Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Cмотри в оба!

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   15.02.2000

Представляя тему, мне вместо рассказа о ее содержании гораздо интереснее и важнее сказать о том, что в нее планировалось, но не вошло. А планировалось многое. Например, описание существующих и проектируемых в России цифровых ТВ-сетей, но пока в нашей стране нет стандарта на наземное ТВ-вещание, говорить особенно не о чем. Правда, есть довольно многочисленное сообщество зрителей, принимающих "цифру" в стандарте DVB/MPEG-2 с европейских геостационарных спутников, по случаю засвечивающих и Россию. На этих спутниках имеются десятки открытых для свободного доступа каналов, наверное, не меньше и "закрытых" [1]. Кстати, налицо тенденция постепенного перехода каналов в категорию платных. Но мы пока находимся на этапе бурного развития цифрового ТВ (ЦТВ), а потому "убыль" открытых каналов компенсируется появлением новых, бесплатных.

Не будет в теме обсуждаться и цифровой звук, сопровождающий цифровую же картинку. Вкратце: в ЦТВ используется Dolby Digital Audio (AC3) или его аналоги, с поддержкой до семи широкополосных "окружающих" зрителя аудиоканалов и одного узкополосного низкочастотного (чаще всего применяется формат 5.1). MPEG-2 также предусматривает многоязыковую поддержку (до семи параллельных каналов). Одним словом, звук в ЦТВ будет хороший, и во всяком случае, много лучше, чем в аналоговом телевидении. Этим и ограничимся.

За рамками темы осталось и такое необычное пока явление, как интерактивные фильмы - фильмы, в которых есть некоторая начальная сюжетная канва и описаны правила, по которым взаимодействуют герои, что позволяет зрителю во время просмотра прямо из дома влиять на развитие событий. Скажем, если кого-то по "сюжету" собираются убить, зритель, выступая под маской одного из героев, может предупредить беднягу и тем самым спасти его.

Мы обойдем своим вниманием и вопросы авторских прав, несмотря на то, что эта область оказывает существенное воздействие на процесс внедрения "цифры". Как и в случае с DVD, ведущие производители программ очень беспокоятся о своих потенциальных доходах, что тормозит развитие рынка и фактически препятствует появлению следующего поколения кабельных приставок. Студии, объединенные в Ассоциацию кинопроизводителей (MPAA), ведут нескончаемые переговоры с производителями приставок и вещателями о стандарте защиты от несанкционированного копирования, известном как Digital Transmission Content Protection (сокращенно 5C) и поддерживаемом в США Национальными ассоциациями вещателей (NAB) и кабельного ТВ (NCTA), Ассоциацией производителей оборудования (CEMA, куда входят такие "монстры", как Hitachi, Intel, Panasonic, Sony, Toshiba). Основная проблема в том, что, согласно 5C, выбор степени защиты от копирования остается за вещателями.

А вот не менее важный вопрос, насколько качественными будут закладываемые в 5C "секретные" криптопротоколы, похоже, и вовсе не обсуждается - по крайней мере в открытой печати мне ничего найти не удалось. Видимо, создатели стандарта задумаются об этом только после того, как их супернадежную защиту кто-то "неожиданно" преодолеет (вспомните, что случилось с DVD).

А об остальном, более важном и интересном, читайте в статьях темы.

Хочу поблагодарить за помощь в подготовке темы главного редактора журнала "Телеспутник" Орлова Н. Ю. и сотрудника НИИР Красносельского И. Н.



1 (обратно к тексту) - Типичная стоимость системы, ориентированной на прием открытых цифровых каналов, колеблется от 300 до 600 долларов в зависимости от диаметра антенны (в Москве обычно 50-60 см) и цифрового ресивера. Для приема "закрытых" каналов дополнительно потребуются модули условного доступа (CAM) и карточки авторизации.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.