Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Звездные войны. Эпизод I": тонкие уловки мастера Лукаса

Архив
автор : АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ    23.11.1999

Статья Алексея Орлова, в которой он рассматривает эзотерические методы манипуляции аудиторией с помощью спецэффектов и технических приемов, использованных Лукасом в нашумевшем продожении "Звездных войн", лично у меня вызывает очень странные ощущения. Как циник, прагматик и атеист, я склоняюсь к тому, чтобы объявить это полной чепухой, но не до конца убитый ребенок во мне сопротивляется и кричит: "А вдруг это правда?" Поскольку в последнее время я склонен считать именно этот внутренний голос правильным, публикую статью Алексея Орлова. Как она отзовется в вас - не знаю. Прислушайтесь сами...

Сергей Scout Кащавцев


Среди духовных мастеров разных традиций общепринято использовать особые "тонкие" уловки, отвлекая внимание ученика и силы его эго на второстепенные вещи (поскольку именно эго ученика бешено сопротивляется любым начинаниям мастера), - и в это самое время оказывать на него решающее воздействие на бессознательном уровне (вспомним Кастанеду), снимая омрачающие сознание моменты.

Лукас (наряду с Дж. Камероном и Копполой) - один из мощнейших пассионариев в американском кино. Его "работа" - захватить и отвлечь своим фильмом энергию внимания сотен миллионов кинозрителей, и в то же время исподволь высветлить их сознание. И здесь его "за руку" не поймаешь: поди ощути уровень тонкости его образов, если ты не экстрасенс! Однако эта тонкость косвенно заявляет о себе и на внешнем, образном уровне, - духовная, незримая ипостась фильма частично оказывается визуализированной. Об этом и стоит поговорить.

Прежде всего, чем отвлекается внимание зрителей (детей, подростков и молодежи в первую очередь - ведь фильм заявлен Лукасом, как "фильм для мальчиков"):

А - рекламной шумихой вокруг спецэффектов и компьютерных технологий,

Б - военным сюжетом,

В - упором на фантастику,

Г - разноплановым космическим антуражем и визуальной экзотикой (тунисская пустыня, итальянские ренессансные дворцы, 3D-урбанизм),

Д - героями-роботами и киборгами, в том числе и забавными,

Е - жанровыми эпизодами, типичными для видеоигр ("стрелялки" обычные и космические, спортивные гонки, подводные приключения с драконами, поединки в духе ниндзя, мелодрама с детско-подростковым уклоном),

Ж - подростково-молодежным стебным юмором, использующим жаргон и диалектизмы (его "звезда" - Джа-Джа - несуразный, комичный, премилый недотепа),

З - конфронтирующими аллюзиями на "грязную" и продажную политику "взрослого мира" (Верховный Канцлер, Торговая Федерация, Сенат звездных республик).

На каком основании все это можно считать лишь приманкой, а не "основным блюдом"? Поясню на примере работы со спецэффектами. На словах Лукас декларирует принципиальное и судьбоносное использование в фильме самых передовых технологий, умалчивая, однако, для чего и как они используются: для реставрации киноэстетики "Звездных войн" образца 1976 года (лазерные мечи, виртуальные декорации, защитные экраны) - то есть для решения задач кино двадцатипятилетней давности! "Эпизод 1" снимался столько же, сколько и "Матрица" братьев Вачовских, - так откуда может взяться десятикратное преобладание числа спецэффектов (по отношению к "рядовому" science fiction), о которых говорит Лукас? Это всего лишь слова, рекламная уловка. Стоит сравнить эстетику "Эпизода 1" с той же "Матрицей", чтобы понять, насколько консервативен и традиционен Лукас (он попросту использует здесь "золотой" диснеевский опыт создания массовых бестселлеров с упором на глубокий традиционализм - помните эти незабвенные диснеевские голландские домики и сказочные замки?). Для Лукаса компьютер - просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходится говорить.

А теперь - вкратце о том, ради чего, судя по всему, мастер Лукас вновь вернулся к "Звездным войнам". Речь пойдет о тех моментах, которым уготовано воздействовать на зрителя на подсознательном уровне, и о подоплеке которых дети и подростки пока не ведают ни сном ни духом - хотя бы в силу своей недостаточной образованности. Итак.

Мастер Лукас насытил свой фильм (и прежде всего образы рыцарей джедая) реалиями жизни адептов духа - святых, подвижников, аватаров, он создал образы продвинутых учителей (и их учеников разных уровней) и точно воспроизвел их свойства (айшварии) - именно так, как их описывают наиболее авторитетные эзотерические источники всех крупнейших религий, а не оккультная литература и следующие ей вослед фильмы типа "Горца" или телевизионных "Звездных воинов", прошедших по нашим ТВ-каналам в августе 1999-го, не поднимающиеся выше астрального плана - и потому не ведающие о таких тонкостях.

