Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как сделать DivX из DVD?

Архив
автор : Алексей Шашков   04.10.2002

Читатели "КТ", конечно же, смотрели фильмы на компакт-дисках. Многие знают, что записаны они в формате MPEG4. Если помучить их расспросами подольше, то можно услышать, что эти фильмы как-то извлечены из DVD-дисков и "сжаты". Но вот как именно происходит сей воистину замечательный процесс для многих остается загадкой. Именно этой благородной и преступной цели посвящена наша статья.

Читатели «Компьютерры», конечно же, смотрели фильмы на компакт-дисках. Многие знают, что записаны они в формате MPEG4. Если помучить их расспросами подольше, то можно услышать, что эти фильмы как-то извлечены из DVD-дисков и «сжаты». Но вот как именно происходит сей воистину замечательный процесс - преобразование дорогого DVD в дешевый «народный» CD - для многих остается загадкой. А это далеко не так сложно, как кажется на первый взгляд, и практически каждый может без труда научиться делать это в домашних условиях. Именно этой благородной (с нашей точки зрения) и преступной (с точки зрения воротил от кинобизнеса) цели посвящена наша статья.

Как и любое другое дело, конвертирование диска следует начать с выбора правильного инструмента. Нам понадобятся:

Компьютер. Совсем не обязательно держать для этих целей сверхсовременного монстра, который дробит числа быстрее, чем вы успеваете их закладывать. Для сжатия в DivX (MPEG4) наиболее важным элементом является процессор. Нет никакой разницы, кто его делал - AMD, Intel или кто-либо еще. Но чем он мощнее, тем быстрее пройдет процесс кодирования, и тем раньше вы сможете насладиться собственноручно изготовленным шедевром. Хотя, как я уже говорил, даже если процессор не слишком шустр по сегодняшним меркам, это совсем не страшно. Все равно справится, только времени это займет несколько больше, чем при использовании его более быстрых собратьев. Проще говоря, если вашего процессора хватает на просмотр DivX-фильмов, то его хватит и на кодирование. Кроме процессора, необходимо позаботиться о свободном месте на жестком диске. Необходимый объем может меняться в зависимости от того, какой фильм и как вы собираетесь делать, но 10 гигабайт обычно хватает. Обратите внимание, что файловая система FAT 32 ограничивает максимальный размер файла двумя гигабайтами, поэтому лучше использовать NTFS в связке с Windows 2000 или XP.

И само собой, прежде чем приступать к кодированию, вы должны добиться от своего компьютера нормальной, стабильной работы. Дело в том, что даже на современных, мощных процессорах кодирование занимает часы (а на старичках с частотами в районе 300 мегагерц - иногда и сутки), и все это время компьютер трудится как стахановец. Не покладая своих электронных рук и в поте своего кремниевого лица. Если он устанет и решит отдохнуть (система зависнет или глюканет каким-либо другим способом), то все усилия пойдут насмарку, придется начинать сначала. Кстати, компьютером не обязательно должен быть десктоп - автор, например, давно и успешно кодирует на ноутбуке.

DVD-привод. Строго говоря, этот инструмент относится к компьютеру в целом, но я решил, что стоит заострить на нем особое внимание. Вообще, DVD-привод подойдет любой; единственное условие - он должен читать DVD-диск, который вы собираетесь кодировать. Его скорость не важна, хотя именно DVD-ripping - одна из тех очень немногих областей, где - кроме способностей к продуцированию назойливого шума - будут видны и преимущества современных 12- или 16-скоростных приводов.

Но на тернистом пути чтения DVD Video-дисков есть один подводный камень. Даже не камень, а целая скала, или айсберг. И если неудачно налететь на него, то можно разделить судьбу «Титаника». Виртуально, конечно же. Дело в том, что одной из задач, которую ставили перед собой разработчики стандарта DVD, было создание самого защищенного формата для хранения видео. Сейчас нас интересует только один из видов этой защиты - региональная защита. С целью предотвращения ситуации, когда во всех регионах новый фильм появляется одновременно, тогда как издатели планируют совсем другое (не секрет, что премьера в Америке обычно бывает раньше, чем в Европе) 1, официально мир был поделен на зоны:

1 зона - США и Канада;
2 зона - Европа, Ближний Восток, Южная Африка и Япония;
3 зона - Юго-восточная Азия;
4 зона - Австралия, Центральная и Южная Америка;
5 зона - Африка, Азия, Восточная Европа;
6 зона - Китай;
7 зона - экстерриториальная зона (корабли, самолеты и т. д.).

Любой DVD-диск и DVD-привод, для того чтобы полностью соответствовать спецификациям DVD-консорциума, должен поддерживать зональную защиту. То есть, такой привод ни в коем случае не должен проигрывать диски другой зоны. Защита встроена на аппаратном уровне в firmware привода, и диск другой зоны, по идее, не должен даже инициализироваться. Вставьте такой диск в привод, а он отрапортует: «Нету во мне ничего, пустой я. Это тебе, хозяин, мерещится все». Трудность состоит в том, что при производстве DVD-привода неизвестно, где его продадут, и поэтому в новых устройствах предусмотрена возможность пятикратной смены зоны, прежде чем она будет установлена навечно.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда ничего не подозревающий пользователь вставляет в DVD-привод неизвестно как к нему попавший диск, относящийся к какой-либо экзотической (для нас) зоне 2, а потом с удивлением обнаруживает, что все остальные его диски перестали читаться! Сюрприз, прямо-таки скажу, не из приятных. Но не стоит пугаться раньше времени, потому что можно легко избежать такой печальной участи. Если действовать «по закону», то нам придется кодировать либо диски одной лишь 5-й зоны (это относится к нашим читателям, живущим в России), либо диски без зональной защиты 3. Узнать, к какой зоне относится диск, можно, внимательно рассмотрев коробку. На коробке диска с региональной защитой обязан присутствовать специальный символ, сообщающий о номере региона. Обычно это стилизованное изображение глобуса с цифрой посередине. Будьте очень внимательны: иногда это изображение очень маленькое, и его можно пропустить, что порой обходится недешево. Если такой картинки нигде нет (проверьте еще раз!) - значит, коробка сделана с нарушением требований DVD-консорциума, и, скорее всего, диск сделан так же. То есть, он является «мультизонным». Особенно это касается дисков на русском языке. К сожалению, о стандартности диска можно будет говорить с полной определенностью только после того, как диск побывает в приводе.

Как всегда, существует и другой путь, не совсем «по закону». Можно попробовать сделать DVD-привод мультизонным - для этого вам придется полазить в Интернете. Начинать лучше отсюда: perso.club-internet.fr/farzeno/firmware.

