Никчемушки
АрхивЭх, мать, с кем бы мне позабавиться?
Змей Горыныч - матушке Бабе-Яге
Змей Горыныч - матушке Бабе-Яге
От нужного и дорогого - одни мучения и хлопоты. Сначала хлопочешь достать нужное, потом стараешься, чтобы оно потребности удовлетворило, ну а мучения - оттого, что удовлетворения не наступает, хоть ты тресни. Зато в бесплатном и, на первый взгляд, ненужном порой скрываются возможности нежданные.
Во всяком случае, это мудрость сказочной традиции всего мира. Вспомните, как начиналась история с Котом в сапогах. А дебютный выбор Ивана-дурака в Коньке-горбунке? А лампа Аладдина? Я уж молчу о том, что началось, когда однажды чья-то дочь захотела "не золотой и серебряной парчи, не черных соболей сибирских, не ожерелья бурмицкого, не венца самоцветного, не тувалета хрустального", а всего-навсего цветочек...
Только не нужно говорить, что, мол, сказка - ложь. В части сюжета - да, согласен, но вот о нас с вами - чистая правда! Каждый год на Рождество или в Новогодье из пропыленных чуланов извлекаются коробки со сверкающими никчемушками, и начинается... нет, не сказка. Лабораторная работа на тему об истинных ценностях. Устраивая фейерверки для детворы, мы на несколько минут превращаемся в волшебников и радуемся этому. Можно сколько угодно притворяться многоопытным взрослым стреляным воробьем, тертым калачом либо прожженным циником, но в новогоднюю ночь вас выдадут глаза.
Программиста глаза выдают всегда.
Удивительное, между прочим, дело - глядеть в глаза настоящего программиста. Того, который знает, но молчит, может - и не всегда хочет. Гораздо чаще видим глаза тех, которые не могут, но хотят. Впрочем, сейчас о другом...
Только ребенок или очень мудрый взрослый способен радоваться непрактичным, но красивым вещам.
На экране падает снег, покрывая невидимые вначале (поскольку темно) елки. Вдруг одна из елок приподнимается на ногах в валенках, из ветвей выглядывает армейская ушанка и ствол автомата. С хрустом она подходит к другой, слышится бормотание: "Ну, где же эти шпионы?" Чирканье спички, огоньки сигарет. Елка отходит на свое место, отряхивается и становится невидимой. Снова на нее падает снег.
Кому нынче нужны хранители экранов? Это все равно, что спрашивать: кому нужны елочные игрушки? Или бенгальские огни? Или серпантинные ленты? Да никому! В особенности - экранам. Правда, один мой знакомый убежден, что они по-прежнему необходимы каждому, кто хоть немного заботится о собственных мозгах. Хранителей экрана он называет "клиент-сейверами". Почему так? "Да потому, - говорит он, - что "крыши" клиентов сохраняют от преждевременного выгорания". Шутка.
Из-за краев экрана начинают выглядывать шевелящиеся усы, и время от времени по изображению пробегают тараканы в кирзовых сапогах, затаптывая его.
Обидно? Мы тут работали, и вдруг эти жуки...
На экране довольный собой мужчина в галстуке сосредоточенно надувает щеки. Сначала одну, потом другую. Обе сразу. Очень глубокомысленный вид. Понадував щеки, он принимается раскатывать губу.
Зря он это делает. На скрин-сейверах не очень-то заработаешь. Ерунда все это. Не серьезно. Мой опыт, правда, подсказывает: подобной ерундой могут себе позволить заниматься только очень серьезные люди. Обратное утверждение, как это ни странно, тоже верно. Самые "серьезные" люди из всех, какие мне встречались, были заняты в этот момент именно ерундой. Разница лишь в том, что первые при этом отдыхали, а вторые - трудились в поте лица.
С хлопком в центре экрана образуется дыра, и в нее со свистом втягивается изображение. Оказывается, что оно втягивается в мешок, который держит в руках здоровенный детина. Он забрасывает мешок за спину и уходит, покряхтывая. При завершении заплатка на мешке рвется, изображение "вываливается" из мешка на экран.
