Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Воодушевление

Архив
автор : Серж Скаут   23.11.1999

- Винни, Винни, смотри, какой мне замечательный портрет нарисовали!
- Хм... Пятачок, а что это ты на портрете весь на кусочки разделен и пронумерован?
- Винни, ну это ж мясник рисовал, он так видит!


Это, пожалуй, самая необычная тема номера за последний год и, уж точно, - самая странная из тех, что довелось готовить мне. Почему? Потому что в ней нет ни слова о программах и железе, о передовых технологиях и новейших разработках. Точнее говоря, они упоминаются, но... как второстепенные. И все же, несмотря на это, тема имеет непосредственное отношение к проекту "Цифровой век".

Эта тема посвящена искусству. Но не искусству с точки зрения технологии - "теперь вы можете...", а искусству с точки зрения... осторожности - "вы хоть понимаете, что делаете?".

Тема сложилась так сама. Я честно пытался впихнуть в нее статейку по программным продуктам или обзор харда, но она их отторгала. И, наверное, это правильно. Программное и аппаратное обеспечение меняется каждые полтора-два месяца. Каноны настоящего искусства существуют уже не один век. В то же время "гонка компьютерных вооружений" застит глаза, обманывая человека чарующим ощущением всемогущества, вседозволенности, божественности, размывая моральные и художественные критерии прекрасного. И вот демиурги и демиуржики творят свои мирки, устанавливают свои законы, воплощая в жизнь идею тотального нигилизма так, будто искусство родилось лишь в тот момент, когда они сели за компьютер, а до того ничего не было, и лишь Дух носился над водою. И попробуйте только заикнуться о том, что в этих создаваемых мирках что-то не так! В ответ прозвучит: "А я так вижу, и вообще я крут". Это происходит повсюду - в Интернете (самизнаетегде), в дизайне, музыке, но особенно сильно проявляется в кино и анимации как наиболее технологически насыщенных и передовых областях. Именно поэтому первая тема из серии "Цифровой век: Искусство" посвящена анимации - искусству, самим названием своим подчеркивающему божественность происхождения.


Как вообще зародилась эта тема? Достаточно случайно. Просто я познакомился с человеком, который, сам не сознавая того, несет в себе талант аниматора. Решив не быть безучастным, я поехал искать программы, которые позволили бы создавать обычную двухмерную анимацию на обычном персональном компьютере. Путь мой лежал, разумеется, в Митино.

Пробродив пару часов по развалам компакт-дисков и везде задавая один и тот же вопрос: "Есть что-нибудь для анимации", - я получал стандартный же ответ: конечно же, есть! Если вам банер делать нужно, то GIF Animator, а если заставку, то Flash. Когда же я пытался объяснить, что нет, мне нужна программа для мультиков, продавцы сочувственно цокали и разводили руками.

Потом я полез искать в Интернет. По запросу на слово "анимация" 75% найденных ссылок выводили либо на коллекции GIF-файлов, либо на крутые и не очень программы для их создания. Остальные 25% выводили куда-нибудь на www.render.ru, 3dstyle.hardware.ru и иже с ними. Это уже был ха-ароший повод для размышлений.

Как выяснилось, слово "анимация" в околокомпьютерных кругах утратило свое первоначальное, истинное значение. Кстати, стоит отметить, что использование этого термина в применении к банерам или кнопкам - бред чистой воды, нонсенс, "сапоги всмятку". "Анимация" означает "одушевление", а оттого, что на банере вертится логотип или бегает текст, он душевнее вовсе не становится! Здесь как нельзя более уместен термин "мультипликация", но у нас все, как всегда, поставлено с ног на голову - существуют анимированные кнопки и мультипликационные фильмы, а не наоборот.

Другая зона применения компьютеров, для которой слово "анимация" куда более уместно, - трехмерная графика. Однако и здесь упоение технологиями достигает того уровня, когда пластмассовость и неестественность получаемого изображения уходят на второй план, а возможность создания нереального мира, выглядящего как настоящий, затмевает осознание того, что в искусстве-то как раз реализм - один из самых непопулярных жанров. "Миллионы тонн летающего железного дерьма", как ласково называет мой знакомый столь любимых технократами трехмерных космических монстров из стали и заклепок, выглядящих так гиперреалистично, - разве это цель, вершина, к которой надо стремиться? Почему-то большинство компьютерщиков уверены, что да.

Современная компьютерная анимация сюрреалистична и бездушна, несмотря на все попытки ее оживить. Может быть, потому, что не хватает мощности рендер-станций и отработанного математического аппарата для материализации эмоций? Или потому, что эмоции нельзя перевести в цифру, и при дискретизации и квантовании тоски она превращается в скуку? Но масс-культура старается внушить потребителю, что вот такие вот чувства и вот такие вот сцены и есть самый "последний писк" искусства. Вкусы определяются компьютерными играми и "Звездными войнами". В красивой оболочке продается суррогат, искусственная пища для искусственной души.

Кстати, в этом плане очень показательны заключительные кадры нашумевшего мультфильма "Bug Life". В титрах режиссер по принципу голливудских фильмов показывает как бы "рабочие" кадры, не вошедшие в фильм, где трехмерные персонажи изображают реальных актеров с их закидонами и истериками на съемочной площадке. Гениальный ход, резко повышающий степень одухотворенности персонажей, - но сама необходимость его использования говорит о том, что режиссер-то как раз понимает неестественность созданного им фильма и старается замаскировать ее столь удачным трюком.

Искусство цифрового века неминуемо станет массовым, доступным каждому. Причем доступным не как зрителю, а как творцу. Оно доступно уже сейчас. В то же время разрыв между технологией и культурой растет стремительно, увеличиваясь с каждым днем, с каждым новым 3D-акселератором, с каждым новым мегагерцем скорости. Само время, кажется, спрессовалось, ускоряя бег, - мало кто может позволить себе походы по музеям и выставкам, чтение искусствоведческих книг, просмотры золотого фонда кино и анимации... На все это просто нет свободной минуты - есть клавиатура и пиво, мышь и трехмерный мир за стеклом. Времени еще хватает, правда, на компьютерные журналы...

Поэтому я решил познакомить вас со взглядами на современную индустрию анимации и спецэффектов двух признанных профессионалов в этой области - Юрия Норштейна и Алексея Орлова. Норштейна, которого, иногда называют "гением анимации XX века", представлять не нужно - достаточно назвать "Ежика в тумане" и "Сказку сказок". Орлов - кандидат искусствоведения, преподаватель Российского кинолицея, научный сотрудник Аниматографического центра "Пилот" и автор более сорока публикаций по эстетике анимации.

Их суждения весьма своеобразны, в чем-то - парадоксальны и резко выбиваются из общего хора, поющего панегирики царству компьютерной анимации. Норштейн говорит об образности, Орлов - о сакральном смысле. Во многом с тем, что они пишут, можно не согласиться, но: это суждения и размышления людей, доказавших на деле свою профпригодность.

Дописывая эти строки, я как будто представляю воочию глаза бородатых и не очень программистов, системщиков, геймеров и железятников, говорящих: "Ну вот, совсем оборзели. Разве можно такое печатать в компьютерном журнале?" Да, я рискую. Может статься, что это будет моей последней темой. Я готовлю ее, как ни странно, в тайне, в редакции материалов не видел никто, кроме литредактора, можно сказать, я злоупотребляю доверием коллег...

Но я уверен: эта тема нужна. Тех, кто с этим не согласен, - прошу считать ее расширенным выпуском AltТерры, той альтернативной территории, на которой можно иногда говорить не о сиюминутном.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.