Первая из необходимых утилит называется driveinfo и живет здесь: perso.club-internet.fr/farzeno/dvdf/driveinfo21.exe. Скачайте ее, запустите, и вы увидите окно, сообщающее о статусе привода: имеет ли он региональную защиту или нет, какова текущая зона привода, а также сколько раз еще можно сменить зону. Кстати, если на только что купленном приводе эта утилитка показывает «This drive doesn’t have regional protection», это не значит, что вам дико повезло и вы купили привод без региональной защиты. Так рапортуют о себе большинство новых приводов - до тех пор, пока в них не вставишь DVD-диск, после чего защита сразу же и включается. Кроме этого, утилитка сообщит вам точную модель привода и версию его firmware. Вооруженные этой информацией, идем в соответствующий раздел сайта, упоминавшегося выше, и ищем там прошивки для своего привода. Прошивки бывают двух видов: RPC 2 и RPC 1, что означает, соответственно - с региональной защитой и без оной. Выбираем нужную, качаем, внимательно читаем описание к прошивке, и если все понятно и вы абсолютно точно уверены, что скачали прошивку именно для своего привода, прошиваем. То, как это делается, строго индивидуально для каждого производителя, и поэтому описание процесса, которое подошло бы для всех, дать невозможно.

Если все сделано правильно, и driveinfo идентифицирует привод как лишенный региональной защиты, можно вздохнуть с облегчением и больше об этой защите не беспокоиться. Если же прошить привод не удается, это может означать две вещи:

Во-первых, вы невнимательно прочитали инструкции по прошивке и что-то делаете неправильно.

Во-вторых, вы, вероятно, используете прошивку не той версии. Если что-то непонятно, не стоит экспериментировать, а то легко и безвозвратно «убьете» привод. Лучше пригласите специалиста. Человек, лишивший глупой защиты свой драйв, наверняка сможет разобраться и с вашей проблемой. Коль таких спецов вокруг нет, оставьте эту затею, пока не поймете, в чем были не правы, и просто внимательнее относитесь к дискам, которые будете использовать. Следите, чтобы все они были одной зоны - и нет проблем.

Набор программного обеспечения - последнее, что нам понадобится. О том, каково это обеспечение и как им пользоваться, мы и поговорим.

Первый этап, через который необходимо пройти в процессе кодирования, это сброс содержимого DVD-диска на жесткий диск компьютера. Как говорилось выше, на этом этапе нам придется столкнуться с очередной защитой, встроенной в формат DVD жадными буржуями. Состоит она в том, что содержимое DVD-видеодиска зашифровано. Для шифрования используется алгоритм CSS, что означает Content Scrambling System. Это означает, что если просто скопировать видеофайлы на диск, то при попытке проиграть их вы получите вместо изображения цветной шум, сопровождаемый дерганым и заикающимся звуком. Естественно, что если закодировать такой файл в DivX, то на выходе получим то же самое: шум вместо видео и бред вместо звука. Поэтому содержимое DVD-дисков надо скидывать на HDD с помощью специальных программок, расшифровывающих содержимое и складывающих все в лучшем виде в нужном месте. Эти программы-декодеры следует использовать даже в тех случаях, когда диск не защищен, и его можно копировать просто так. Никогда не угадаешь (пока не попробуешь), зашифровано содержимое или нет, да и еще надо знать, что копировать: далеко не все файлы на DVD относятся к фильму. Использование специальных программок-декодеров избавляет вас от обеих проблем разом.

Наиболее простой программой для дешифровки по праву считается DVD Decrypter (www.3dnews.ru/download/dvd/dvddec).

Работать с программой исключительно просто. Вставляете DVD в привод, запускаете программку - и вот оно. Откроется два окна: окно программы, в котором уже будут выбраны файлы фильма (в 99% случаев - правильно) и директория, куда файлы будут сбрасываться (для этого программа должна быть в File mode, выставляется либо через меню Mode - File, либо просто нажав на кнопку F). Плюс окно с лог-файлом, в котором находится служебная информация DVD Decrypter.

Кроме этого, в окне программы находится информация о том, к какому региону относится диск и какие виды защиты используются. Изменения этих настроек требуются, только если вы хотите просматривать DVD-диск целиком с жесткого диска, со всеми меню, возможностью смены субтитров - в общем, со всем тем, что присуще DVD-диску. Тогда вам потребуется выбрать все файлы, наличествующие на DVD. Для проигрывания в PowerDVD 4, к примеру, нужно выбирать режим Open DVD files on hard disk и указать файл под названием VIDEO_TS.IFO.

Если это не нужно, нет никакого смысла копировать весь диск: для кодирования будет достаточно только файлов, выбранных DVD Decrypter’ом по умолчанию. Остается нажать на большую кнопку с изображением DVD-диска и стрелочки, указывающей на HDD (она там одна такая, перепутать невозможно) и расслабиться, пока копирование не закончится. Займет это, в зависимости от скорости вашего привода и качества диска, от пяти минут до получаса. Кстати, не стоит сильно пугаться, если в окне лога DVD Decrypter появятся сообщения о том, что какие-то сектора не могут быть прочитаны - так бывает на поцарапанных или просто некачественных дисках. Это неприятно, но не смертельно. В большинстве случаев, это проявляется только в виде кратковременных артефактов на изображении, что ни в коей мере не помешает конвертировать такой диск в DivX.

Кроме DVD Decrypter, для сброса DVD на HDD можно пользоваться программой SmartRipper. Она входит в состав пакета для DivX-энкодинга, о котором будет рассказано ниже, поэтому ссылки, где ее можно скачать отдельно, я давать не буду. У SmartRipper интерфейс посложнее, чем у DVD Decrypter, но раньше это компенсировалось более продвинутыми возможностями. С выходом DVD Decrypter 3.1.1.0 ситуация изменилась. Для того что бы в этом убедиться, достаточно перевести DVD Decrypter в IFO режим (меню Mode - IFO, или просто нажав на I)

Если вы все таки захотите воспользоваться Smart Ripper, то для наших целей, как и в случае с DVD Decrypter, можно довериться выбору программы, изменив только Target, если по умолчанию выбран диск или раздел, на котором недостаточно места. После этого со спокойной душой жмите на Start.

Когда файлы сброшены на диск, пути многих кодеров расходятся. Существует немало различных методик, по которым можно превратить все полученные файлы в один симпатичный DivX, и их описание заняло бы не один журнал. Но зачем забивать голову кучей методов, когда реально будет использоваться всего один? Поэтому я расскажу вам как раз об одном, зато зарекомендовавшем себя с наилучшей стороны: и качеством получаемых фильмов, и относительной простотой использования.

Знакомьтесь, Gordian Knot. Это название произошло от легенды про Гордиев узел, который никто не мог развязать. Предание гласило, что развязавший его станет владыкой мира. Александр Македонский не долго думая разрубил его мечом. Чем закончилась эта история, вы знаете: Александр преуспел в деле завоевания мира. У нас задача попроще, всего-навсего грамотно конвертировать фильм из одного формата в другой, но и тут Гордиев узел нам поможет.

