Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Цифровой мир. Новый человек?

Архив
автор : Владимир Ляпоров   11.01.2000

Существует некое общекультурное положение, что человек - его социальная и экзистенциальная сущность - не меняется во времени. Иными словами, окружающая среда, технологии, образ жизни меняются, но ключевые социальные характеристики человека остаются неизменными. Позволю себе оспорить этот тезис.


Суть происходящего в мире - в конвергенции финансовых, управленческих и инвестиционных технологий, с одной стороны, и компьютерных и телекоммуникационных - с другой, и их слиянии в единую среду (environment) новой цифровой экономики. Цифровая экономика - это система, в которой управление всеми экономическими, политическими и социальными процессами происходит в режиме реального времени. Повышенная социальная мобильность, отсутствие информационных барьеров, свободное перемещение капиталов по всему миру и, по сути, планетарный инвестиционный рынок - ключевые характеристики новой экономики.

Все эти глубокие изменения среды влияют на образ жизни, социальное поведение и ценности, культурные ориентиры. Россия, по крайней мере, Москва и Санкт-Петербург, вступает в стадию постепенного, но в ближайшей перспективе стремительного и активного восприятия ценностей, деловой культуры и бизнес-структуры новой экономики, которая практически сложилась в западном обществе.

Меняются технологии, меняется структура и приемы бизнеса, меняется стиль и образ нашей жизни. Человек меняет свой образ жизни и создает новую культурную среду, новые модели социального поведения.

Индивидуализация мироздания

Образно говоря, компьютерные, сетевые и телекоммуникационные технологии вертят весь мир вокруг одного человека. Это проявляется во всем - в бизнесе, в политике, в общении. Главное следствие технологического прогресса и компьютерной революции - индивидуализация социальной и техногенной среды.

Складывается качественно иная картина мира, и этот переворот сравним с изменениями, которые произошли в духовном развитии европейского общества в эпоху Возрождения и в период Реформации. В центре мира - человек, индивид, под рукой у которого все средства коммуникации, свободного доступа практически к любой информации. Теоретически, не сходя с места, конкретный индивид может, например, разогреть или обвалить фондовый рынок, создать фирму и сколотить невиданное состояние, провести массовую политическую кампанию, спасти от голода тысячи людей или обесточить целые города. Очевидно, что такое "всемогущество", пусть и чисто абстрактное, кардинально меняет самооценку человека в материальном мире.

"Информационная эра все еще пребывает в младенчестве, и видны широкие перспективы воздействия современных технологий на политические системы. Станут возможны такие политические инновации, как глобальные референдумы. Пять лет назад купить автомобиль или ценные бумаги, получить кредит на обучение в колледже по Сети казалось революционным делом. Почему бы не представить, что в будущем мы сможем голосовать - и с гораздо большим удобством - из дома или с работы? Или даже решать актуальные политические вопросы на глобальном уровне при помощи международных референдумов, когда мнение конкретного человека, где бы он ни находился, какую бы религию ни исповедовал и к какой бы партии ни принадлежал, будет услышано", - говорил глава корпорации IBM Луи Герстнер, выступая перед комиссией по экономике Конгресса США.

Активное внедрение сетевых и компьютерных технологий в политике ведет к появлению качественно новой политической системы - интерактивной демократии. На данный момент такие вещи, как онлайновый сбор средств на предвыборные кампании (online fundraising), сетевые политические кампании, онлайновое голосование, постоянный интерактив между избирателями и парламентариями - часть политического процесса, по крайней мере в Евросоюзе, Австралии, Канаде, Соединенных Штатах и Швейцарии. Смысл интерактивной демократии в том, что между властью и обществом, партиями и публикой, между отдельными общественными и политическими группами устанавливается постоянный интерактив, то есть непрерывная обратная связь. Общение с политиками становится обыденным делом, политические институты теряют ореол недоступности, политические процедуры и в том числе выборы - свой ритуальный и эпохальный характер.

Перемещение политической активности в сетевое измерение влечет за собой потерю коллективного чувства (community sense). Например, выборы, кроме всего прочего, являются своеобразным торжественным ритуалом, который способствует социальной солидарности и объединяет людей. Онлайновое голосование может превратить ныне торжественно обставляемые выборы в не слишком значительную процедуру. В целом, в публичной сфере человек перестает быть частью некой социальной общности, от имени которой он выступает, а действует только от себя. В перспективе это серьезно меняет не только стратегию и тактику политических кампаний, но и анатомию политической системы.

Сходные процессы происходят и в коммерции. Изменения емко озвучены в слогане финской компании Benefon - The Call for Individualization (смысл примерно такой: "Призыв к самовыражению"). Бизнес становится предельно индивидуализированным, вся бизнес-среда и деловая инфрастуктура настраиваются на персону руководителя, будь то генеральный директор или менеджер среднего звена. Резко повышается степень ответственности отдельного служащего, и, как следствие, повышается его самооценка. Причем не только в профессиональном, но и, что важно, в обычном житейском плане.

