Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Tурнир магов на кухонном столе

Архив
автор : Андрей Вяткин, Дмитрий Куликов   09.11.1999

Какие раньше были игры!

Настольные "Винни-Пух" и "Монополия", кубики и конструкторы, железные дороги и самолетики... Правда, дефицит и хроническая нехватка денег вынуждали наших родителей терпеть постоянные детские скандалы, время от времени балуя чад какой-нибудь супер-пупер гэдээровской игрушкой, а нас, детей, - развивать воображение, представляя, что коробка из-под обуви - это домик для куклы, что из спичечных коробков можно сделать прекрасную бензозаправку для любимой машинки, а на обороте папиной курсовой (A1, синька, месяц бессонных ночей) можно нарисовать гуашью целый настоящий город, в котором могут жить все-все-все, и который этим всем-всем-всем очень нравится. Кроме папы.

Поэтому мы выросли такими умными и талантливыми [1].

Потом появились первые Электронные Игры. Курочки несли яички, которые ловил волк, веселый повар подбрасывал колбаски и блинчики на сковороде... Это казалось чудом. Затем - Commodore и Amiga, "Агат" и "Нейрон", и - верх отечественного компьютеростроения "Искра", уже IBM-совместимая, на которой можно было играть, играть с упоением - в "Диггера", "Тетрис" и иже с ними. И наконец - Он. Настоящий Компьютер.

Революция в индустрии игр произошла там, где ее никто не ждал. В самом деле, кто еще в восьмидесятые годы мог подумать, что на компьютере можно играть? Это было ересью, каравшейся отлучением от святая святых - ВЦ. А оказалось, что можно. Даже более того: очень удобно - ведь компьютер является универсальным инструментом для игр, легко переконфигурируемым, настраиваемым и гибким. В общем, мечта любого ребенка - иметь такую сверхигрушку, которая может превратиться во что угодно по желанию. И вот вам пожалуйста: вставил один диск - и ты за рулем, другой - и ты в небе, третий - и ты герой меча и магии...

И понеслось. Все наработанные человечеством игры были срочно перенесены на компьютер. Когда игры закончились, приступили к фильмам, комиксам и книгам, создавая все новые и новые компьютерные сиквелы популярных блокбастеров. Казалось, что эпохе настольных игр, лото и домино пришел полный и окончательный капут.

Ан нет. Прошло всего лет десять с момента появления первых убогих игрушек, десять лет славы, за которые игростроительная индустрия добралась до уровня "Unreal" и "Quake", и вдруг старым игрокам стало как-то скучновато... И тогда вернулись карты. Но не простые - тройка, семерка туз, - а уникальные. Коллекционные. С неограниченным набором карт в колоде. С рисунками прекрасных художников. С цитатами и... Хотя, что я забегаю вперед? Читайте статью о новых картах, которые многим заменили компьютерные игры.

Авторы не указали в статье ни одной ссылки. Решив исправить положение, я залез в Интернет, набрал в "Альтависте" "Collectable Card Games" и... ничего не стал менять. Вы сами, если заинтересуетесь, сможете найти не один и не два десятка сайтов, посвященных этим играм, - на любой вкус, цвет и размер. Ну что, тасуем колоду?

Сергей Scout Кащавцев





...Первым я решил пустить в бой Посвященного Героя, на чьем щите был начертан девиз "Храброе сердце - защитник души". За службу он обычно требовал белую ману - магическую энергию, которую я добывал из почвы ближайшей равнины.

А в это время мой давнишний противник в магических делах, в очередной раз вызвавший меня на битву, начал извлекать синюю водянистую энергию одного из островов архипелага, которым владел. Однако на поле боя никто не появился - видимо, его слуги были подороже...

Воспользовавшись паузой, я выкачал еще маны (на сей раз красной) из горной породы. Соединив ее с белой, я призвал Неуклюжего Гоблина. Между тем, мой Герой ринулся в атаку и пикой нанес незащищенному противнику рану (впрочем, не опасную).

Разозленный, тот пустил в дело еще и черную ману, добытую из болотной топи.

Синяя и черная вызвали Ворона-буревестника. Я забеспокоился. Эту летучую тварь не сможет победить пехота! А мой Пегас, как назло, где-то летает!..

Думается, многие узнали в этом длинном вступлении игровой эпизод из "Magic: the Gathering", игры, приобретшей с некоторых пор большую популярность не только в компьютерном, но и в своем изначальном - карточном варианте, в котором она и была создана в 1993 году Ричардом Гарфилдом. Зададимся вопросом: в чем же секрет ее успеха?