Ну и что? - скажете вы. А вот что: в кино как форме культуры (наш случай) главное - образ героя, модели его поведения, которые затем усваиваются и служат образцом для подражания миллионам зрителей. В этом смысле перед нами, вне всякого сомнения, великий фильм. Он ненавязчиво (точнее, в скрытом виде, на уровне подсознательной информации) предъявляет своему зрителю высочайшие эталоны поведения и действия.

Рыцари джедая задают эталон человека, при этом выглядят почти как "простые парни" из рядового экшн-фильма. Это - отличительная черта будды, "просветленного", или инсан-и камил (араб.), "человека совершенного". Например, они зачастую одеты почти как монахи (именно этот "принцип почти" здесь и далее деликатно и тонко обманывает эго зрителя, по инерции полагающего, что перед ним самые обычные киноперсонажи - светские герои без глубокой веры и значимых духовных ориентиров): белая холщовая рубаха как образ чистого духа и длинная темная ряса сверху как знак смирения. Они используют свое оружие только для защиты (что типично для религиозных школ самозащиты). Во время поединков они почти полностью отрешены от происходящего, - а это признак исчезновения "я" и растворения сознания в Едином, что и выражается в отсутствии эмоциональных реакций и мимики.

Фильм предлагает целый веер различных эталонов на выбор: для начинающих (Анакин), для продвинутых учеников (Оби-Ван Кеноби), для завершающих Путь (Ки Гон Джин), для достигших (Йода и др.). Случай с учителем Йода особенно показателен: его "мультяшная" внешность и забавная речь сбивают восприятие, не давая осознать, что на экране - образ непогрешимого наставника. Однако показательно, что Лукас на главные роли не взял американцев - видимо, как не отвечающих (хотя бы внешне) эталонам подлинной духовности.

Оби-Ван Кеноби со своей короткой стрижкой и косицей выглядит как заправский санъясин (в индуизме и буддизме - человек, принявший на себя строгие религиозные обеты). Анакина после принятия в ученики к Кеноби стригут точно так же - эта стрижка не случайна, а ритуальна. Это воины-защитники, почти неуязвимые полубоги. Они непосредственно ощущают баланс тонких (то есть духовных) сил в своем окружении в данный момент, но именно этот баланс реально определяет то, что затем происходит на физическом плане. Отсюда - их интуиция и предвидение.

Анакин рожден без участия земного отца (чувствуете параллель?), непосредственно от "медихлорианов" - микросуществ, которые живут в клетках живой ткани. Достаточно научиться слышать их голос, чтобы всегда поступать правильно и не ошибаться. Замечу, что Лукас здесь слегка материализует, но в целом довольно точно воспроизводит известный в большинстве эзотерических школ факт, что наш кокон (то есть духовная ткань) составлен из мириадов крошечных "тонких" живых существ, как бы атомарных сознаний. Колония этих существ и образует дух человека. Фильм не просто содержит, но и демонстрирует это учение в действии - как реальную, действенную, сверхэффективную практику жизни, как основу бытия джедаев.

Итак, Лукас достаточно умен, чтобы не противопоставлять себя и свое кино всему, что любят сейчас подростки - космические странствия, киборги, военные сюжеты, поединки и прочее. Не собирается он и открыто декларировать такие вещи, как духовный путь, аскеза, медитация, молитва, айшварии, ци, дао, вера в Единого и прочее. Он отнюдь не рассчитывает, что его зритель держит на своем столе Дао-дэ-цзин, Дхаммападу, Бхагавадгиту, Алмазную сутру, Тибетскую книгу мертвых, гностические евангелия, суфийские притчи и т. п. Он поступает проще: мастерски упаковывает все это в нашу любимую банку из-под чипсов и подбрасывает в ближайшую кино- или видеопалатку. Пожалуй, Лукас делает беспроигрышную ставку - не на взрослых и даже не на молодежь, а на детей и подростков - на них еще есть надежда. Именно им он предлагает в зрелищной упаковке "Звездных войн" эссенцию духовного пути, почерпнутую им из эзотерических источников и воспроизводимую, как жизненная практика учения и бытия джедаев, - известно, что дети и подростки воспринимают не эстетику и "искусство", а модели поведения симпатичных им персонажей - и перенимают их по принципу "обезьянки". Думаю, именно эта начинка и обеспечит "Звездным войнам" Лукаса долгую безоблачную жизнь в статусе мировой "классики" подросткового кино и колоссальный, не преходящий десятилетиями успех во всем мире.

Пожалуй, можно сказать, что эпопея Лукаса - это в некотором роде переложение евангелия для всех тех, кто не в состоянии воспринять религиозные идеи монотеизма в их традиционной форме, это дайджест извечных истин и сокровенных знаний, апеллирующий к подсознанию тех, кто на уровне своего сознания не имеет духовных ориентиров, варясь в котле развлекательных форм массовой американизированной кинокультуры. Именно поэтому Лукас искусно использует киножанр, понятный и доступный миллионам людей на планете, фактически занимаясь уже не только режиссурой, но и мессианством. Его опыт искусной и во многом безупречной проповеди вечных истин - скорее, призыв к действию и отличный образец для подражания, чем предмет критических споров, эстетических разборок и технологических экскурсов.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.