Неограниченные возможности

На фондовом рынке, а это нервная система современной экономики, происходят не менее драматические изменения. В начале девяностых в США существовало негласное рыночное правило: рыночная стоимость (market value) компании примерно равнялась ее годовому обороту (annual turnover). В уходящем 1999 году это правило уже не действовало не только в США, но и в Европе: выход финской компании Nokia на первое место в Европе по капитализации говорит сам за себя. Сейчас рынок функционирует по совсем иным правилам, главным из которых является предположение о неограниченных возможностях "интеллектуальных и высокотехнологических фирм" и неограниченном приросте капитала. (Самая дорогая фирма США Microsoft стоит более 400 миллиардов долларов, самые дорогие компании Японии (NTT) и Европы (Nokia) - свыше 200 миллиардов каждая.) Можно понять, почему капиталы закачиваются в hi-tech. Дело в том, что высокотехнологические компании обладают потенциальной способностью изменить мир - они выпускают продукты, технологии или услуги, меняющие человеческую цивилизацию. Отсюда - фантастические возможности в привлечении капиталов, следствием чего является баснословная стоимость и не очень больших hi-tech-фирм.

Какое все это имеет отношение к человеку и его социальным проявлениям? Для любых фирм, причем даже небольших, открываются неограниченные возможности. В принципе, любая может повторить путь от перспективной компании к гиганту фондового рынка, пройденный Microsoft. В последний год это удалось сделать финской Nokia и британской Vodafone. Есть масса других примеров стремительной раскрутки небольших компаний за счет мобилизации рынка капитала: Amazon (США), Orange (Англия), Europolitan (Швеция), Benefon (Финляндия). Как следствие - для предпринимателя возникает ситуация неограниченных возможностей самореализации, когда на рынке оценивается эффективная идея, прорывная технология, а не активы вроде заводов, недвижимости, оборотов. Рынок начинает работать как конкуренция интеллектов и перспективных возможностей, а не как соревнование больших маркет-мейкеров.

Фондовые рынки открываются для индивидуумов, и посреднические функции брокеров становятся во многом излишними. Фондовый рынок стал по-настоящему публичным, он даже становится частью быта (ведь многие оперируют на биржах во время работы или за ленчем).

Такие изменения знаменуют собой окончательный переход от массовой экономики, построенной на борьбе промышленных транснациональных корпораций, к индивидуализированному рынку, к экономике открытых возможностей.

Сжатая коммуникация

Сжатая коммуникация - еще одна неотъемлемая черта современного мира. Общение, особенно между неблизкими людьми, становится кратким, деловым и достаточно сухим. Иными словами, разговор превращается в обмен полезным текстом или в обмен информацией. Этому способствует стремительное развитие систем мобильной связи, как сотовой телефонии, так и спутниковой. Согласно исследованиям Nokia, в 2002 году число абонентов сотовых сетей во всем мире достигнет 1 млрд. человек, еще несколько сотен тысяч будут клиентами спутниковой связи.

С одной стороны, человек может вступить в контакт с другим человеком независимо от места своего нахождения. Налицо, казалось бы, непрерывная коммуникация. Однако в той же степени она становится сжатой, укороченной и приспобленной не столько для общения, сколько для информационного трафика. Мобильный телефон, мобильная жизнь отменила общение как удовольствие, сделав из него некий "коммуникационный субстрат". Время - деньги, причем не на уровне фразеологических оборотов, а как ежедневная реальность.

Конформизм

Нонконформизм уходит в прошлое. Индивидуализация экономики и публичной сферы приводит к тому, что взаимодействуют между собой не только социальные группы, но, в основном, индивиды. Добиться какого бы то ни было социального согласия возможно только через терпимость и социальный компромисс. Современный человек гораздо более консервативен, чем, скажем, в бурные 60-е. В известном смысле, он лишен абсолютных социальных и общественных ценностей. Роль высоких технологий здесь достаточно очевидна: вращая мир вокруг человека и создавая иллюзию неограниченных возможностей (то же клонирование, например), они выбивают из головы абсолютные социальные ценности. Если можно создавать жизни, абсолютно достоверные виртуальные миры с другой или такой же, как заблагорассудится создателю, системой морали, то что может быть абсолютным и правильным в реальном мире?

Открытость и мобильность бизнеса и человека, сокращение расстояний заставляют по-другому смотреть на внешний мир, культурные и психологические барьеры, разделяющие разные нации, несмотря на технологический прогресс. Отсюда - толерантность к иным культурам, готовность воспринимать новые ценности и новые впечатления.

Жажда новизны

Самодостаточный, обладающий неограниченными возможностями в бизнесе и вступающий с себе подобными в сжатую коммуникацию, заменяющую общение, человек должен где-то искать выход своим внутренним потребностям в новизне. В этом - основания развития рекреационной индустрии, особенно шоу-бизнеса со всеми его вариантами погружения в иную яркую среду вроде IMAX кинотеатров от Sony и Kodak.

По тем же причинам развиваются такие совсем не технологические жанры, как коммерция adventure travel. Каждый с более или менее приличным доходом может позвонить или связаться по Сети с агентством и, заплатив 3-10 тыс. долларов (в развитых странах), на неделю или на месяц глобально сменить обстановку, отправившись в Гималаи, Африку, Патагонию, Антарктику. Есть компании, предоставляющие возможность за несколько десятков тысяч долларов залезть на Эверест или Макалу. К слову, в 1998 году оборот коммерции adventure travel только в США составил 220 млрд. долларов, что значительно больше той же электронной коммерции.

Для внутренней гармонии современный человек нуждается в острых ощущениях и ярких впечатлениях. Без этого невозможен стремительный прогресс, который уже кажется необратимым и не зависящим от нас (вот и парадокс - с одной стороны независимость и индивидуализм, с другой - необратимо нарастающий темп жизни и работы).



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.