Скачать эту замечательную программку можно с www.3dnews.ru/download/dvd/gordian-knot.


1 (обратно к тексту) - На мой взгляд, это придумали, чтобы было удобнее драть с европейцев за одни и те же фильмы в полтора раза больше, чем с американцев - именно настолько различаются цены на лицензионные DVD-диски в Америке и Европе.
2 (обратно к тексту) - Например, четвертой или шестой.
3 (обратно к тексту) - Такие «неправильные», с точки зрения DVD-консорциума, диски уже появились, причем в больших количествах. Угадайте с трех раз где… Правильно, в России-матушке.

Вообще-то не совсем верно считать все это одной программой. Gordian Knot скорее целый пакет различных программ и кодеков. Но не будем вдаваться в излишние подробности: нам достаточно знать, что требуется скачать сам пакет, версии 0.21, потом апдейт до версии 0.26, и последовательно установить их.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Несмотря на то, что Gordian Knot содержит все необходимое для работы со звуком и может выдать «на гора» уже готовый фильм, я рекомендую делать все по частям - отдельно звук и отдельно изображение, а сводить их вместе на самом последнем этапе. Это убережет вас от множества проблем и ошибок, а если таковые и случатся, то решать их будет куда проще.

Начнем с видео как более важного и ответственного этапа. Запускаем свежеустановленный Gordian Knot, переходим на первую закладку. Декодированные файлы с фильмом уже должны быть на жестком диске (если нет, то воспользуйтесь SmartRipper, который можно запустить здесь же, нажав на соответствующую кнопку), поэтому нажимаем на кнопку DVD2AVI. Откроется окно программы. Вообще то, DVD2AVI сам по себе является инструментом, который способен кодировать DVD-диски в DivX. Но уж слишком примитивным, чтобы серьезно его использовать. Однако он прекрасно подходит для выполнения функций frameserver именно благодаря собственной простоте. Frameserving означает, что одна программа обрабатывает видео и передает его другой. В нашем случае на DVD2AVI возлагается задача извлечь видео-поток из VOB-файлов и передать его дальше. Например, если фильм анаморфный, то DVD2AVI извлечет изображение с вытянутыми лицами, и именно в таком виде передаст его любой программе, которая сможет это обработать. Проникнувшись важностью идеи, загружаем в DVD2AVI рипнутые *.vob-файлы. Для этого в меню File указываем на первый по счету *.vob, нажимаем ОК, - остальные будут загружены автоматически.

Теперь требуется определить, с каким видом видео мы имеем дело. Для этого нажимаем на F5, которая запускает Preview, ждем пару минут, в течение которых внимательно следим за окном статуса. Главное, что мы должны выяснить, это тип видео (PAL или NTSC), что может быть написано открытым текстом, иначе придется догадываться об этом по количеству кадров в секунду. Для PAL это всегда 25, а для NTSC - 30. Если материал - PAL, можете смело пропускать следующие несколько строчек. Если нет, придется проделать еще одну манипуляцию. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев исходный материал DVD-диска снимался на кинокамеру. Которая, как известно, снимает со скоростью 24 кадра в секунду. Чтобы эти 24 кадра превратить в 30, требуемые по стандарту NTSC, применяется процесс под названием IVTC (Inverse Telecine). Вкратце, суть его состоит в том, что определенные кадры в определенном порядке просто повторяются. Это хорошо для телевизора, но плохо для нас. Зачем по два раза кодировать абсолютно одинаковые кадры и тратить драгоценное место в файле, которое можно и нужно использовать с большей пользой.

Поэтому смотрим на раздел Video Type в окне статуса. Если DVD делался действительно с кинопленки, и IVTC производился без всяких хитростей (что верно для подавляющего большинства дисков), то этот раздел примет значение «FILM95%» или выше. Цифра означает, что можно безболезненно произвести обратный IVTC (Reverse Telecine) средствами DVD2AVI, и получить из 30 кадров исходные 24. Все, что требуется, это в меню Video выбрать пункт Field Operation и отметить Forced FILM. Кстати, этот пункт останется выбранным и в следующий раз, когда вы запустите DVD2AVI, поэтому если следующим фильмом будет NTSC, то придется лишь убедиться, что раздел Video Type будет показывать «FILM95%» или выше. Если же следующим фильмом будет PAL, то включенный пункт Forced FILM напомнит о себе понижением Frame Rate до 20 вместо 25. Кодирование фильма в таком виде приведет к дергающейся картинке, лишающей просмотр всякого удовольствия. Поэтому обращайте внимание на данный нюанс, и в случае необходимости не забывайте переключить Field Operation в положение None.

Выбираем разрешение. У нас имеется анаморфный PAL-фильм с пропорциями 16:9, масштабированный до 576х240. На каждый пиксель приходится по 0,223 бита, но это не имеет никакого значения, ведь процент ужатого материала составляет 73,3. Неплохо, можно начитать кодирование.

После завершения всех приготовлений остается сохранить проект (но еще не готовый фильм!), что можно сделать в меню «File - Save Project», или просто нажав на F4. Через несколько минут вы получите d2v-файл.

Загружаем файл в Gordian Knot. Для этого нажмите на кнопку Open раздела DVD2AVI, расположенного в левом нижнем углу окна программы. Откроется окно с фильмом, и разделы программы весело заполнятся цифрами. Переходим на закладку Bitrate, где надо решить, какого размера файл вы хотите получить, и сколько из этого объема будет выделено на звук. Не тушуйтесь, если не можете принять решение в одно мгновение. С настройками можно вволю поиграть, и поэтому не стоит пытаться угадать оптимальные значения сразу. Ставьте, что кажется правильным на первый взгляд: в случае чего все можно будет поправить. Доступных настроек немало, но, как мы уже договаривались, я описываю один метод, дающий наилучшие результаты в подавляющем большинстве случаев. Поэтому будем кодировать в DivX 3, который и выбираем в разделе Codec. Затем определяем, сколько дисков займет файл на выходе, нажав на соответствующую кнопку в разделе Total Size (если эти кнопки недоступны, значит, в разделе Mode не выбран пункт Calculate Average Bitrate). Если возникнет желание кодировать в Divx5, то делается это точно так же, за одним маленьким исключением, которое будет описано ниже.

