Napster Was Here: попытка некролога
Архив4 сентября на официальном сайте многострадальной компании Napster появилась надпись "Napster Was Here". Помимо этого, посетители могли ознакомиться с рисунком Ded Kitty - у котенка, долго и верно служившего логотипом Napster, были закрыты глаза.
4 сентября на официальном сайте многострадальной компании Napster появилась надпись «Napster Was Here». Помимо этого, посетители могли ознакомиться с рисунком Ded Kitty - у котенка, долго и верно служившего логотипом Napster, были закрыты глаза. Так зачинщики «цифрового беспредела» прощались со всеми, кто хоть однажды пользовался их сервисом. Решением суда сделка между Napster и медиакорпорацией Bertelsmann (более известной под лэйблом BMG) была заблокирована. Последний шанс Napster легализоваться и начать новую жизнь был окончательно утерян.
Впрочем, точка была поставлена еще раньше. Bertelsmann начинает экономить и пускает под нож неприбыльные проекты. Napster, с которым Bertelsmann возится уже год, является безусловно убыточным неофициальным проектом. Только на поддержание компании на плаву за год было потрачено более 90 млн. долларов. С учетом того, что никаких гарантий отдачи от этих вложений не было, в Bertelsmann решили, что хорошего понемножку, и 2 сентября объявили о прекращении отношений с Napster. А двумя днями позже суд официально отобрал у Bertelsmann возможность передумать. Если раньше у Napster была еще была надежда реорганизовать бизнес и возродиться в иной ипостаси (как вариант, в Bertelsmann предполагали на основе Napster сделать легальную сеть обмена файлами), то теперь речь идет о ликвидации компании. Конечно, и решение суда, и решение Bertelsmann всего лишь признание очевидного - в то, что Napster, «замороженный» уже больше года назад, заработает, мало кто верил.
Как все начиналось
Вообще, проект Napster весьма примечателен. Начнем с того, что это довольно редкий пример успешности разработки, в маркетинг которой были вложены сущие копейки. Первая версия Napster была классическим студенческим проектом, подавляющее большинство которых не доживают даже до стадии бета-версии. Но «если бы Napster не было, его следовало бы придумать». Общество так нуждалось в подобном приложении, что Napster стал распространяться, как вирус. При этом особенности Napster таковы, что чем больше у него пользователей, тем выше его эффективность. В какой-то момент коммерческая привлекательность программы стала настолько очевидна, что в нее начали вкладывать деньги, а штат разросся до сорока человек.
И все было бы хорошо, не паразитируй Napster на гигантах звукозаписи. Пока объемы передачи файлов были невелики, те смотрели на деятельность Napster сквозь пальцы. Но легкость и удобство обмена файлами в формате mp3 оказались таковы, что за пару лет в Napster зарегистрировалось несколько десятков миллионов человек, и нервы у медиагигантов сдали. Надо сказать, что, вопреки сложившемуся мнению, в компаниях звукозаписи работают люди, которые обычно не пытаются сражаться с ветряными мельницами. Однако влияние Napster настолько выросло, что игнорировать его, как игнорируются большинство пиратских ftp-сайтов, стало невозможно. Индустрия, прибегнув к помощи своих лучших юристов, начала медленно и верно Napster давить.
Общество, которое в теории согласно, что воровать нехорошо, по большей части было на стороне «пиратов». Даже многие музыканты, чьи финансовые интересы это p2p-приложение ущемляло, высказывались в защиту файлообменной сети. Выбивалась из общего хора, пожалуй, только Metallica: Хэммет и компания свои интересы блюли четко и популизмом не занимались. Попытки Napster договориться с обиженными по-хорошему ни к чему не привели. Договоренности с Metallica, преподносимые в Napster как желание сотрудничать со звукозаписывающей индустрией, особого влияния на ситуацию не оказали. В июне прошлого года деятельность файлообменной сети была заблокирована.
Всех не перевешаете
Впрочем, к тому времени появилось довольно много клонов Napster. К моменту закрытия этой сети никто из них не был так популярен, как оригинал, но судебные неурядицы Napster ускорили процесс расползания пользователей по другим обменным сетям. Многие из конкурентов Napster столкнулись с проблемой «первоначального накопления» критического количества пользователей, и проблемы Napster были им только на руку. Сперва казалось, что звукоиздатели ограничатся одним показательным судом и на этом успокоятся.
Вдохновленные происходящим клоны Napster появлялись как грибы после дождя. Gnutella (строго говоря, Gnutella, имея известные недостатки, во многом превосходила Napster), FreeNet, Kazaa, AudioGalaxy, Aimster, WinMX… Со временем некоторые из них превзошли Napster по удобству пользования сетью и по широте охвата. Однако очередь дошла и до последователей Napster.