Если бы в "Magic: the Gathering" играли только любители фэнтези и ролевых игр, она бы оставалась сугубо элитарной. Но разработчики одним махом убили двух зайцев, мудро использовав чисто западную традицию - культуру коллекционирования, точнее, собирательства, которая давно и планомерно насаждалась в массовом сознании.



Например, всем известны так называемые trading cards - карточки с изображениями спортсменов, рок-идолов, героев комиксов, автомобилей и т. п. Фанаты собирательства их обменивают, покупают, перепродают - подобно календарикам, значкам, почтовым маркам, вкладышам в пакетики со жвачкой...

В расчете на эту страсть были разработаны и выпущены массовым тиражем "collectable games" - "коллекционерские игры", в которых предметы собирательства наделялись дополнительным, игровым значением. Можно, например, просто накапливать на застекленной полке фигурки гоблинов и орков, а можно выстраивать их на столе и сражаться в "Warhammer". Можно собирать красивые "Драконьи кубики" ("Dragon Dice"), а можно сыграть ими в тактическую игру [2].

Так объединились два хобби, - как если бы картежники и шахматисты слились в экстазе с филателистами и нумизматами. Поэтому, наверное, название игры "Magic: the Gathering" можно вольно перевести, как "Собирательство волшебств". Появление компьютерной версии MTG (или "МоТыГи", как любовно русифицировали аббревиатуру наши геймеры) было подобно продлению жизни какого-нибудь фильма-блокбастера - в сиквелах, мультсериях, сувенирах, игрушках и (sic!) играх.

Но одновременно это подхлестнуло интерес во всем мире и к настольному первоисточнику. Пользователям захотелось поиграть не только на дисплее, но и просто на столе. Колоды "магических" игральных карт обрели вторую жизнь. Их стали переводить на все новые и новые языки, еще больше покупать, обменивать, продавать на аукционах...

Родился новый жанр - ССG (collectable card games), принципиально отличный от обычных карточных игр. В традиционных картах колода из 52 листов позволяет сыграть в бесчисленное количество различных игр со своими правилами. В ССG все наоборот. Есть общие правила, а различные карты можно придумывать и создавать практически до бесконечности.



...Все началось в полночь. Джазовая Певица готовилась к схватке в увитом плющом Доме Бабушки Орны, стоящем на лесистой Корабельной улице. Ее союзником в сегодняшних приключениях был знаменитый иллюзионист Гарри Гудини (1874-1926), а соперником - Скучающий Клерк. В настоящий момент он находился в муниципальной публичной библиотеке "Атенеум", исследуя генеалогические корни некоего Чарлза Декстера.

Поскольку Певица всегда слыла дамочкой эксцентричной, то приняла решение напасть первой. Она вызвала чудовищное Насекомое из Шаггэя, угрожая им Скучающему Клерку. У Клерка же имелись трехлапый монстр с пятью щупальцами, известный под именем Темный Юнец, и девушка - Прислужница Глааки, ночных чудовищ.

В начавшемся Космическом Сраженим Насекомое из Шаггэя погибло. Пользуясь тем, что Джазовая Певица находилась в чаще леса, Темный Юнец стал невидимым и атаковал. Сознание ее помутилось, и, казалось, все уже кончено... Но тут на пути раненой Прислужницы Глааки встал Гарри Гудини.

Затем состоялись пышные похороны погибших. Все монстры, включая Темного Юнца, были погребены. В живых остался лишь неистребимый Гарри, имевший особую Спасительную Силу...

Бум CCG начался, естественно, с подражаний "МоТыГе".

Первыми откликнулись независимые компании. Так, уже через год после выхода MTG некий Майк Фицджеральд разработал и продал компании U.S. Games Systems игру "Wywern" - колоду всевозможных драконов, каждый из которых соответствовал конкретному мифологическому чудищу. Джонатан Твит и Джон Непью на фирме Trident Games выпустили "On the Edge" - игру о сюрреалистических заговорах, в которой игроки стремились захватить странный средиземноморский остров Al Amarja.



А затем быстро спохватились и фирмы-разработчики классических ролевых игр. Они сообразили, что всевозможные артефакты, а также героев и монстров, которых в традиционной RPG игроки обычно воображают мысленно, вполне можно овеществить. И не только на компьютерном сидюке, но и в колоде карт. Благо система booster-pack'ов (пакетиков с дополнительными картами) позволяет довести объем колод практически до бесконечности.