Сколько и каких звуковых дорожек будет использоваться? Выбираем подходящий вариант, выставляем желаемый битрейт, и можно переходить на следующую закладку, которая называется «Resolution» и где выбирается разрешение кадра. Кроме этого, она отвечает за соблюдение его правильных пропорций, чтобы не допустить вытягивания или сплющивания персонажей фильма. Еще одна полезная функция, которая доступна с этой закладки, - это возможность обрезать часть кадра, удаляя черные полосы по краям. Там же требуется выбрать тип видео (PAL или NTSC) и пропорции кадра (16:9 или 4:3) в соответствующих разделах. В подразделе Crop (before resize!) требуется нажать на кнопку Auto Crop и выбрать пункт Smart Crop All.

В подавляющем большинстве случаев вы получите изображение с правильными пропорциями, где, к тому же, отрезано все лишнее. В этом легко убедиться, взглянув на окно, в котором показывается видео. Для того чтобы увидеть именно ту картинку, которая получится в результате энкодинга, не забудьте в меню View отметить пункт Resized. Выберите желаемое разрешение соответствующим ползунком и оцените, насколько хорошо вы угадали настройки.

На этой закладке можно выбрать размер файла. Загружен фильм продолжительностью 1 час 52 минуты и 5 секунд. Планируется добавить одну звуковую дорожку в MP3 на 96 Кбит, а сам фильм будет на одном CD емкостью 700 Мбайт.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Gordian Knot жестко ограничивает размер файла, поэтому нельзя ставить разрешение «с потолка» и рассчитывать на достойный результат. Чудес не бывает: ограничение в размере означает, что на каждый из кадров в фильме приходится строго определенное количество бит, не меняющееся в зависимости от разрешения. Соответственно, чем больше размер кадра, тем меньше бит приходится на каждую точку в этом кадре. А чем это число меньше, тем хуже будет выглядеть эта точка. За значением битности можно следить в разделе Bits/ (Pixel*Frame). Нет точных рекомендаций, каким же оно должно быть - это строго индивидуально для каждого фильма. Рекомендуется оставаться в диапазоне от 0,200 до 0,300.

Но значение битности требуется лишь для предварительной оценки, и его лучше выкинуть из головы, как только появится цифра более конкретная. Разные фильмы кодируются по разному: мне встречались диски, которые получались с отличным качеством при 0,140, и такие, которые даже при 0,400 выглядели далеко не идеально. Как же узнать, что будет достаточным именно для вашего фильма? Только проведя пробное кодирование всего материала. Отрывка недостаточно. Где гарантия, что отрывок будет отображать общую картину? Разные отрывки могут кодироваться по-разному. Но ждать несколько часов только для того, чтобы узнать, что получилось совсем не то, что хотелось, и все придется начинать сначала!? Gordian Knot предоставляет возможность провести пробное кодирование случайным образом надерганных из всего фильма кадров. Это дает надежду, что результат, полученный посредством такой процедуры, будет соответствовать реальному положению дел. Называется эта функция Compressibility Test. Проверка проводится очень просто. Вновь обращаемся к окну с видео, нажимаем на кнопку Save&Encode. Это действие вызовет к жизни новое окно, которое управляет программкой под названием AVISynth.

Из всего богатства настроек в этом окне можно использовать только раздел Resize Filter. В нем определяется, какой алгоритм будет использоваться для изменения размера кадра - от того, который был на DVD-диске, до выбранного вами на закладке Resolution. Важность этой процедуры трудно переоценить, потому что качественное кодирование потеряет всякий смысл, если картинка будет испорчена при масштабировании. Казалось бы, чего тут думать - брать вариант, который дает наилучшее качество, и все! К сожалению, не все так просто. Использование более продвинутых алгоритмов увеличивает размер файла, поэтому не всегда является оправданным. Зачем использовать продвинутые алгоритмы, если разрешение фильма приходится делать маленьким? Хотя решать, конечно же, вам.

Доступны несколько вариантов:

  • Bilinear - наихудшее качество из всех доступных, поэтому пользоваться им не рекомендуется. Хотя и размер файла также получается наименьшим.

  • Soft Bicubic - качество гораздо выше, но края объектов расплываются. Можно использовать, если выходное разрешение низкое, порядка 412 по горизонтали. Размер файла получается небольшим.

  • Neutral Bicubic - четкость выше, можно использовать при разрешениях порядка 512 по горизонтали. Размер больше.

  • Sharp Bicubic - обеспечивает наивысшую четкость, рекомендуется использовать с разрешениями 576 по горизонтали и выше. Размер еще больше.

  • Кроме Resize Filter, иногда приходится использовать Noise Filter, призванный бороться с цифровым шумом, который встречается на некоторых дисках.

  • None - никаких манипуляций с изображением не производится. Скорость кодирования максимальна, следует использовать, когда фильм качественно (совсем без шумов или их очень мало) закодирован еще на студии.

  • Little Noise (slow) - используются базовые алгоритмы для борьбы с шумом. Скорость немного падает. Правда, и шум убирается не так тщательно, как хотелось бы. Тем не менее, это наиболее часто используемый метод, прекрасно подходящий для большинства современных дисков.

  • Medium Noise (slower) - используется более продвинутый алгоритм, работает заметно медленнее. Следует использовать, если предыдущий метод не дал желаемого результата.

  • Heavy Noise (slowest) - наиболее мощный алгоритм. Скорость кодирования падает почти вдвое. Используется на материале с огромным количеством шума. В случае с DVD такое встречается крайне редко, разве что на очень старых дисках.

Выставив все необходимое, можно переходить к разделу Compressibility Check, ради которого мы и открыли это окно. Здесь требуется отметить чекбокс Use, и нажать на кнопку Now. При желании можно изменить значение, показывающее, сколько процентов от всего фильма будет использоваться для проверки (по умолчанию это 5%), но я не вижу оснований для этого. При нажатии на кнопку Now запустится окно Nandub, который и будет производить кодирование. С этим окном ничего делать не надо - просто подождите, пока Nandub закончит свою работу и вновь передаст управление Gordian Knot.

На этот раз в окне Gordian Knot появится цифра, сообщающая о результатах Compressibility Check. Она показывает, какой процент от исходного материала удалось ужать в рамках заданных ограничений (размер, разрешение и настройки AVISynth). С этого момента можно забыть обо всем остальном, потому что только эта цифра определяет итоговое качество фильма. Хорошим значением считается цифра в районе 70%. Но для того чтобы получить действительно очень хорошее качество, стоит нацеливаться приблизительно на 80%. Если требуется отличное, почти идеальное качество, то стоит остановиться на 90%. Нацеливаться на что-либо большее не имеет особого смысла, потому что разница будет незначительной и зритель не сможет ее заметить. И уж совсем никакого смысла нет в том, чтобы это значение превышало 100% (такое возможно) - это будет просто бессмысленное разбазаривание данных, которые можно (и нужно) использовать с большей пользой.

