Уравнение смысла
АрхивАх, как она меня понимала!..
(плач по убитой вирусом "распознавалке")
(плач по убитой вирусом "распознавалке")
Очень интересно наблюдать, как попытки создания речевого интерфейса на базе человеческого языка неотвратимо ведут нас к пониманию простой, но совсем не очевидной вещи: программа, способная понимать смысл сказанного на естественном языке, должна содержать в себе модель естества нашего с вами Мира. Почему? А потому, что смысл любых слов или фраз человеческой речи кроется не в определении или описании их значения, а в той совокупности связей, которые установлены между словами - идентификаторами объектов, процессов, свойств окружающей нас действительности.
Вообще говоря, все эти объекты, процессы и их свойства всегда имеют смысл как характеристику естественных связей и их взаимовлияний друг на друга. Это означает, что все нас окружающее полно смысла даже в том случае, если мы его не понимаем! А раз не понимаем, то и не отражаем в языке (язык здесь следует понимать широко, включая язык жестов, глубокомысленное покашливание, подмигивание и почесывание в затылке).
Связи, которые можно проследить в языке, конечно же, не являются абсолютно соответствующими истинным связям вещей в Мире. Это как бы некоторое их приближение.
В языке всегда можно заметить связи двух типов - горизонтальные (связи между объектами одного типа или "уровня") и вертикальные. Обычно для обозначения вертикальной структуры языка применяют образы глубины. "Какой глубокий смысл!", "Какая глубина чувствуется в его словах!".
Эта самая глубина не что иное, как совершенно объективная характеристика понимания смысла говорящим, или, иными словами, характеристика способности какой-либо системы выявлять круг связей вещей в Мире (и в дальнейшем использовать это знание).
Попытки более глубоко понять смысл чего-либо есть процесс познания все более и более неочевидных, лежащих не на поверхности, а в глубине связей сущего.
Глубокопы
- Мужик, может, того-этого, а?
Ты меня понимаешь?..
(вопрос, не лишенный смысла)
Ты меня понимаешь?..
(вопрос, не лишенный смысла)
В чем разница между хорошим преподавателем и остальными? Или, к примеру, между двумя экскурсоводами на одной и той же выставке? Или между магнитофоном с записью экскурсии и экскурсоводом-человеком (сразу оговорюсь, что не всякий... Ну, вы меня поняли... Нет, таки могуч язык!).
А в том разница, что магнитофон не владеет смыслом того, что говорит! Экскурсовод (лектор, преподаватель), остановившись на определенной, доступной его усилиям глубине понимания, после этого момента ничем уже принципиально от магнитофона не отличается. Попробуйте попросить кого-нибудь из магнитофонообразных рассказать то же, что и обычно, но более глубоко раскрывая тот или иной вопрос.
У него не получится!
Но, допустим, перед вами глубокий знаток предмета, хорошо представляющий огромное число связей и взаимовлияний объектов его знания. Глубокомысленный ученый! О, вы сразу почувствуете разницу! Разницу сродни отличию эрудиции и понимания. В первом случае под рукой огромный склад данных (фактов, сведений, правил), в другом же - совокупность установленных и проверенных на опыте связей между ними. Это обстоятельство и привносит новое качество - понимание смысла.
Обратим внимание на следующее: на определенной глубине этого понимания или осознания теряется связь с языковыми формами. Язык как бы "отстает" от того смысла, который необходимо передать (древние об этом говорили очень красиво: "там, где умолкает речь и исчезают слова"). В этот момент язык либо обогащается новыми, более глубокими понятиями (как бы "прорастает" на новую глубину), либо, если этого не происходит, становится мощным тормозом для ищущих нового знания.
Практически важным следствием всего этого является так называемый феномен мудрости. Мудрец - это человек, достигший путем непрестанных усилий глубочайшего понимания смысла окружающей действительности, а следовательно, владеющий знанием связей между вещами, скрытыми от немудреца. Что же здесь практически важно? А вот что.
Любой из нас формирует собственную реакцию на привходящие обстоятельства, исходя из той глубины понимания, на которой сам находится. Чем больше разнообразных связей и обстоятельств мы примем в расчет, тем точнее окажутся наши поступки. Чем глубже доступное нам понимание смысла происходящего, тем мудрее (точнее, целесообразнее) будут наши действия.
Образно выражаясь, все наши проявления в этом мире вначале "рождаются" в таинственных глубинах смысла, порой даже не изреченного, так как не хватает слов, чтобы его "изречь". Они (наши действия) как бы "вырастают" оттуда, облекаясь по пути "плотью" мыслей, слов, поступков.
И этому всему мы должны научить компьютерную программу!
Программу, которая на основе непрерывного анализа связей всего, что поступает к ней на вход, сможет делать именно то, что в данный момент имеет смысл делать!
Как прикажете это понимать?
- Мужик, ты человек или кто?..
(риторический вопрос)
(риторический вопрос)
Без модели присущего Человеку понимания отношений (а стало быть, смысла) вещей в Мире научить наше создание понимать нас не получится. Более того, поиск, исследование, вскрытие все новых и новых слоев смысла - то, что собственно и делает человека обыкновенного Человеком Мудрым, - неизбежно должно стать главной "фоновой задачей" такого рода программного обеспечения.
Существуют ли тут какие-нибудь препятствия или ограничения на взаимопонимание? Да, они есть. Понимание ограничено физиологией, а также другими непредставимыми в системе языка искусственной системы особенностями человека. "Чтобы понимать народ, нужно говорить на его языке", - это правило отнюдь не из области высоких технологий.
Чтобы совершенно точно понимать своего создателя, искусственной системе, в конце концов, придется... стать человеком.
Интересно, что проблема поиска смысла своего присутствия в Мире автоматически встанет перед такой системой, равно как не оставлен без внимания будет и факт наличия Человека и задачка поиска смысла его присутствия (или мы запретим ей копаться в наших связях с Окружающим?).
Теоретическая демонология
- Фокус-то вот в чем, мужик...
(резюме)
(резюме)
Итак, чтобы добиться понимания нас нашим порождением, программой, в нее нужно будет ввести компоненты, ответственные за осуществление непрерывного процесса поиска смысла всего окружающего и самой себя в системе окружающего (елы-палы, а мы чем занимаемся всю дорогу?)
Помните ранее вскользь упомянутый "смысл как таковой", систему объективно существующих связей всего, что есть в Мире? А что в нем есть? В нем есть то, что в нем есть. Н-да...
Но пусть в Мире нет чего-то, но есть кто-то, кто способен придумать несуществующее и построить такую систему генерации, выбора собственных действий, в которой выдуманное им "что-то" может оказывать влияние на этот выбор. Что из этого следует? А следует то, что - внимание! - мы должны теперь признать, что в Мире это придуманное "что-то" уже реально существует.
В самом деле, создавая новые связи этого "чего-то" с другими объектами Мира, мы прокладываем их через себя, так как только через нас эти выдуманные нами сущности обретают способность влиять на Мир.
Вот в чем фокус!..