Фирма TSR, Inc. (ставшая ныне подразделением компании Wizards of the Coast, создателя MTG) перевела на карты свою легендарную систему Advanced Dungeons & Dragons под названием "Spellfire. Master of Magic". Затем знаменитый Стив Джексон, автор системы GURPS, родил игру "Illuminati. New World Order". Фирма White Wolf, Inc. воспользовалась услугами Wizards of the Coast напрямую, чтобы превратить в колоды свои "Vampire. The Eternal Struggle" и "Werewolf. The Apocalypse". А вестерн "Dead Lands" фирма Pinnacle Entertainment Group, Inc. переделала не только в CCG, но еще и в традиционную колоду для покера.

Еще одну RPG - "Kult" - "окартизовала", если можно так выразиться, шведская компания Target Games, впоследствии разрабатывавшая карточную золотую жилу на темы апокалиптического будущего ("Doomtrooper" и "Dark Eden"). Конечно, не только в Швеции, но и в других странах национальные RPG-системы перекладывались на карты, например, немецкая "Das Schwarze Auge", или "Shadowrun" и "Battletech" фирмы FASA Corp.

Последняя игра, кстати, выпущена все той же Wizards of the Coast одновременно с новым проектом Ричарда Гарфилда "Netrunner", в основу которого положена ролевая система Cyberpunk компании R. Talsorian Games. Cyberpunk, в свою очередь, была придумана под влиянием книг создателя и живого классика литературного киберпанка Уильяма Гибсона. "Battletech" нужно играть двумя типами карт - за Corporation и за Runner'а, то бишь хакера. Удивительно, как удачно удалось перенести сугубо компьютерные примочки типа "сеть", "вирус", "дефрагментация" на бумажный носитель.

Кстати, виртуальная реальность воплотилась еще и в переложении на карты многих компьютерных игр. CCG стала поистине первым "бумажным" игровым жанром, способным соперничать с компьютером по объему информации. Лучше всего лег на карты жанр пошаговой стратегии, например, "Warlords Trading Card Game" от Strategies Studies Group Pty Ltd. А в Германии культовый игровой автор Клаус Тойбер создал карточную версию своей настольной и компьютерной игровой системы "Die Siedler von Catan" (известной иностранным геймерам как "Settlers"). Впрочем, оказалось, что CCG подвластен даже жанр FPS - "Aliens vs. Predator".



Но самым богатым материалом для CCG явилась, бесспорно, литература.

В 1996 году фирма-производитель известной всем серьезным толкиенистам мира ролевой системы MERP (Middle-Earth Role-Playing) Iron Crown Enterprises, Inc. переделала ее в MECG, то есть Middle-Earth Card Game. Отныне каждый толкиенист мог собирать карты с иллюстрациями и цитатами из возлюбленного Дж. Р. Р. и раскладывать своеобразные квесты-пасьянсы.

"Вторая любовь" РПГшников - классик "хоррора" Говард Филлипс Лавкрафт - стал вдохновителем (и даже персонажем) карточной системы Mythos фирмы Chaosium, Inc., известной своими RPG "Call of Cthulhu" и "Talislanta". Интересно, что здесь в качестве художника-оформителя выступил... некто Стивен Кинг! А затем настал черед и "Дюны" Фрэнка Херберта. Хотя эта колода была все-таки больше инспирирована фильмом Дэвида Линча, чем собственно литературной серией. Инициатором "геймизации" выступил продюсер Дино Де Лаурентис.

Вслед за ним и другие киношники поняли, каким мощным "сопутствующим продуктом" для раскрутки фильмов является CCG. Как из рога изобилия посыпались кинотелесериальные колоды: "The X-Files", "Star Wars", "Star Trek", "Babylon 5", "Hercules", "Xena". Благо с каждой новой серией появлялся материал для новых колод. Вышли даже карты по японским мультикам-"аниме" - "Ani-Mayhem" (игра слов, переводимая примерно как "Мульт-погром").

Не отстали и другие сферы масс-культуры: комиксы - "Jim Lee's C-23", "Power Cardz", "Perry Rhodan" (культовая немецкая серия "космических опер"), восточные единоборства - "Legend of the Five Rings" (с циклами "Клан Скорпиона", "Изумрудный трон Рокугана"), "Shadowfist" (призывающий "погрузиться в мир мелькающих кулаков, блеска оружия и взрывчатых веществ для тайной войны") и "Champions" (вообще уникальный тип одноразовых (!) карт, значение каждой из которых можно узнать, лишь процарапав ее ногтем - как это делается в многочисленных моментальных лотереях).

Апогеем, подтвердившим признание полноправности нового игрового жанра, стало появление игр-пародий. Независимая фирма Kenzer & Co. использовала киноматериал, уже насмешивший многих компьютерных геймеров, - "Monty Python and the Holy Grail", - выпустив игру со всевозможными стебными картами типа: рыцарь без лица по имени Сэр Вклей-Свою-Фотку-Сюда.