Нет ничего страшного, если сначала у вас получится совсем не то значение, которое вам хотелось бы видеть. Как я и обещал, это легко исправить. Наиболее кардинальным методом является увеличение размера файла, например, использование большего количества CD. Еще одним весьма действенным методом является уменьшение разрешения. Самое приятное, что при уменьшении разрешения и увеличении размера файла не приходится каждый раз производить новый Compression Check - прекрасно подходит один раз собранная статистика. Таким образом, можно спокойно и в кратчайшие сроки опробовать сколько угодно вариантов, наблюдая, как изменится качество фильма (по уже известной нам цифре).

Compression Check нужен только в том случае, когда хочется посмотреть, как повлияет на качество готового материала изменение настроек AVISynth, например, изменение алгоритма Resizing или настроек Noise Filter.

Но вот требуемое значение Compressibility Check получено, и можно приступать к кодированию. Вновь обращаемся к окну с видео, опять нажимаем на кнопку Save&Encode и снова оказываемся в окне, управляющем AVISynth. Настраиваем там все необходимое (так же, как мы делали перед Compressibility Check), только на этот раз оставляем раздел Compressibility Check выключенным и нажимаем на кнопку Save&Encode. Вам предложат сохранить AVS-файл, и откроется окно контроля за кодированием. Все необходимое должно быть отмечено по умолчанию, поэтому просто жмите на кнопку Add Job to Encoding Queue. Программа спросит, стоит ли начинать кодирование немедленно, соглашайтесь, и с чувством выполненного долга займитесь чем-нибудь другим.

Если для кодирования используется Divx5, то в окне контроля за кодированием можно отметить чекбокс Use Pro Features (Use only if Divx5 Pro is installed). Это разрешит использование «профессиональных» функций Divx5. Конечно же, для этого Pro версия Divx должна быть установлена.

Как уже говорилось, процесс кодирования - долгоиграющий, и точное время зависит от мощности вашего компьютера. Даже очень мощным современным компьютерам требуется несколько часов. Кодирование идет в два прохода, поэтому не удивляйтесь, когда Nandub, дойдя до 100 процентов, начет все сначала: это абсолютно нормально, так и должно быть. Если вам интересно, зачем нужны эти два прохода, и как все это вообще работает, зайдите на www.3dnews.ru, где есть материалы по DVD-Rip, в которых можно найти как достаточно подробное описание Nandub, так и другую полезную информацию. В любом случае, если вы все сделали правильно и проявили должное терпение, к этому моменту у вас должен быть готовый файл с видео. Хочется надеяться, нормального качества. Но без звука.

Как и для кодирования видео, для реализации звукового сопровождения в DivX-фильмах применяется множество методик. Я опять же не буду описывать их все, а ограничусь парой наиболее, на мой взгляд, удачных.

Прежде всего, необходимо определиться, какой звук вам нужен. Можно использовать оригинальную 5.1 AC3-дорожку или кодировать звук в MP3. Преимущество первого варианта в том, что вы получите звук точно такого же качества, какое было на DVD. MP3, в свою очередь, позволит вам сэкономить место, но придется ограничиться простым stereo. При изготовлении фильмов объемом на один диск звук, однозначно, должен делаться в MP3.

Для получения звуковой дорожки AC3 придется вернуться немного назад и воспользоваться уже знакомой нам DVD2AVI. Работа со звуком в DVD2AVI происходит через меню Audio. В этом меню имеется несколько пунктов:

  • Track Number - выбор нужной звуковой дорожки.

  • Channel Format - выбор нужного формата звуковой дорожки. Это необходимо, например, когда в фильме имеется несколько дорожек, записанных в разных форматах (например Dolby Digital и PCM), а извлечь надо всего одну. Если вы не знаете, какой звук используется в фильме, оставьте auto-select.

  • Dolby Digital - здесь находятся средства для работы с Dolby Digital-дорожками. Нас интересуют всего два. Это Demux, которое позволяет извлечь дорожку, выбранную в пункте Track Number AC3, и Demux All Tracks, позволяющее извлечь сразу все AC3-дорожки, имеющиеся на диске. Если вы выбрали этот пункт, то выберите None в меню Track Number.

  • Mpeg Audio - позволяет извлекать звуковые дорожки, записанные не в AC3-формате.

  • 48 -> 44,1 KHz - как видно из названия, преобразует сигнал из 48 в 44,1 кГц. Работает только при конвертации в wav, или с PCM- и MP2-дорожками, поэтому не обращайте на нее внимание, если у вас AC3.

  • Normalization - позволяет выставить уровень громкости выходного сигнала. Как и предыдущий пункт, работает с wav (PCM и MP2).

После того, как выставлены все опции, остается только нажать Save Project (или F4) из меню File, и вместе с проектом будут сохранены звуковые файлы.

Если вы не уверены в том, что именно надо сохранять, выставьте None в Track Number и Demux All Tracks в Dolby Digital и MPEG Audio. Тогда извлекутся все звуковые дорожки, существующие на диске, останется лишь выбрать нужную. Только проследите за тем, чтобы места хватило на все. О том, что делать с полученными файлами, будет рассказано ниже, а теперь перейдем к MP3-звуку.

В качестве необходимого программного обеспечения нам понадобится пакет GraphEdit, взять который можно здесь: www.3dnews.ru/download/dvd/graphedit.

GraphEdit является частью DirectMedia SDK. Он пропускает сигнал, полученный с помощью одного из установленных в системе фильтров, через любой другой кодек или фильтр, установленный и зарегистрированный в системе. Для наших целей нужен сам GraphEdit и несколько фильтров: Dump, Ligos MPEG Splitter, Lame MP3 Encoder и I-Me dia Multiple MPEG2 Source. Кроме этого, нам потребуется InterVideo Audio Decoder, взять который можно здесь: www.3dnews.ru/download/dvd/intervideo.

Распаковав эти архивы и зарегистрировав в системе все необходимые фильтры (файл register.bat для W9x и register.cmd для W2k и WinXP), можно приступать к работе. Для начала нам понадобится рипнутый на жесткий диск DVD и файлик filelist.lst со списком *.vob’ов, которые надо обрабатывать. Выглядеть он должен так:

D:\DVD\VTS_01_1.VOB

D:\DVD\VTS_01_2.VOB

Путь, конечно же, может быть любым. Создать этот файл можно как самостоятельно, в Notepad, так и с помощью закладки File List Writer Gordian Knot. Если файл лежит в той же директории, где и рипнутые *.vob’ы, то его можно упростить и писать только список файлов, без пути к ним:

VTS_01_1.VOB

VTS_01_2.VOB

Когда все необходимые файлы на месте, запускаем GraphEdit, выбираем меню Graph, и там пункт Insert Filters. В открывшемся окне открываем раздел DirectShow Filters и ищем там I-Media Multiple MPEG2 Source (если не находим, значит, вы забыли зарегистрировать фильтр, поэтому еще раз зайдите в директорию, куда вы распаковали файлы GraphEdit и запустите register.bat). Выбрав его, нажимаем на кнопку Insert Filter, и нас спросят про filelist.lst. Указываем на него, и в окне GraphEdit появится фильтр.

