Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сеть - россия - сеть

Архив
автор : Максим Отставнов   31.08.1999

Пять тезисов о текущем моменте


   1) Пожалуй, только к началу этого года Сеть в России начала являть собственно сетевые эффекты в смысле стоимости. Типовыми стали ситуации реальной экономии на доступе к различным информационным и коммуникационным ресурсам посредством Internet сравнительно с альтернативными каналами поставки, доставки и общения. Ничего особенного не произошло, просто таких ресурсов стало много. Это тот же процесс, который прошел в большинстве стран Запада в середине десятилетия.

   Причем создавались эти - размножившиеся и нарастившие разнообразие - ресурсы (или их создание навязывалось) теми, кто жил еще в другой модели. Либо теми, кто тратил деньги (чужие - в оптимальном случае, свои - в крайнем) по идеологическим мотивам (рассчитывая на то, что сетевой эффект сработает рано или поздно) и пытается теперь капитализировать свой опережающий опыт и/или репутацию. Либо теми, кто решал свои, особенные, нетиповые задачи [1].

   Но Сеть как канал доставки традиционных информационных (плюс дидактических, плюс развлекательных...) потоков и массивов, конкурирующий с другими каналами (и часто достаточно уверенно выигрывающий конкуренцию), состоялась.

   2) Группа подростков озабоченно идет выяснять отношения с другой такой же группой: накануне их обидели "в Интернете", сказав что-то не то - рядом Internet-кафе. Сценка из Киева, но я мог бы наблюдать ее и в Москве.

   Подозреваю, что я просто "далек от жизни", и подобные сцены не так новы, даже у нас, как они мне кажутся. Тем не менее, "живьем" я увидел такое впервые и сказал себе: вот оно. Сеть (почта, Usenet, IRC, instant messaging, не знаю) - как телефон. Уже предельно доступный.

   3) Сеть как газета и телевизор, сеть как телефон... Сбывшиеся пророчества, но и грань реализации давнего кошмара многих из тех, кто своими руками и мозгами, как мог, содействовал претворению всего этого в жизнь.

   Вопрос о том, почему не происходит "массификация" Сети, ее сведение к IP-телефону и IP-телевизору, заслуживает особого внимания.

   Ведь ламентации об "утрате сетевой культуры" совершенно не новы, если абстрагироваться от российской специфики темпа расширения Internet. Мы их помним по волне "коммерциализации" Сети в США (1994-95 гг.), а если порыться в архивах, подобные сетования можно найти и по более ранним поводам (чего я, например, не помню, поскольку это было "до меня"): присоединению к "хребту" Протосети частных коммерческих сетей (AOL, CompuServe и т. д. - замечу, обладающих собственной историей и субкультурой); предоставлению доступа студентам и персоналу "некомпьютерных" факультетов американских вузов и т. д. и т. п.

   Недавно кто-то ехидно заметил, что они (сетования) составляют существенный элемент этой самой пресловутой "сетевой культуры". Добавлю: возможно, единственный элемент, совершенно инвариантный к самим происходящим изменениям.

   Пока большинство сообществ, для которых специфика Сети (скорость, дешевизна, транснациональность) критична (то есть "виртуальных" сообществ в собственном смысле слова, в отличие от "виртуальных слепков" физических общностей), и не думают превращаться в "общества", тем менее в массовые общества, управляемые "вещанием" по типу "один - многим" и вполне подобные зрелым модернистским обществам с той специфической "цементирующей" ролью, которую играют в них структуры и средства массовой информации.

   4) Когда-то, чтобы поименовать новые, "компьютерные", сети и, тем самым, отличить их от уже существующих "массово-информационных" сетей, был придуман термин "массовая коммуникация"... который сегодня удачным мне уже не кажется. Нет, я понимаю отличие информации (информации как процесса, информирования) от коммуникации, и последняя удачно стягивает на себе такие смыслы, как активность более чем одной стороны и распределенность, "размазанность" структуры в пространстве и времени. Неудачно другое: "массовость".

   Как раз феномен "массовости" в Сети и порожденных ей структурах наблюдается на удивление редко. Собственно, поэтому "пролетают" попытки прямого переноса в среду Internet маркетинговых приемов, ориентированных на каналы средств массовой информации (СМИ).

   Раздробленная и не имеющая ни стимула, ни средств консолидироваться клиентура, которая строится за счет правильного применения СМИ, в Сети никак не хочет "устаканиваться" [2].

   "Гиперсупермаркеты" (по продаже книг и дисков ли, брокерских услуг ли, или собственно услуг по доступу в сеть) могут поражать своими масштабами как единичные проекты, но мэйнстрим бизнеса в Сети лежит все же в другом направлении. Чтобы что-то продать - точнее, продавать, - приходится "садиться на хвост" существующему сообществу или строить собственное. Которое, найденное или построенное, начнет жить по законам виртуальных сообществ. На сегодня это означает: продолжать "расти вглубь", дифференцируясь и усложняясь.

   "Газетно-телевизионный" маркетинг "пролетает", но неожиданно востребованы оказываются навыки бизнеса "лицом к лицу", причем востребованными даже в секторах, из которых, казалось бы, они давно и окончательно изгнаны. Например, из розничной торговли. Даже когда лиц тысяча или миллион, они не превращаются в массу.

   Разумеется, это можно отнести не только к маркетингу товаров и услуг, но и к продвижению чего бы то ни было, в коммерческом или некоммерческом контексте. Системы взглядов и вкусов, политической ориентации - список открыт.

   5) Специфику сетевой культуры малопродуктивно обсуждать с точки зрения ее происхождения. Да, она носила отпечаток сначала инженерского, потом академического, потом "интеллектуалистского" в широком смысле сообществ. Да, она теряет эту специфику по мере расширения своей аудитории. Однако ее суть - функциональна, она вынужденна для любых форм коммуникации в данных технологических рамках ("многие со многими").

   Networking - помимо того, что (и до того, как) стало означать строительство и использование компьютерных сетей, - выражает также понятие, которое по-русски можно выразить только сочетанием "общение по интересам" или "заинтересованное общение". Уточнение важно, поскольку общение еще может быть и просто так. Жаль, что в русском нет одного слова, которым можно обозначить именно общение по интересам. Сеть, оставаясь "сетью" в этом смысле, никогда не станет инструментом формирования и воспроизводства массового общества.

   P. S.: Эти пять тезисов написаны под впечатлением дня, проведенного среди "интернетчиков старого закала" и всего полученного удовольствия, чуть-чуть причесаны и публикуются исключительно как материал к размышлению.



1 (обратно к тексту) - Быстрая коммуникация с миром при отсутствии регулярной почты и задранных тарифах на экспресс-доставку и телефон, доступ к специфическим редким ресурсам и рассеянным сообществам, "престижное потребление" и - мало ли что еще. Отдельное честное исследование мотивов и поводов "интернетизации" людей и организаций в России в начале 90-х было бы довольно любопытным.

2 (обратно к тексту) - О том, что это может означать для практикующего менеджера, например, оператора сетевого ресурса, продающего сетевые "рекламные каналы", или рекламщика, их покупающего, - см. подборку статей в теме номера "Деньги в паутине" (#301).



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.