Дольше всех сопротивлялась AudioGalaxy. Тем не менее, пару месяцев назад и она была отключена. Впрочем, AudioGalaxy повезло больше, если считать агонию более предпочтительной, чем немедленная гибель. В начале сентября стало известно, что AudioGalaxy возобновляет работу. Однако в совершенно ином качестве - теперь речь идет о платном музыкальном сервисе Rhapsody, который не подразумевает обмен файлами в формате mp3, да и вообще никакого обмена файлами не подразумевает. За абонентскую плату в 10 долларов в месяц пользователи получают доступ к хранилищу музыкальных файлов, которые могут слушать в потоковом режиме.
При том, что в этой схеме учтены интересы правообладателей (музыканты получают отчисления от каждого прослушивания), перспективность ее вызывает большие сомнения. Если звукоиздатели не могут толком наладить торговлю цифровыми копиями CD, что уж говорить о подобном сервисе, одним из обязательных условий которого является высокоскоростное подключение к Сети. Естественно, пока есть альтернатива в лице обменных сетей, IRC (для которого уже написаны специальные комплекты скриптов, позволяющие производить поиск файлов в каналах) и старых добрых FTP, пользователи вряд ли кинутся платить за то, что можно взять бесплатно.
И пусть пиринговые сети закрываются одна за другой (через день после решения суда по Napster была окончательно поставлена точка в биографии Madster, ставшей популярной под названием Aimster), все равно возможностей для скачивания нелегального контента из Сети более чем достаточно.
Жизнь после жизни
Сетевая общественность восприняла известие об окончательной гибели Napster спокойно. Все эмоции были потрачены, когда звукозаписывающие компании только занялись этой сетью. Теперь же решение суда воспринимается, скорее, как подтверждение состояния de facto.
Однако так ли окончательна смерть Napster? Как пиринговой сети обмена музыкальными файлами - безусловно. Если не случится чуда, Napster не спасет уже ничто. Единственное, что осталось его поклонникам, - приобрести футболку с логотипом одного из самых важных программных приложений 1990-х годов. Учитывая, что mp3 не без помощи своих создателей потихоньку сдает позиции, сомнительно, что кто-то в наше время будет вкладывать деньги в подобные проекты. Впрочем, не исключено, что через некоторое время торговая марка «Napster» всплывет в ином качестве (см. P2P = Porno-to-Porno, стр. 4). Стало известно, что интерес к ней проявила испанская компания Private Media Group, известная как распространитель adult-контента. Проще говоря, порнографии.
В планы PMG входит создание собственной порнографической пиринговой сети, пользователи которой получат бесплатный доступ к материалам «для взрослых». Прибыль, видимо, предполагается получать от размещения рекламы в клиенте и предоставления возможности подключаться к платным каналам, в которых, как обещается, качественного контента будет больше. За торговую марку «Napster» PMG готова расплатиться одним миллионом собственных акций, что сегодня составляет чуть менее 2,5 млн. долларов. Вряд ли PMG интересует технология - ничего уникального с этой точки зрения в Napster нет, и функциональность программы за несколько дней может воспроизвести любой мало-мальски профессиональный программист.
Само по себе предложение довольно странное, но даже если сделка сорвется, многие из целей PMG будут достигнуты. Компания даром получила общественное внимание и известила миллионы потенциальных пользователей о запуске собственной пиринговой сети. В то, что торговая марка «Napster» нужна распространителям порнографии столь сильно, что они готовы заплатить за нее несколько миллионов долларов, верится с трудом.
R.I.P.
Так или иначе, эпоха бесплатного Интернета подходит к концу. Посмертная ликвидация Napster лишнее тому доказательство. Единственная ошибка звукоиздателей в том, что вместо того, чтобы придумать привлекательную схему распространения электронного контента, они сосредоточились на преследовании компаний, чьи продукты вступают в конфликт с их интересами. Но как только эта схема будет разработана, про массовый бесплатный обмен mp3 (фильмами, книгами и пр.) можно будет забыть. Уже сегодня эта деятельность отдает некоторой маргинальностью (IRC, прямо скажем, массовым сервисом не назовешь), а со временем и вовсе уйдет в подполье. Возможно, для наших детей бесплатный доступ к музыкальным файлам будет таким же абсурдом, каким для нас является бесплатная раздача компакт-дисков музыкальным магазином.
Дело сделано. Napster мертв. Все устрашены. Осталось только понять, что ликвидация черного рынка отнюдь не решает всех проблем и не означает немедленного появления рынка «белого».