Следующим на очереди идет Ligos MPEG Splitter. Вставляем его, соединяем Output от I-Media-фильтра и Input от Ligos’а, и видим содержимое *.vob’ов, разделенное на потоки. Обычно это Video-, несколько AC3- и несколько Subpicture-потоков. Вставляем InterVideo Audio Decoder и соединяем его с какой-либо из AC3-дорожек. Если вы точно знаете, на какой дорожке что записано, можно продолжать дальше, если нет, то можно вставить Default DirectSound Device из Audio Renderers, после чего, соединив его с InterVideo-декодером и нажав кнопку воспроизведения (сразу же под меню), послушать, что же это за звуковая дорожка. Учтите, что дорожка будет закодирована именно так, как она будет звучать здесь, так что если вы услышите, что со звуком какие-нибудь проблемы, то не надейтесь, что при кодировке они будут исправлены.

За одним исключением. Редко, но бывает, что звук при проигрывании идет с середины фильма. Тем не менее, при кодировании все получается правильно. После того, как дорожка выбрана, из DirectShow Filter вставляется LAME MPEG Layer III Audio Encoder, и соединяется с InterVideo AudioDecoder. В LAME Properties (по правой кнопке мыши) выставляется требуемый bitrate и другие настройки MP3-кодека.

Последним фильтром является Dump. Когда будете вставлять его, вас спросят имя файла, куда сбрасывать то, что будет подаваться на фильтр. Напишите имя «.mp3», нажмите «Проигрывание» и ждите. Благодаря I-Media-фильтру вы сможете наблюдать прогресс бар. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому я приведу картинку со всеми требуемыми фильтрами и соединениями.

Эта методика прекрасно работает с большинством фильмов, которые имеют нормальную AC3-дорожку, во всех остальных случаях следует использовать DVD2AVI. Если вы чувствуете, что необходима дополнительная информация, обратитесь к уже упоминавшемуся здесь www.3dnews.ru.

После того, как готовы файлы со звуком и с видеоизображением, остается только свести их вместе. Для этого стоит использовать Nandub, установленный вместе с пакетом Gordian Knot. Найти его можно там же, куда сохранили Gordian Knot (по умолчанию это Program Files); директория Nandub, файл nandub.exe.

Загружаем в Nandub видео и звук. Сделать это можно через меню «File - Open video file…» для видео и меню Audio. В последнем меню следует выбрать тот тип звука, который вы хотите свести с видео. В нашем случае это либо AС3 Audio… либо (VBR) MP3 Audio… При загрузке AC3-звука откроется табличка с информацией о дорожке, при загрузке MP3 не откроется ничего. Остается настроить Interleaving, что можно сделать через одноименный пункт меню Audio. Эта функция определяет, насколько часто будут «переналаживаться» звук и видео. Другими словами, как часто они будут синхронизироваться. Значение Interleaving рекомендуется ставить от 64 до 128 ms. Хотя можно и вовсе не использовать Interleaving (особенно с MP3-звуком): если звук и видео сделаны нормально, все будет синхронизировано и так. К тому же файл получится меньшего размера, да и фильм, сделанный без использования Interleaving, будет несколько быстрее проигрываться на слабых компьютерах. После того, как все загружено и выставлено, не забудьте выставить Video и Audio в Direct Stream Copy, и останется только сохранить готовый фильм через «File - Save as AVI…»

Кроме этого, Nandub позволяет делать фильмы с несколькими звуковыми дорожками. Такая функция бывает нужна, например, для того, чтобы добавить перевод. Делается это через раздел Secondary Audio, меню Audio. Настройки, доступные для второй дорожки, полностью идентичны настройкам для первой. Здесь можно отметить, что вторая дорожка не обязательно должна иметь тот же формат, что и первая: например, можно сделать фильм с AC3- и MP3-дорожками. Остается только выставить режимы Direct Stream Copy в меню Video и Audio, и сохранить готовый фильм в меню «File - Save as AVI…»

Уф! Если все сделано правильно, то сейчас вы должны получить файл с готовым фильмом. К сожалению, нет в жизни совершенства, и иногда (редко, но все же) этот фильм имеет проблемы с синхронизацией звука и изображения. В таком случае стоит сравнить длину звуковой дорожки, полученной ранее, с длиной видео. Если они разные, ищите, где есть чего лишнего: это придется отрезать. Для управления звуком в Nandub есть несколько инструментов. Во-первых, можно воспользоваться меню «Audio - Interleaving». В открывшемся окне есть раздел Audio Skew Correction. Добавляя отрицательное или положительное значение в пункт «Delay audio track by __ ms», можно исправить ошибки: изображение опережает звук - отрицательные значения; изображение отстает - положительные значения. Кроме этого, возможна ситуация, когда отставание звука или видео нарастает постепенно. Для решения этой проблемы следует воспользоваться меню «Video - Frame Rate…» Увеличиваем или уменьшаем Frame Rate в зависимости от того, в какую сторону убегает звук. Часто достаточно просто отметить пункт «Change so video and audio duration match». Если не поможет, то в открывшемся окне отмечаем пункт «Change to ____ frames per second» из раздела Frame Rate Conversion. Если звук отстает, то надо увеличить это значение, если убегает вперед, то уменьшить. Меняйте это значение на очень мелкие деления, 0,001 или 0,002, потому что в противном случае все убежит в другую сторону.

Последнее, что может понадобиться, это разбить фильм на несколько частей, или отрезать лишнее (заставку перед фильмом или титры). Сделать это можно в Nandub. Для этого загружаем фильм через меню «File - Open». Ставим слайдер на начало, нажимаем на кнопку Home, удерживая кнопку Shift (если ее не держать, то скроллирование будет рваным и медленным), пробегаем слайдером примерно до середины фильма и нажимаем на кнопку End. Выбранный отрезок маркируется синим цветом. Выставляем Video и Audio в режимы Direct Stream Copy и сохраняем выбранный отрезок («File - Save as AVI…»). Смотрим, какого размера получился файл, если необходимо, двигаем слайдер вперед или назад, снова жмем на End, и снова сохраняем файл. Когда получается файл нужного размера, не двигая слайдер, жмем на Home и выставляем, таким образом, начало следующей части точно на конец предыдущей, затем бежим слайдером туда, где должен быть конец второй части, нажимаем на End, и снова сохраняем выбранное. Вот теперь действительно все.

DivX, урожденный MPEG 4 от Microsoft. Собственно, DivX 3.11 - это и есть Microsoft MPEG 4. Разница - лишь в отсутствии ограничений на битрейт и максимальное разрешение, встроенных Microsoft в MPEG 4 для борьбы с видеопиратством. Впоследствии этот «хак» разросся до целого семейства DivX и ему подобных форматов. Несмотря на существенные различия, все они базируются на идеологии MPEG.

