Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мягкие анекдоты

Архив
автор : Илья Щуров Voyager   03.10.2002

Казалось бы, что может быть смешного в сотнях и тысячах скучных строчек кода? Оказывается, может! Это знают все, кто хоть раз запускал на компьютере какую-нибудь программу-шутку

Человек с чувством юмора может увидеть смешное в чем угодно. А если он еще и наделен творческой жилкой, то использует для шуток любые, даже совсем не предназначенные для этого средства. Например, такую серьезную и почти академическую вещь, как программирование.

Казалось бы, что может быть смешного в сотнях и тысячах скучных строчках кода? Оказывается, может! Это знают все, кто хоть раз запускал на компьютере какую-нибудь программу-шутку.

Основа любого розыгрыша - доверие. И здесь взаимоотношения пользователя и компьютера представляют собой благодатную почву, поскольку доверие человека к компьютеру, как ни странно, весьма велико. Если Windows сказала, что программа выполнила недопустимую операцию, - значит, так оно и есть, кто ж спорить будет? Разве что продвинутый юзер, вооруженный отладчиком, дизассемблером и прочей черной и белой магией. А обычный - поверит системе на слово, согласится и еще языком поцокает: «Какая нехорошая программа - недопустимые функции выполняет…» Поэтому когда на экране появляется вот такое сообщение, выданное софтинкой Коврик v1.5 (рис. 1), выражение лица пользователя может стать весьма и весьма… нетривиальным.

Розыгрыши бывают безобидными и не очень. К последним можно отнести программы, имитирующие реальные системные диалоги - например, удаление каталога Windows (Fake Delete) или форматирование диска (Веселый Формат, рис. 2). Кнопка «Отмена» может убегать от курсора мыши или не реагировать на нажатие, винчестер во время «форматирования» может жужжать, булькать или издавать другие звуки… В общем, подобные программы неплохо справляются со своей задачей - до смерти напугать доверчивого юзера.

Несмотря на внутривидовое разнообразие, «форматировалки» и «удалялки» - довольно узкий класс программ-розыгрышей. Помимо них, встречаются софтинки, которые автоматически выдвигают лоток CD-драйва в самый неподходящий момент (Crazy CD), меняют назначения кнопок мыши, время от времени оставляют на рабочем столе следы Снежного Человека (BigFoot), переворачивают экран вверх ногами (Flipped), заставляют курсор отпрыгивать от стандартных интерфейсных кнопок (ButtonShyMouse) и достают компьютер и пользователя другими методами - фантазия у программистов иногда бьет ключом.

Впрочем, никаких деструктивных действий большинство шуточных программ не производит. Чего не скажешь о серьезном софте, который вечно норовит подложить свинью честному пользователю. Думаю, многие знакомы с редкими по силе чувствами, которые испытываешь, когда на предпоследнем предложении длинного документа зависает текстовый редактор или накрывается почтовая база, - хочется взять винтовку и стрелять в дисплей по ненавистным окнам, кнопкам и иконкам. А программисты ведь тоже люди - вот и появляются всевозможные программы, позволяющие запустить в монитор виртуальным кирпичом (Brick for Windows, рис. 3), закидать его гранатами (Bang) или расстрелять из автомата (Gunshot, рис. 4). Графика и звуковые эффекты, конечно, послабее, чем в современных игрушках-шутерах, зато психотерапевтический эффект - выше на порядок. «Уничтожишь» компьютер раза два-три, и злость уступает место желанию творить разумное, доброе, вечное… по крайней мере до следующего зависания.

Но если стресс, вызванный программно-аппаратными глюками, проходит довольно быстро, то чувство одиночества преследует людей, вынужденных общаться в основном с компьютером, практически постоянно. Особенно программистов: сидя ночи напролет за светящимся монитором и отлаживая неработающий скрипт, который надо было сдать заказчику еще на прошлой неделе, можно сойти с ума. Поэтому было разработано патентованное средство от вышеуказанного недуга: скринмейты. Перевести этот термин можно как «экранный товарищ» (по несчастью?) или «экранный приятель». Первым подобным экземпляром, попавшимся мне на глаза, была очаровательная овечка, известная многим компьютерщикам (Sheep, рис. 5), которая живет на экране своей жизнью, прыгает с окошка на окошко, кушает травку, спит и т. д. Конечно, работать за компьютером, когда там, за стеклом монитора, копошится что-то почти живое, гораздо приятнее. Ряды скринмейтов пополняются с огромной скоростью, и скучающий юзер может найти практически любой персонаж на свой вкус - от зверушек, вроде кошки, бегающей за мышкой (Neko), или тараканов, до героев мультфильмов и компьютерных игр.

