Прекратить массовый выпуск ламеров!
АрхивЧеловечество делится на две неравные части - одна (большая) стремится развить свои тела изнурительными тренировками и усилить их мощь внешними устройствами (от экскаватора до пулемета), а другая (значительно меньшая) стремится не менее изнурительными тренировками развить свою мыслительную силу, тщетно пытаясь помочь этому процессу внешними устройствами (главным образом, компьютерами и книгами).
Проблема в том, что плохой и хороший думальщики отличаются результатами больше, чем на стометровке одноногий и чемпион мира в спринте. Кроме того, меня не оставляет подозрение, что мои друзья-программисты умеют думать намного эффективнее, чем друзья-непрограммисты. Острое, как бритва, и быстрое, как экскаватор и пулемет, мышление настоящих Программистов резко отличается от тугомыслия большинства других людей, милых и деловых во всех остальных отношениях.
Вместе с тем, умение думать вовсе не означает для настоящих Программистов немедленного счастья в жизни. Они, как правило, выглядят эдакими белыми воронами, они как бы выдавливаются из зоны успеха. Похоже, что умение думать в сегодняшнем мире непосредственно не поощряется. Технологии образования настроены на привитие других поощряемых качеств, - но отнюдь не умения крепко размыслить.
В школах - как здесь, так и там - сегодня больше внимания уделяется тренировке памяти и воспитанию, нежели натаскиванию на решение мыслительных задач. В вузах воспитанию уделяется внимания меньше, но целенаправленного тренинга раскидывания мозгами не проводится. Талантливые, настоящие Программисты самозарождаются и саморастут там и сям исключительно по идеям чучхэ (с опорой на собственные силы). Стандартный образовательный процесс готовит из стандартного ученика ремесленника от информатики, программиста с маленькой буквы.
Я уже дважды обращался в "Компьютерре" к теме особости программистского мышления. Первый раз это было, когда в статье "НЛП - еще одно программирование" ("КТ" #246) я попытался объяснить, чем мышление программистов отличается от попыток думать психологов. Второй раз вопросы о базовых основах программистского мышления я ставил в теме номера "Программоведение" ("КТ" #248). Тяжелое это дело, искать философский камень программирования, который будет делать думающих и добивающихся успеха программистов из бодрых и тупых, но таких удачливых в этой жизни людей.
На материал "Программистский камень" (Colston Sanger and Alan Carter, "Programmers Stone", www.ftech.net/~honeyg/progstone/progstone.html) я набросился, как на глоток мыслительного капитализма в стране всеобщей мозговой уравниловки, - спасибо Дмитрию Завалишину (www.dz.ru) за наводку. Не берусь пересказывать содержание, но в первой же главке поясняется, почему думающим людям в современном обществе так неуютно и почему настоящие Программисты встречаются относительно редко.
Дочитав материал, я вновь с тоской подумал: новые процессоры и видеоускорители выпускать много проще, чем людей. Можно спроектировать и затем построить новый завод по производству заказных микросхем, но фабрику умных людей таким образом пока построить нельзя. Не секрет, что из некоторых учебных заведений выходит больший процент умных людей, но тамошний производственный процесс вбивания ума в головы неотчуждаем и невоспроизводим. А ведь учить думать тоже можно технологично, и пусть не вздрагивают человеколюбивые защитники романтического бардака в людских головах!
<пять минут эмоций поскипано>
Итак, нужно менять как содержание образования, так и способы его внесения в головы учеников. Будь моя воля, в программе общего образования были бы следующие базовые дисциплины.
z Нейролингвистическое программирование (внутренний мир человека; субъективный опыт: умение управлять собой и понимать других. Обязательно - умение эффективно учиться). Подробнее - www.nlp.ru.
z Австрийская школа экономики и вирджинская школа общественного выбора (общество и его законы; о том, как поддерживается жизнь в этом мире, как устроено хозяйство, как устроена политика). Подробнее - www.libertarium.ru/libertarium/library.
z Программирование как умение думать и выражать мысли (моделирование и рефлексия).
z Физика, химия и биология (вещественный мир и его законы).
z Искусство, история и религии (умение жить в культурном контексте).
z Технические навыки для нормальной жизни (иностранные языки - английский и какой-нибудь китайский или японский, скорочтение, вождение автомобиля, печатание слепым десятипальцевым методом, координация движений - айкидо/танцы, компьютерная грамотность и т. д.).
Конечно, можно (и, наверное, нужно) напихать в бедные ученические головы еще много чего другого, но данный список - образовательное ядро. Профессионализирующие драйверы для различных жизненных занятий к этому ядру устанавливаются в момент: любой хороший программист, решая задачку в новой для себя предметной области, поражает видавших виды специалистов из этой области скоростью своего предметного погружения.
Предложенный мною вариант, конечно, не единственный. Например, упомянутый Алан Картер предлагает свой вариант набора базисных наук, программистский камень в котором является только одной из дисциплин (www.melloworld.com/Reciprocality). Я готов согласиться и с этим вариантом - лишь бы прекратить массовый выпуск ламеров. Конечно, ламеры - милые люди, но с ними иногда приходится не только жить, но еще и работать.
Методы базового образования, конечно, нужно полностью менять. Классно-урочная система уже не адекватна как способ структурирования образовательной деятельности. Большую часть того, что сегодня делают преподаватели, могли бы делать видеомагнитофоны и компьютеры. Не уверен, что нужно убрать уроки (лекции, семинары и контрольные занятия) совсем, но важно добавить групповые тренинги, а также индивидуальные (нерелигиозные) медитации, участие в реальном производстве и техники дистантного образования.
Собственно, все эти методы работы с учениками уже известны, - но только не в школьном и вузовском мэйнстриме.
Мне представляется, что цифровой век - это не только высокопроизводительные мозги у компьютеров, но и быстро и качественно думающие мозги у людей. Средняя производительность умственного труда может и должна быть поднята во много раз. Медведей будут массово учить ездить на велосипеде, а людей будут учить думать. Очевидно, что сделать это можно только вопреки машине официального образования. Ну что же, головы наши и наших детей придется прятать от Государства так же, как мы сегодня прячем от него кошелек.
Человечество уже сделало первый шаг из собственного обезьянника. Остальное - только вопрос времени. А пока производительность умственного труда Программистов и профессиональных кнопкодавильщиков может отличаться в сотни раз - за почти одну и ту же зарплату.