Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Стереовожделение

Архив
автор : Александр Яковлев   26.10.1999

Среди моих многочисленных увлечений - старинное огнестрельное оружие. Начиная с девяти и заканчивая восемнадцатью годами большую часть времени я посвятил изучению специальной литературы, изготовлению маленьких пушечек и даже пистолетов, стрельбе из них... Бог мой, как это было захватывающе и интересно!


Сколько я перевел спичек (вначале я не знал рецепта дымного пороха, затем не мог найти калийную селитру и серу, поэтому приходилось обходиться спичечными головками). Родители ворчали, но приносили мне блоки спичек, покупали пистоны Гатчинского завода: из них легко можно было добыть хлорат калия, смешанный с красным фосфором. Эта адская смесь взрывается от трения или легкого сотрясения; из нее я делал капсюли для переделанного пистолета. (Устройство его было простым: в жестяной детский однозарядный пистонный пистолет вставлялась заклепанная с одного конца медная трубка; запальное отверстие располагалось как раз под курком  [1], таким образом, при взрыве самодельного капсюля воспламенялся заряд, и из ствола выбрасывалась отлитая мною же свинцовая пуля. Или черешневая косточка.)

Все мои изделия прекрасно стреляли, но обладали одним недостатком - выглядели ненатурально. Какое впечатление может произвести пушка из простой металлической трубки на лафете, собранном из конструктора? Шло время, и я совершенствовал свои технологии. Наконец, я выточил деревянную модель гладкоствольного орудия XVIII века; изготовил стержневые ящики, форму из глины и отлил пушку из сплава олова и свинца (см. фото); внутрь была вставлена заклепанная медная трубка для безопасной стрельбы. Лафет я изготовил из дерева. В Сети раздобыл рецепт приготовления в домашних условиях работоспособного черного пороха. Все бы хорошо, да к тому времени мне исполнилось восемнадцать лет, и ребяческие восторги прошли; не сосало сладко под ложечкой, когда я брал "Порт-Артур" или "Севастопольские рассказы"; не разыгрывались в воображении сцены штурмуемых крепостей, с небом, исчерканным молниями дистанционных трубок, и землей, застланной густым синим дымом от разрывов бомб  [2]; не хотелось изобрести машину времени и отправиться на три века назад - стрелять из мортир, закладывать мины и снаряжать гранаты  [3]. Пушка стоит в серванте, и стрелял я из нее - дай Бог, раз десять. И далеко не с таким трепетом и благоговением, как лет десять назад - из кустарной алюминиевой.

К чему я это все? Да к тому, что в свое время испытал подобный восторг и от звуковых плат... Чего я только не делал на простенькой Ensoniq SoundScape DB! А как мечтал о Live, в которую можно загружать звуки! Если бы лет пять назад ко мне попала в руки - на время - профессиональная звуковая плата, я бы отрывался от нее, пожалуй, чтобы только поесть и поспать... да нет, есть можно и за компьютером и спать с платой в обнимку. И выжал бы из нее все возможное. А сейчас? Лежит у меня в серванте три недели - рядом с пушкой - профессиональная звуковая плата с крутейшим синтезатором, ломовыми эффектами, двумя разъемами для плат дочерних, одна из которых эквивалентна десятитысячебаксовому ямаховскому цифровому микшерному пульту О2R. А я равнодушно хожу мимо и кормлю завтраками фирму "Мультимедиа-Сервис", которая горит желанием получить плату поскорее назад, - ведь такой товар не залеживается. А я тянул, тянул, тянул до последнего момента. Где, черт возьми, этот щенячий восторг, этот детский неподдельный интерес, эта буйная игра воображения? Почему мы, взрослые (даже те, что претендуют на детскость), - такие скучные, ленивые и неподъемные? Грустно все это...

Прежде чем делиться впечатлениями, опишу-ка я вначале эту Yamaha SW1000XG. Коробка - цветастая "ширпотребная". Обычно оборудование такого уровня пакуется в желтый неоклеенный картон, ну да ладно - дань моде. Три большие микросхемы и много маленьких. На задней панели - два аналоговых моновыхода (RCA), которые могут работать как один стерео, универсальный аналоговый вход (можно подключить и синтезатор, и микрофон, и электрогитару), цифровой коаксиальный выход S/PDIF и маленькая MIDI-розеточка, для которой прилагается переходник, - на обычные MIDI-шнуры.

Рассказать, как выглядит карточка, - несложно, а вот что внутри... Филипп Борейша из "Мультимедиа-Сервиса" сказал, что люди ее по три месяца осваивают. Чтобы полностью описать плату (с ощущениями), потребуется с десяток "Огородов", а мне придется взять месячный отпуск. Так что я ни в коей мере не претендую на полноту охвата.

Начнем, пожалуй, с синтезатора. 1267 голосов. 46 наборов ударных. Для сравнения: в General MIDI - 128 и 1 соответственно. При этом в режиме XG - 1074 голоса и 36 наборов ударных, в режиме TG-300B - 614 голосов и 10 наборов ударных. Все это удовольствие хранится в 20-мегабайтном ПЗУ. 64-нотная полифония. 32-частная мультитембральность (в Windows - два устройства: SW1000 #1 и #2 Synthesizer).