Всем хороши скринмейты - и от основной работы отвлекают, и глаз радуют, и процессору не дают простаивать, и порой даже разговаривают - вот только диалог вести не умеют. Восполнить это упущение могут программы, называемые чатботами, которые я тоже отношу к шуточным, поскольку придумать им другое применение выше моих скромных человеческих сил. Как нетрудно догадаться, позволяют они поговорить «за жизнь» с искусственным интеллектом, обсудить насущные проблемы, поделиться планами на будущее и совместными усилиями оценить их осуществимость. Примеры - Chat Master (рис. 6) и Electronic Brain (рис. 7). Чатботы различаются степенью интеллектуальности, которая может быть измерена количеством реплик осмысленного диалога. Этот параметр редко превышает 4-6 единиц, и хотя иногда бывает забавно на полном серьезе побеседовать с компьютером, но после того, как высказывания начинают повторяться, в глупого компьютерного собеседника снова хочется запустить кирпичом.

Добрались весельчаки-программисты и до такой области софтостроения, как утилиты, породив множество совершенно бесполезных полезняшек. Как вы думаете, можно ли считать утилитой программу, которая измеряет пробег мышки в пикселях, сантиметрах, метрах и долларах (по выбору), - MouseCount (рис. 8)? Наверное, нет. Зато как приятно после тяжелого рабочего дня посмотреть на счетчик и с чувством глубокого удовлетворения воскликнуть: «Ба! Да я сегодня пять километров намотал!» А если вы больше работаете с клавиатурой, чем с мышью, то пригодится счетчик числа нажатий на клавиши (Счетчик клавиатуры).

Но это еще мелочи. Абсолютно незаменимой в домашнем хозяйстве и на предприятиях может оказаться софтинка, определяющая наличие инопланетян в радиусе нескольких километров от компьютера (AlienDetector Pro, рис. 9). Продуманный интерфейс, широкий спектр методов сканирования, высокая достоверность полученных результатов, хорошее звуковое оформление - что еще нужно для универсального индикатора вторжения зеленых человечков?

Есть в мире компьютерных веселостей специальная утилита для установки вируса (Программа инсталляции вируса, рис. 10). Правда, из-за глючности инсталляция никогда не завершается успехом, но, может быть, об этом и не стоит жалеть? А если вы все-таки действительно хотите увидеть, что делают настоящие вирусы, можете удовлетворить свое любопытство, не рискуя данными, - в Сети есть целые библиотеки этой компьютерной живности в обезвреженном виде (viruses.zip).

Рассказывая о программах-шутках, нельзя не упомянуть о пародиях на известные продукты не менее известных фирм. К сожалению, сейчас этот жанр переживает кризис, однако во времена MS-DOS они пользовались популярностью. Вот, например, уникальная версия компилятора Pascal (Trubo Pascal, рис. 11), которая позволить вам узнать рецепт приготовления ФИЛЕ (одноименное меню «File»), предложит побегать («Run»), с удовольствием понюхает процессор, если из того валит дым, и может даже поломать часы («Break/Watch»). Даже сейчас можно найти пародии на Norton Commander, первые антивирусы Касперского и «Диалог-Науки», да и на саму DOS.

Компьютерные розыгрыши, программы-шутки, скринмейты, пародии - «софтверных анекдотов» становится все больше и больше. Возможно, кто-то скажет, что их пишут только подростки, которые больше ничего не умеют. Это не совсем верно, но даже будь оно так - разве плохо, что в мире есть еще один вид юмора, делающий нашу жизнь чуточку веселее?

Источники здорового смеха

Сайтов, посвященных программам-шуткам, очень много. Я выбрал только четыре, с которых можно взять большинство упомянутых (и не упомянутых) программ:

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.