И наконец, как и следовало ожидать, родилась пародия на прародителя жанра "Magic: the Gathering" - "Havoc. The Bothering".

Шумиха вокруг CCG стоит страшная. Издаются специализированные журналы для любителей ССG - "Duelist", "Scrye", "Inquest". Проводятся международные турниры (уже, кстати, и с участием российских игроков). В Сети появилась масса сайтов, где можно получить любую информацию по любым колодам, обменять, купить или продать редкие карты, попытаться решить игровые загадки (подобные шахматным задачам) и просто пообщаться с себе подобными.

Хотя, пожалуй, явным признаком истинно мирового признания стал тот факт, что волна CCG докатилась и до наших необъятных просторов: в Питере и Москве уже можно купить не только "МоТыГу", но и "Battletech" и "Дюну", а вскоре, как говорят, будет "Netrunner"...

- Не спи, замерзнешь! - приводит меня в чувство голос партнера. - Я атакую Трифолком, будешь блокировать?

Я вижу, как он поворачивает рукой карту "Rowan Treefolk" и берет банку пива "Bavaria", стоящую тут же, на кухонном столе.

- Чем, Героем? - риторически отзываюсь я. - У него же "один-два", а у твоей Рябиновки "три-четыре"! Замочат!

- Тогда бери "дамаж" на себя. А то у меня уже четырнадцать, а у тебя все еще двадцать.

- Погоди, у меня остальные "кричеры" не "тэпленные", значит, могу блокировать всеми.

- Кроме Гоблина, он же не "интерсептит"...

Амбивалентность, двоякая функциональность CCG ощутима не только на изначальном уровне (хочу - просто собираю, а хочу - еще и играю), но и в самом игровом процессе.

Одному игроку достаточно знать правила - и резаться, как в бридж или преферанс. Но другой, благодаря красивым "магическим" картам, может почувствовать себя могущественным волшебником, обладателем сверхъестественной власти. Для него правила игры - это законы жизни, а собственная колода - целый фантастический мир, населенный воинами, чудовищами и колдунами, мир, который он сам тщательно формирует, любовно разглядывает, холит и лелеет.

Тем более что карты ССG - это, без преувеличения, произведения искусства. Каждую из них, как правило, рисует отдельный художник, профессиональный иллюстратор фантастики. (При желании и деньгах можно даже приобрести оригинал - на специальном аукционе.) Помимо текста правил, на картах часто помещают цитаты - из Шекспира, Эдгара По, Льюиса Кэрролла, само собой, из Толкиена, Лавкрафтa, кино- и телесценариев, а также из несуществующих первоисточников - магических книг, эльфийских пословиц и гномских ругательств. Так что каждая карта - это полноценный художественный образ.

CCG - это новый вид фантастических игр, продолжающий линию RPG и ХИ ("хоббитских игрищ"), новый тип интеллектуального наркотика - безвредного для здоровья, но полезного для ума (не говоря уже о том, что это крутейший способ отъема денег у населения!).

Современные компьютерные геймеры все чаще понимают, что игра с машиной, как бы совершенна та ни была, никогда не заменит игру с живым партнером, и не по модему, а - глаза в глаза. И уж совсем крамольная мысль: настольные игры заставляют игрока включать фантазию, тогда как компьютерные - наоборот, ее ограничивают, выдавая все образы на электронном блюдечке с квадратной каемочкой.

Так что вполне можно прогнозировать: вместе с модой на Сollectable Сard Games грядет новый бум настольных игр. Они снова входят в моду, - как стиль "ретро", как ностальгия по тем временам, когда при свете фонаря доминошники с восторгом лупили по столу костяшкой с криком "рыба!", а лотошники ставили бочоночек на картоночку с довольным мурлыканьем: "А у меня, господа... па-артия!"



1 (обратно к тексту) - Кстати, многие психологи утверждают, что если у мальчика будет вместо игрушечной лошадки дедушкина тросточка, а у девочки вместо Барби - тряпичная куколка, то они вырастут куда более одаренными и способными к творческому мышлению. Не отмечается, к сожалению, что они могут вырасти еще и озлобленными, - но это зависит уже не от психологов.

2 (обратно к тексту) - Идея, впрочем, не нова: вспомните хотя бы, как наши родители обычными разменными монетами играли в "расшибалочку" и "пристенок". Или как мы сами собирали, обменивали и использовали для игр фантики от съеденных конфет, пробки от выпитого лимонада и прочие доступные нам по тем временам "ценности".



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.