городе и внутри районов связь осуществляется по обычным телефонным каналам. Дело осталось за малым: чтобы у каждого инвалида для связи с НИРЦ был персональный компьютер с модемом, управляемый голосовыми командами, клавиатура с брайлевским шрифтом и т. д. (либо другое устройство).

Вторая важная часть проблемы - финансирование. Вот здесь уже простор для фантазии! От наглой просьбы к самому Биллу Гейтсу спонсировать процесс реабилитации молодых инвалидов Магаданской области до фандрейзинга среди западных благотворительных фондов. Можно попросить, конечно, и у государства, но это дело тухлое. Так что остается надеяться, что кто-нибудь из читателей журнала поможет нашей МООМИ, подбросив какую-нибудь свежую идею.

Можно много говорить о взаимоотношениях инвалидов и компьютеров, но лучше всего попробовать на деле и посмотреть, что получится. Центр независимой жизни, который уже создан на базе нашего учебного компьютерного класса, - это проба. И вообще, все размышления об информационной парадигме, правящей миром, эволюции Сети, Интернет-домах, носимых компьютерах, сенсорных протезах - вторичны. А первично само желание - жить сегодня и сейчас.


Программы. Нетипичным детям, как правило, не подходят обычные обучающие программы. Часто они ориентированы на зубрежку, а такой подход акцентирует внимание как раз на том, что ребенок не способен делать. Гораздо важнее научить нетипичного ребенка думать и творить. Поэтому потребностям Центра больше отвечает рынок домашних и игровых программ. Однако, согласно постановлению Госкомсанэпидемнадзора РФ, длительность занятий на компьютере не может превышать 15-20 минут в день. Игры же часто имеют затянутые вступления, "съедающие" до трети отпущенного времени. Большинство игр следует проходить строго последовательно, невозможен прямой доступ к отдельным эпизодам. Из-за этого увлекательные и полезные программы (например, "День Рождения" от "Никиты", "Башня Знаний" от NMG) для наших целей непригодны.

Наиболее эффективны программы с возможностью прямого доступа к каждому заданию. Из российских разработок это комплекс программ "Вундеркинд" от "Никиты", из зарубежных - развивающие центры "Тайны музеев", "ADIBOU", "Король Лев", "Аладдин", "Игрушечная История". Особенно хороша диснеевская серия развивающих программ, где дети встречаются со своими любимыми сказочными героями.

Методики. Методических материалов по работе с нужными нам программами в России практически нет. Исключение составляют продукты "Роботландии" (г. Переславль-Залесский) и ассоциации "Компьютер и Детство". К сожалению, эти программы ориентированы на крайне низкие системные требования (i8086, EGA, клавиатура), что уменьшает их ценность.





Светлана Самойлова - к. м. н., директор Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Геннадий Кузнецов - руководитель класса компьютерной реабилитации Центра.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.