Так называется семейство форматов, разработанных специально для сжатия видеоматериалов. Как и другие подобные форматы, MPEG призван уменьшить объем, занимаемый видеофильмом, сохранив при этом максимальное качество. Общий принцип, лежащий в основе всех форматов MPEG, прост и понятен. Видео отличается от статичных картинок тем, что каждый последующий кадр содержит в себе множество информации, уже входившей в предыдущий. В зависимости от того, что происходит на экране, количество повторяющейся информации может достигать огромных величин, вплоть до 100%. Так зачем кодировать ее по второму, третьему, десятому или сотому разу? Правильно, незачем. Вот в MPEG и не кодируют. Только часть кадров кодируется целиком, по алгоритму, схожему с JPEG. Эти кадры называются ключевыми (key frames). Между ключевыми кадрами находятся промежуточные кадры - они называются дельта-кадрами (delta frames). Сюда записываются только те данные, которые изменились сравнительно с предыдущими дельта- и ключевыми кадрами.

Таким образом, отпадает необходимость дублировать одно и то же, пишется только действительно необходимое. Преимущества такого метода очевидны: сжатые файлы могут иметь гораздо меньший объем при минимальной потере качества. На этом принципе построены все MPEG, следовательно - и MPEG 4. К недостаткам этого принципа относятся, прежде всего, высокие требования к вычислительным мощностям. Причем для декодирования MPEG необходимо на несколько порядков меньше ресурсов, чем для кодирования. Кроме того, чем совершеннее сжатие, тем больше ресурсов требуется. Именно поэтому кодирование фильмов в DivX (построенном по тому же принципу, что и MPEG 4) занимает так много времени.

Одно из принципиальных отличий MPEG 4 от предыдущих поколений состоит в том, что здесь нет жестких ограничений на формат видео и аудио. Можно серьезно изменять степень сжатия, при желании можно и вовсе отказаться от сжатия; можно встроить оформление экрана, титры на нескольких языках. Этакий конструктор, позволяющий хранить фильмы (и не только) в том виде, какой нужен в данное время и в данном месте.


На DVD-дисках расположение и названия файлов строго оговорены, чтобы стационарный DVD-плейер их не потерял. На типичном DVD-диске вы можете увидеть директории с программным обеспечением, файлы, отвечающие за автозапуск и инсталляцию дополнительных элементов для PC, а также директории, содержащие целые сайты в HTML-формате, и т. д. и т. п. А можете и не увидеть. Но одна директория будет на любом DVD-видеодиске. Называется она VIDEO_TS. Там располагаются файлы трех типов: *.bup, *.ifo и *.vob. Именно в vob-файлах и заключено все то богатство, которое можно увидеть и услышать. На самом деле, vob-файл - что-то вроде архива, в котором собраны файлы нескольких видов: *.mp2 с изображением, *.ac3 со звуком, *.sub с субтитрами и т. д. Информацию о том, что и где находится в vob-файлах, несут ifo-файлы, поэтому они называются служебными.

Фильмы обычно разбиваются на несколько файлов; кроме самих фильмов, в той же директории находятся все дополнения и «примочки», так что файлов может быть немало. Все файлы, независимо от расширения, имеют очень похожие названия: например, VIDEO_TS.*, и VTS_01_0.* (цифры могут быть другими). Как уже говорилось, файлы с расширениями .bup и .ifo содержат служебную информацию, а файл с расширением .vob - собственно видео- и аудиоинформацию. В файлах с именем VIDEO_TS.* находится ролик, демонстрируемый при запуске диска. Именно VIDEO_TS.IFO - тот файл, который плейер (и стационарный, и программный - на компьютере) читает первым.

В файлах с именами VTS_01_0.* может быть все, что угодно, поэтому остановимся на них поподробнее. Первая цифра в названии файла, «_01_» означает порядковый номер ролика, записанный на диске. К примеру, VTS_01_0.VOB и VTS_02_0.VOB - это два разных видеофайла, никак не связанных друг с другом. Последняя же цифра означает номер части одного и того же видеофайла. Например, VTS_03_0.VOB, VTS_03_1.VOB и VTS_03_2.VOB - это три части одного и того же видеофайла, которые идут друг за другом. Большинство фильмов делятся на несколько частей, обычно размером по 1 гигабайту, поэтому, если вы видите несколько больших файлов, относящихся к одному видеоряду, то можно уверенно утверждать, что это и есть фильм, записанный на диске. Изредка таких наборов бывает два: например, широкоформатная и обычная версии фильма. Далее, необходимо учитывать, что первый файл фильма, который стоит под номером 0, обычно содержит меню, появляющееся при запуске DVD-диска, и представляет собой просто набор статичных картинок или те же статичные картинки вперемешку с используемой в меню анимацией.


Разумеется, кодирование в MPEG4 возможно не только с DVD. Исходным материалом могут послужить самые различные «сорта» видео, от VHS до DV. Цель так же может варьироваться: к примеру, весьма полезно бывает перевести в MPEG4 семейные записи на осыпающейся со временем магнитной ленте, а можно просто послать товарищу по электронной почте полуминутный ролик с участием своей новой знакомой - чтобы смотрел и завидовал. Но не стоит себя обманывать: ни с каким другим источником не удаться получить такого качества картинки, которое достижимо при работе с DVD. Даже при работе с таким, вроде бы близким к идеалу источником, как записи цифровых видеокамер (miniDV или Digital8). Причина в том, что в любом сигнале присутствуют помехи, шум. Просто телевизор (на котором, обычно, видео и смотрится) обладает способностью скрадывать эти огрехи. Но еле-еле заметный «снежок», на который многие просто не обращают внимания при просмотре, может стать непреодолимой преградой для кодека, на пути получения качественной картинки. Поэтому не удивляйтесь и не вините себя, если при кодировании собственных записей не сможете получить картинку схожую по качеству с DVD-рипами. А еще лучше - прогоните исходник через фильтр любительского видеоредактора, использовав его в качестве «снегоуборочной» машинки.

Interlace

Иногда встречаются DivX-фильмы, в которых по краям движущихся предметов возникает так называемая гребенка. Это означает, что видеоизображение было чересстрочным, и таким же его и закодировали. Чтобы понять, откуда взялось это явление, вернемся в прошлое, во времена возникновения телевидения.

