Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Положи среду в карман

Архив
автор : Максим Отставнов   05.10.1999

Почему старый-престарый телефон в эбонитовом корпусе может без проблем использоваться и сегодня, а пользователи компьютеров вынуждены включаться в технологическую гонку апгрейда? На этот, по большей части риторический вопрос корпорация Sun Microsystems дает не слишком оригинальный ответ: потому что телефон, в отличие от компьютера, содержит в себе минимум функциональности - все за него делает телефонная станция.

- Это формула эбонита?
- Ну что вы, девушка, это формула цел-лю-ло-зы!
Из неприличного анекдота


Почему старый-престарый телефон в эбонитовом корпусе может без проблем использоваться и сегодня, а пользователи компьютеров вынуждены включаться в технологическую гонку апгрейда? На этот, по большей части риторический вопрос корпорация Sun Microsystems дает не слишком оригинальный ответ: потому что телефон, в отличие от компьютера, содержит в себе минимум функциональности - все за него делает телефонная станция.


   Не слишком оригинальна сама концепция, поскольку отрасли она давно известна под названием "тонкий клиент", но не ее воплощение. Подержав в руке смарт-карту с логотипом Sun, думаю, могу похвастаться тем, что видел "самого тонкого клиента".

   Конечно, карточка подключается все же не прямо к сети: она вставляется в небольшое (30x30х10 см, 2 кг.) оригинальной и очень симпатичной формы (см. фото) устройство, которое называется SunRay 1 ("Солнечный Луч 1"). Это чудо на SPARC Iiep-100 МГц, не имеющее движущихся частей (не только дисковода и вентилятора, но и кнопки питания), включается в сеть (10/100Base-T), а также несет четыре USB-порта, к которым в стандартной поставке подключаются клавиатура и мышь (в дополнительной - видеокамера) и видео с 2D-ускорителем. Цифровая идиллия нарушается аналоговыми аудиовходом и выходом.

   Приложения, исполняемые клиентом, и данные хранятся в "сейфе данных", роль которого выполняет Sun Server под Solaris.

   Очевидным источником экономии может стать использование StarOffice, базовая конфигурация которого, как известно, распространяется компанией Sun бесплатно. Кроме того, можно использовать любые другие приложения, работающие под Solaris.

   Так на сегодня Sun видит реализацию двух своих слоганов: "Сеть - это компьютер" и "Перестаньте морочить голову компьютеру; поставьте Unix" (перевод последнего - вольный и не соответствует официальному).

   Объявленная цена устройства - 499 долларов. Что касается совокупной стоимости владения, то сходу я не получил ответа на этот вопрос, узнав только, что стоимость оборудования среднего рабочего места (включая собственно SunRay и "его" часть стоимости "сейфа данных", но не считая монитора) оценивается примерно в 1 тыс. долларов. С другой стороны, непонятно, что должно входить в эту пресловутую TCO, если устройство не требует техобслуживания и апгрейда (может быть, амортизация фланельки, которой его протирают?).

   Устройство красивое, но метафора "тонкого клиента" не кажется мне бесспорной.

   Во-первых, пользователю не всегда безразлично, каким образом функционирует "телефонный сервер" - АТС. Например, заботится ли станция о соблюдении права пользователя на тайну переговоров или сотрудничает с ФСБ в деле внедрения СОРМ. И если верно второе - криптофункциональность неизбежно придется добавлять в "клиентскую часть", то есть в телефонный аппарат или другое терминальное устройство.

   Хотя для корпоративных пользователей этот вопрос, разумеется, имеет меньшее значение или, скорее, должен ставиться по-другому: ведь именно корпорации принадлежит большая часть защищаемой информации, будь то трафик офисной АТС или локальной компьютерной сети.

   И тут модель "тонкого клиента" демонстрирует важное преимущество: защищать данные, хранимые в сервере-"сейфе", гораздо легче и технологически, и административно, чем на множестве "толстых" клиентских станций, а утечка через локальные носители и платформы рабочих станций исключается благодаря тому, что вся конкретная среда конкретного пользователя умещается на смарт-карте, которую тот может держать в кармане (соответственно и носить с одного "Луча" на другой). Весь трафик от "Луча" к "Солнцу"-серверу шифруется и аутентифицируется ключом, также вшитым в карту.

   Во-вторых, обратите внимание, что далеко не ко всем функциям современной АТС можно осуществить доступ с "эбонитового" телефона с пульсовым номеронабирателем. По крайней мере, мне дома конференц-вызовы, call-back-вызовы [1] (а с недавней поры и IP-телефония) доступны лишь при наличии тонового набора на терминальном оборудовании.

   В-третьих, внутренняя функциональность обоих моих терминальных устройств - модема и далеко не самого навороченного, но и не эбонитового аппарата - тоже не кажется мне лишней. Ни память, ни автодозвон, ни интеграция с программной записной книжкой.

   По отношению к "Солнечному лучу" напрашиваются те же вопросы: не окажется ли он устаревшим, например, при переходе от 100 Мбит к гигабиту как стандарту локальных сетей? Не придется ли его апгрейдить через пару лет, а если придется, то во сколько это встанет? Тем не менее я считаю, что IT-менеджерам стоит посмотреть на реализацию этой метафоры в новом устройстве.

   ...А идеальным образцом технологии, не требующей апгрейда, остается для меня все же не эбонитовый телефон, а целлюлозная (бумажная) книга. См. эпиграф.



1 (обратно к тексту) - То есть звонки, оплачиваемые вызываемой стороной.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.