Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Местный эквивалент и экстремальные геймеры

Архив
автор : Денис Степанцов   11.01.2000

"Сейчас 2.00 местного времени. Я - Генохантер, скаут, специально обученный и тренированный разведчик. На третьей планете (просьба не путать с известным мультфильмом) в системе Х-92 бесследно исчез один из наших сателлитов. Меня высадили в зоне G-10, чтобы выяснить ситуацию. И вот я, повинуясь приказу, осторожными мягкими прыжками перемещаюсь по чужой местности, избегая встреч с хищными представителями инопланетной фауны..."


С тех пор, как появился повод рассказать о первом экземпляре GeForce, попавшем в Россию, прошло меньше двух месяцев. Даже для бешеной "гонки вооружений" компьютерной индустрии два месяца - не слишком большой срок. И, тем не менее, приходится снова браться за клавиатуру, и снова в качестве избранника выступает столь уважаемая нами фирма Creative, предоставив мне на тестирование загадочную черную коробку с очередной новинкой внутри - видеокарточкой GeForce 256 Annihilator Pro.

В последнее время, очевидно в преддверии следующего тысячелетия, стало модно представлять, какими станут настольные компьютеры в середине года. Не знаю, как насчет остальной начинки, но если развитие видеоакселераторов не сбавит темпа, боюсь, в середине года GeForce и им подобные включат в конфигурацию серверов и офисных компьютеров, поскольку менее мощные видеокарты просто вымрут как класс. А вот сегодня... Никто из уважаемых читателей не замечал, что тестирование самых новых, мощных и запредельно дорогих акселераторов превращается в процесс тестирования ради самого тестирования? Те, кто тестирует, прекрасно понимают, что сами они эту видеокарту не купят, потому что сейчас это слишком дорого; те, кто читает эти обзоры, тоже понимают, что тем более не купят, опять же потому что слишком дорого, так чего ради тестировать, если все равно сравниваются видеокарточки, ни одна, ни другая из которых не по карману широкому кругу потребителей... В компьютерные салоны приходят люди, требуя конфигурацию по цене 600-700 кровных долларов. Да не один системный блок, а вместе с монитором. Хотел бы я видеть их лица, кабы менеджер объявил, что для того, чтобы иметь удовольствие поиграть в игры последнего поколения, 300 долларов будет стоить видеокарточка, еще столько же - нормальный процессор, а все остальное уже не имеет большого значения. И все-таки с завидным упорством рождаются в лабораториях производителей новинки, заставляя нас смотреть, облизываться и... тестировать. Не сразу купить, так хоть понять - в какую сторону смотреть и сколько копить.

Сегодня наличием в магазинах Москвы видеокарт на базе GeForce уже никого не удивишь. Как правило, это 32-мегабайтные варианты от AsusTeK, Leadtek, Creative и изредка ELSA с памятью типа SDRAM. Даже уже дешеветь потихоньку начали. Но при этом не следует забывать о таком факте, что цифра 256 в названии чипа обретает свой истинный смысл лишь тогда, когда видеокарта оснащена памятью типа DDR. Кто не знает - это такая хитрая память с удвоенной пропускной способностью, Double Data Rate, то есть. За счет использования передней и задней границ сигнала пропускная способность такой памяти составляет ни много ни мало, а 4,8 Гбайт/с, что примерно вдвое больше, чем у традиционной памяти типа SDRAM или SGRAM. Собственно, новым типом памяти, а именно DDR SGRAM от фирмы Infineon и отличалась попавшая мне в руки карточка, по образному выражению Creative, "профессиональный вариант ранее объявленной GeForce 256 Annihilator".

Каждый раз, тестируя очередную материнскую плату или видеокарточку, пытаюсь избавиться от желания превратить "Огород" в научный доклад. С цифрами, графиками и прочими неопровержимыми доказательствами. Понимая, что сделать это в объеме отведенных тебе судьбой двух полос просто невозможно. Поэтому верьте, как говорится, на слово.

Три дня, проведенные с видеокарточкой, превратились в настоящее удовольствие. Удовольствие от всего, начиная с очень стильной, черного цвета коробки, в которой помимо карточки находились: толстый том макулатуры на английском языке, диск с драйверами, демо-диск, софтверный DVD-проигрыватель + диск с игрушкой, и заканчивая собственным монитором, который буквально расцвел от постоянно крутившихся на нем игр, тестов и демо-роликов изумительной красоты. Желание понять, насколько новый тип памяти может влиять на производительность (в первую очередь - в играх, поскольку скорость в 2D уже давно никого не интересует), заставила притащить для сравнения лучшего по тестам представителя GeForce с традиционной памятью - Asus V6600, и, для разнообразия, Pentium III 500, чтобы собственный Celeron не стал узким местом в тестовой системе.