Нынче этот своеобразный софт мало-помалу приобрел характер самостоятельной малой формы компьютерного арта. Сродни танкам и рубаи в поэзии или афоризму в литературе. Анекдоту. Скетчу. Между прочим, придумать хороший анекдот - задачка, будь здоров, а уж афоризм - под силу лишь мудрецу!
Изображение на экране начинает с краев обугливаться, потом загорается и сгорает. По черному экрану катается комочек горячей золы.
На экране две эскадрильи мух ведут воздушный бой, прошивая пространство пулеметными трассами. Время от времени снаряды достигают цели, и тогда подбитая муха с противным воющим звуком и огненным шлейфом падает и кинематографично взрывается.
В свое время Станислав Лем стал зачинателем нового литературного жанра - рецензии на ненаписанные книги. Книг нет, рецензии есть. И какие рецензии!.. В данном случае аналогия состоит в том, что описываемые скрин-сейверы "живьем" не существуют. Ну и что?
Из-за обреза экрана выезжает трактор и с натужным тарахтением перепахивает широким плугом изображение - ряд за рядом.
С верха экрана спускаются два троса, снизу их хватают двое рабочих и тянут на себя, споро поднимая изображение, словно оно декорация театральной сцены.
С криками "Даешь!!!" выбегают взрывники, минируют область экрана и убегают. Остается один. Он поворачивает ручку взрывмашинки, и все взрывается. На черном экране ходит маленький взрывник, перекатываются редкие клубы дыма.
Так вот. Предлагаю присоединяться.
Смеркается. Ночь. Восходит луна, пробегают по небу ночные облака, лунная дорожка бежит по пруду. Луна заходит, рассвет, восходит солнце... Заходит, закат. Ночь. На скамейке целуются влюбленные, кто-то в одиночестве пьет горькую... Рассвет. И т. д.
Жанр этот требует изящества решений и точности мысли. В каком-то смысле создание скрин-сейверов - занятие элитарное, вроде высокой моды. В обоих случаях на выходе одни никчемушки, однако же...
Изображение в центре экрана начинает "надуваться" до тех пор, пока со звуком лопающегося шара не взрывается. На темном экране щекастый мальчуган с обрывками шарика в руке. Он достает новый шарик, вертит его в руках и... (завершение) быстро надувает его с изображением на весь экран.
Стремительно выходит учитель. Он быстро осматривает экран и кричит, эмоционально жестикулируя: "Ну это же абсолютная чепуха! Это никуда не годится! Все переделать!" Хватает тряпку и быстро вытирает экран, как классную доску, приговаривая: "Двоечники... Это ж надо, такое изобразить... Людей бы постеснялись..." Когда "доска" чистая, он, заложив руки за спину, меряет шагами экран, говоря: "Ну-ка, попробуйте еще раз... Только без этих ваших глупостей!.."
Несомненно одно: возможности этого микрожанра значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Нетрудно представить себе целые "скрин-сейвер-фильмы", отдельные эпизоды которых возникают на экране всякий раз, когда... Ну, вы поняли... При известном такте и чувстве юмора скрин-сейвер можно сделать отличным и весьма оригинальным рекламным носителем. А можно и не делать.
Все громче и громче слышится звук жевания "хрум-хрум-хрум". Через пару секунд с очередным "хрум" экранное изображение по кускам начинает исчезать в пасти зубастой добродушного вида зверюги, которая вытирает лапой рот и усы и неторопливо уходит. Звездное небо, мерцающий снег...
По экрану хаотически бегают человечки с лопатами, роют ямы и сами падают в ямы, вырытые другими, истошно крича...
Присоединяйтесь, господа. Присоединяйтесь, если вы достаточно серьезны, чтобы заниматься глупостями.
В экранном изображении возникает форточка. Из нее мрачный и небритый мужик вопрошает: "Работать бум?.. Не бум..." Щелкает выключателем, и изображение гаснет. Только огонек сигареты в зубах мужика. И его кряхтение: "Бум? Не бум... Как включать, так мастера... А гасить, так дяде... Работать, говорят, не бум..." (Реплики в цикле с перестановками.)
Ну так как? Бум? Или не бум?..