Чего стоят одни названия голосов из набора Model Exclusive! Звучат они не менее необычно, чем именуются: Lust Stereo (стереовожделение), Divinity, Kinayana, Prana, Byte, Scud (одно из значений - удаление жира с намоченных шкур), Vexation (неприятность), Soft Hit Plus, Anathema (звук точно из ада), Nasty Organ Split, Germ (зародыш), Malfunction... Sodium - действительно имеет натриевое звучание. Vapor Vox (голос тумана). Bacteria. В наборах спецэффектов и технобарабанов есть все - даже неинтересно.

Описать все инструменты невозможно. В одном разделе Piano около сотни наименований. Скажу лишь, что электропианино Shirakawa поражает полнотой и благородством звучания. Все рояли звучат необычно мягко, особенно приглушенное Old Piano. Stereo Drawbar Organ гармонически очень богат. Обращает на себя внимание бархатистость церковного органа, довольно жесткого на моей PSR-630... Хватит, пожалуй. Среди наборов ударных, помимо уже привычных Standard, Classic, Jazz, Room, Analog и Electronic, такие, как Dry, Bright, Skim, Slim, Rog, Hob, Dark Room (!), Jungle, HipHop, Apogee, Perigee и даже Coffin. Звучание последнего действительно загробное... или гробовое. Малый барабан из набора Symphony высоко настроен (кстати, в XG все ударные инструменты можно перестраивать) и обильно сдобрен призвуками спиральных струн. Его сам Бог велел использовать для озвучивания произведений на военные темы.

Что можно сказать про звук синтезатора в целом? Это качественно другой уровень, не сравнимый с уровнем тех плат, что описывались ранее в "Огороде". Смотрим демки.

Электронная музыка, такая, как техно, - в своей тарелке, если можно так выразиться. Рок с тяжелыми distortion и overdrive - вполне натурален. Джаз - родная стихия для SW1000XG. Вот симфоническую музыку, пожалуй, не стоит имитировать на этой плате. По крайней мере, я не нашел примеров, убедительно для меня звучащих. Для наглядности в демонстрационном каталоге записаны те же файлы, написанные в "голом" GM - образец синтетического звука. Back1950 - чистый MIDI-файл. С помощью пятиполосного эквалайзера, который содержится в процессоре эффектов, а также неизвестного мне приема - полная иллюзия старой поцарапанной пластинки. Live - имитация живого концерта средствами MIDI XG. Почти все "прокатывает" - аплодисменты, шум зала, да вот только из возгласов записан один визг, и он, проигрываемый на разной высоте, не натурален. Stracks - гром, удаляющиеся шаги. Возгласы привидений, завывание ветра. Скрип двери - и дикий визг, бегом к машине - вот, заведен мотор, автомобиль умчался. Все под аккомпанемент жуткого смеха и печального органа. И все это - MIDI. Cosmos. Инопланетные звуки, писк электроники, радиошумы, межгалактический туманный шелест. Озвучивать фантастическое кино - никаких проблем. Musicbx - точь-в-точь музыкальная шкатулка.

Но SW1000XG - это не только синтезатор. Плата предназначена также для записи звука на жесткий диск. 2 монофонических канала записи, 14 - воспроизведения. 18-битные ЦАП, 20-битные АЦП. Процессор эффектов (с 24-битной обработкой) позволяет накладывать эффекты не только на MIDI-инструменты, но и на аудиодорожки. 12 типов реверберации, 14 типов хоруса - вот системные эффекты, то есть такие, которые применяются ко всему звучанию в целом. 70 типов эффектов "variation" (включают и реверберацию, и delay, и флэнжер, и эхо, и многое другое) могут быть назначены как системными, так и индивидуальными (insertion) - для одной дорожки. Наконец, два индивидуальных блока эффектов - еще для двух дорожек. По-моему, более чем достаточно для подчеркивания солирующих партий. Плюс пятиполосный эквалайзер.

Теперь о возможности апгрейда. Yamaha SW1000XG позволяет подключать дочернюю плату серии PLG-100, например, синтезатор с физическим моделированием или вокальный гармонайзер (который будет вашим голосом, нужными словами и хором петь вместе с вами задаваемые с клавиатуры ноты или, скажем, целые аккорды). Независимо можно подключить плату цифрового микширования DS2416.

Какие тут подвести итоги? Меня коротко спрашивали: "Как?" Я возводил глаза к небу и столь же коротко отвечал: "Другой уровень, господа". Ранее мне доводилось описывать платы мультимедийные, а здесь профессиональный инструмент, который и оценить-то затруднительно. Работать надо!



1 (обратно к тексту) - Курок очень часто путают со спусковым крючком, или гашеткой. На самом деле его можно спустить, но не нажать. Курок разбивает капсюль, или в нем зажат кремень - в кремневом оружии, или фитиль - в фитильном. Ср.: бескурковое ружье.

2 (обратно к тексту) - Бомба в гладкоствольной артиллерии - полый чугунный снаряд сферической формы. Разрывной заряд из дымного пороха воспламеняется с помощью дистанционной трубки - деревянной трубки, набитой пороховой мякотью, которая загорается при выстреле.

3 (обратно к тексту) - Граната в гладкоствольной артиллерии - то же, что бомба, но массой до пуда.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.