Помнится, еще до появления GeForce основным аргументом поклонников Nvidia супротив Voodoo3 являлось отсутствие полноценной поддержки OpenGL и реализации 32-битного цвета. Сторонники Voodoo3, напротив, заявляли, что самое главное в трехмерных шутерах - это скорость, скорость и еще раз скорость, а покуда игрок, разинув рот, будет разглядывать качество текстур и искать разницу между 16 и 32 битами, его просто-напросто пристрелят. С первым аргументом вполне согласен: любой геймер вам подтвердит, что меньше 60 кадров в секунду - это уже не игра. А вот насчет второго... Поверьте, я на собственном опыте убедился, что разницу между 16 и 32 битами в самом что ни на есть кровавом побоище - "Quake3 Arena" - видно невооруженным взглядом. Равно как и разницу в качестве текстур. А если еще учесть, что "Quake3" ориентирована исключительно на OpenGL, то здесь 3dfx отстает довольно сильно, по крайней мере, до момента выхода ее следующего чипа.

К чему относится все сказанное выше? Да к тому, что именно GeForce в альянсе с новым типом памяти призван решить все вышеупомянутые проблемы. Ведь тех, кто имеет на сегодняшний день диагональ 17" (а их, поверьте, не так уж и мало), вряд ли устроит разрешение 800х600. И, по сути, Annihilator Pro на сегодняшний день является единственным акселератором, предоставляющим эту возможность - полноценные 1024х768х32 bit при тех самых заветных 60-70 fps. Вот вам и сомнительная необходимость покупать дорогие новинки...

Если немного посерьезнее, то получается, что видеоакселераторы, оснащенные новым типом памяти (на сегодняшний день это пока лишь GeForce), ориентированы именно на 32-битный цвет при высоких разрешениях - от 1024 и выше. Тестирование показало, что в 16-битном режиме разрыв между Annihilator Pro и Asus V6600 хотя и имеется, но не изумляет: разница составляет от 2 до 18 процентов. А в 32-битном, где пропускная способность видеопамяти имеет решающее значение, Creative резко вырывается вперед, не оставляя сопернику никаких шансов. До 50% прироста в скорости - это, господа, уже серьезно.

Коли уж заговорил о цифрах, надо идти до конца. В синтетическом тесте 3DMark 2000, включающем поддержку аппаратного T&L (главный козырь GeForce), прирост производительности увеличивался пропорционально увеличению разрешения: от 11% при 800х600 до 34% при 1280х1024. А вот на синтетическом тесте с использованием геометрического сопроцессора при изменении количества источников освещения разница, естественно, имела место быть, опять же за счет более производительной видеопамяти, но в целом разрыв сводился к минимуму, так как в данной ситуации большую роль играет производительность самого GPU.

Теперь о субъективных ощущениях. Сама видеокарта, как, впрочем, и все изделия от Creative, сделана очень качественно. Порадовала и картинка в 2D: на всех разрешениях вплоть до 1600х1200 изображение было резким, и даже мелкий текст читался отлично. Не хочу быть предвзятым, но по сравнению с V6600 текст показался мне более четким, а цвета - насыщеннее и естественней. В общем, то редкое стечение обстоятельств, когда впечатление складывается только из положительных моментов. Кстати, вы еще не догадались, к чему относилось вступление к "Огороду"? Это та самая игра, которая лежала в коробке с видеокарточкой. "Evolve Scout", сделанная фирмой Computer Artworks, использует аппаратный движок T&L, без поддержки которого нельзя почувствовать всей прелести нового процессора Nvidia. К сожалению, мне не удалось увидеть разницу в качестве, поскольку та версия игры, которая лежала в коробке, отказывалась запускаться, не обнаружив в системе именно GeForce, но то, что я видел в совокупности с ним - поверьте, сказать "красиво", значит не сказать ничего...

Как всегда, не обошлось без курьезов. Вместе с виновником торжества мне в руки попал пресс-релиз производителя, изучив который, я посмеялся от души. Наверное, перевод был сделан одной из новомодных программ-подстрочников, поскольку некоторые фразы метили, что называется, не в бровь, а в глаз. Не могу удержаться и не поделиться всего лишь несколькими: "новая плата... обладает теми же самыми потрясающими функциями", "DDR - последний "писк" в области графической памяти <...> дает продвинутым пользователям более высокую производительность". А непродвинутым что - так со старой памятью и оставаться? Хорошо еще, что писк, а не вздох. Вот еще шедевры: "Annihilator Pro успешно решает эту проблему (имеется в виду игра в высоких разрешениях. - Д.С.), позволяя экстремальным геймерам играть с разрешением 1600х1200 с частотой более 30 кадров в секунду". Также неожиданно для себя я узнал, что, оказывается, "Nvidia единственный независимый поставщик всего спектра решений в области 3D графики для ПК общего профиля", и еще, что рекомендованная розничная цена видеокарточки будет составлять "местный эквивалент 349,99 доллара США".

Я не стану делать выводы о перспективности самого чипа GeForce или необходимости применения нового типа памяти. С появлением игр, использующих возможности аппаратного T&L (а их список уже довольно внушителен), они сами по себе становятся достаточно очевидными. Скажу лишь одно: мне впервые попалась вещь, которую действительно очень не хотелось вытаскивать из компьютера. Вспоминая незабвенный опыт Козловского (да поймут меня читатели), невольно возникло желание его продолжать и совершенствовать. Просто, наверное, мы с видеокарточкой понравились друг другу, и нам было жаль расставаться.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.