Удивительно, но идея формирования изображения, впоследствии использованная в телевидении, была сформулирована еще в 1800 году. Она оставалась в забытьи до тех пор, пока в 1884 году Пауль Нипков не запатентовал устройство под названием «Нипков Диск». Это устройство представляло собой вращающийся диск с двадцатью четырьмя отверстиями, расположенными по спирали, на который с одной стороны светит лампа, а с другой находится экран. Эта система позволяла выводить изображение на экран «строка за строкой» - первое практическое применение принципа, который используется в телевидении и поныне. Но «Нипков Диск» позволял рисовать только статичные картинки, что трудно назвать полноценной телевизионной передачей. Первое движущееся изображение передал Джон Лоджи Байрд в 1926 году. Как и Нипков, он использовал оптико-механический метод для формирования изображения; это была первая трансляция движущегося изображения. Один его кадр состоял из тридцати строк; изображение двигалось со скоростью 5 кадров в секунду. Дальше прогресс в области телевидения пошел семимильными шагами: вскоре Владимир Зворыкин изобрел электронно-лучевую трубку и создал первую телевизионную камеру. Уже в 1936 году BBC начала первые регулярные телевизионные передачи в эфире. Изображение передавалось со скоростью 25 кадров в секунду, и каждый кадр состоял из 405 строк. Именно телевидение позволило видеоизображению прийти в каждый дом. А кино так и осталось прерогативой больших экранов.

Первые телевизионные приемники и телевизионные сигналы формировали все изображение целиком, кадр за кадром - точно так же, как на кинопленке. Такое изображение называется прогрессивным. Но изображение, показанное на CRT-экране с частотой обновления 24-25 Гц, мерцает так сильно, что заметит и слепой. Уровень техники в то время не позволял эффективно бороться с этим явлением, поэтому разработчикам пришлось просто разделить один телевизионный кадр на два полукадра и пускать их по очереди: сначала только четные строки, потом нечетные. Таким способом получали частоту регенерации в 50-60 Гц, что смотрелось уже гораздо лучше. Такое изображение называется чересстрочным. «Прогрессивными» или «чересстрочными» могут называться не только устройства отображения видеосигнала, но и сам видеосигнал. И если с показом прогрессивного изображения на чересстрочном устройстве никаких проблем не возникает, то при показе чересстрочного изображения на прогрессивном устройстве (например, на компьютерном мониторе) они вполне могут появиться.

При показе изображения без всякой предварительной обработки прогрессивное устройство просто складывает два полукадра вместе и показывает их как один кадр. Но если снимать видео на чересстрочное устройство (а таковыми являются большинство видеокамер), то два полукадра не будут идентичны. Съемка проходит с частотой 50 или 60 полукадров в секунду, и за 1/50 или 1/60 быстро движущиеся предметы успевают преодолеть некоторое расстояние. В результате сложения таких полукадров по краям движущихся объектов возникает дефект изображения, обычно называемый «гребенкой» или «расческой». Процесс борьбы с этим явлением называется деинтерлейсингом (deinterlasing). Вообще говоря, в некоторых случаях бороться с чересстрочностью и не нужно. Эта рекомендация относится, прежде всего, к материалу, который предполагается просматривать только на экране телевизора. И она действительна только в том случае, если видео хранится в формате, который поддерживает поля - то есть, если этот формат умеет хранить кадр в виде двух полукадров и в правильном порядке выводить их на экран. К таким форматам принадлежит, например, MPEG 2, используемый в DVD Video-дисках. Именно поэтому DVD-диски, прекрасно выглядевшие при просмотре на экране телевизора, могут ощетиниться «гребенкой», если просматривать их на прогрессивном устройстве вывода изображения - например, на мониторе компьютера. Если изображение в таком же виде закодировать в DivX, то «гребенка» останется навсегда, и впоследствии этот дефект уже никак нельзя будет устранить. А все потому, что в DivX не предусмотрено хранение кадра в виде двух полукадров.

Источник материала определяет, требуется деинтерлейсинг или нет. Даже чересстрочное изображение (разбитое на поля), сделанное с прогрессивного источника (таковы большинство DVD-дисков 5 зоны), в нем не нуждается. Определить, нужен видеофильму деинтерлейсинг или нет, очень просто - достаточно воспроизвести его на компьютерном мониторе. Если «гребенки» не видно, то и не стоит ничего предпринимать, кодируйте как есть. Но если она есть, необходимо избавиться от нее при кодировании, потому что потом сделать это будет уже невозможно.

Gordian Knot (точнее AVISynth, входящий в него) предоставляет два алгоритма деинтерлейсинга: Fast Deinterlacing и Smart Deinterlacing. Выбрать нужный алгоритм можно при сохранении avs-файла, в окне, управляющем настройками AVISynth.

Fast Deinterlacing. Самый простой алгоритм из всех возможных. Одно из полей просто выбрасывается, а оставшееся растягивается по вертикали в два раза. Недостаток этого метода очевиден - вы теряете в четкости картинки. Однако при кодировании DivX это не так уж и плохо. Ведь в большинстве случаев разрешение все равно приходится понижать (обычно никто не кодирует в разрешении 720х576), а значит, уменьшение вертикальной четкости у исходного кадра (720х576 для PAL) не столь страшно. Зато здесь на первый план выходят преимущества этого метода. Во-первых, мы получаем 100% «зачищенную» картинку (без малейших следов «гребенки»), а во-вторых, работает этот алгоритм очень быстро. Что немаловажно, так как в процессе кодирования всегда найдется применение дополнительным мощностям.

Smart Deinterlacing. Принцип работы этого алгоритма таков. Сравниваются два соседних полукадра, и находятся различающиеся зоны. После этого обрабатываются только эти зоны, остальное изображение не меняется. Упоминания заслуживает только один из плюсов этого метода: вы не теряете в разрешении. Но ведь это не столь важно - как правило, при кодировании DivX разрешение все равно понижается. Недостаток же алгоритма состоит в том, как обрабатываются выбранные зоны. Самое логичное решение - использовать motion blur. Так можно получить картинку, сходную с той, что возникает при съемке на кинокамеру (ведь и там очертания быстро движущихся объектов размываются). Конечно, здесь мы сталкиваемся с проблемой определения правильного вектора движения, но это сугубо техническая и легко решаемая проблема. К сожалению, я не знаю ни одной программы, которая выполняла бы деинтерлейсинг именно тем - наиболее правильным - способом, который описан выше. Большая часть программ (и Gordian Knot не исключение) ограничивается банальным блендингом. В последнем случае вместо «гребенки» возникает полупрозрачное изображение движущегося предмета. Конечно, это дело личного вкуса, но я все-таки отдаю предпочтение Fast Deinterlace. Случается, что два соседних полукадра относятся к разным кадрам. Это, конечно, свидетельствует в первую очередь о непрофессионализме людей, работавших над исходным видеоматериалом, - но что же нам остается?! В этом случае на картинку, которую выдает Smart Deinterlace, смотреть без смеха (или слез, тут уж у кого какой темперамент) просто невозможно.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.