Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Хорошо темперированный клавир

Архив
автор : Александр Яковлев   22.06.1999

Профессиональная MIDI-клавиатура Fatar Studiologic 880 кое-чем отличается от клавиатуры обычного рояля. © «Компьютерра»

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.Хочу правды.А. Даргомыжский


 [1] Когда садишься за новый инструмент, всегда обращаешь внимание на клавиши - и мне они всегда запоминаются. Помню желтоватую, с большими щелями клавиатуру пианино "Красная заря", что стояло у моего деда. Помню протертые до дыр пластмассовые пластинки "Лирики" в музыкальном классе. Помню выеденное мышами ре малой октавы другой "Лирики". Помню тяжелую и в то же время мягкую клавиатуру роскошного концертного рояля "Эстония" в актовом зале Государственного университета управления. Помню знакомую с детства слоновую кость столетнего Ritmuller'a, что до сих пор стоит у нас в гостиной.


И вот в моей памяти отложилось новое впечатление от новой клавиатуры - Studiologic 880 от Fatar (эта итальянская фирма производит исключительно MIDI-клавиатуры, а также поставляет их как комплектующие синтезаторов другим производителям).

Чтобы распаковать и установить инструмент (присланный фирмой "Мультимедиа Сервис", www.mmserv.ru), потребовалась помощь - устройство весит 20 кг (!).

Скромный черно-белый дизайн. Семь кнопок, индикатор из десятка светодиодов, два колеса (как обычно, сдвиг высоты тона и модуляция). Желтоватые (как написано в проспекте, специально, чтобы не только ощущалось, но и выглядело, как у рояля), высокие, полноразмерные - действительно полноразмерные, а не обрезанные сзади, как это часто бывает, клавиши. И тяжелые - приятной тяжестью.

Коротко впечатление от клавиатуры можно выразить так: я почувствовал себя человеком. Простор семи с половиной октав. Клавиши упруго, но спокойно подаются и возвращаются, послушно повинуясь истомившимся после подпружиненной пластмассы пальцам. Почти живое сопротивление, - а инструмент благодаря своей массе выдерживает, не дрогнув, самые мощные fortissimo и glissando.

В коробке я заметил "правую" педаль послезвучания (скромный синтезаторный вариант), но с клавиатурой прислали и фортепьянный: мощная пружина значительно более упруга, нежели у педали Yamaha, что приятно - нога отдыхает. Можно подключить и педаль громкости.

Синтезатором (тон-генератором, сэмплером) можно управлять прямо с клавиатуры, переключая банки и программы. Однако цифровых кнопок не предусмотрено, для ввода числовых параметров предназначена первая октава. Оригинальное решение - можно выучить, какая нота какой цифре соответствует, и запоминать номера как маленькие музыкальные фразы (в каком-то фильме музыкант запоминал таким образом номера телефонов). Хотя цифровое наборное поле, на мой взгляд, не помешало бы.

Я бы удивился, если бы не нашел по меньшей мере два независимых MIDI-выхода. Нашлись и четыре зоны (которым можно назначать разные инструменты, до нескольких на одну - с помощью слоев), произвольно располагаемые на клавиатуре и направляемые на эти выходы. Кривые чувствительности к скорости нажатия можно выбрать из восьми установок (preset), как отдельно для каждой зоны, так и для всей клавиатуры в целом. Естественно, есть транспозиция. Ну и, конечно, чувствительность к послекасанию - отключаемая.

Теперь собственно про механику. Обычные клавиатуры сопротивляются нажатию лишь пружиной (растягиваемой, прикрепленной к дальнему концу клавиши), что весьма далеко во всех отношениях от рояльной механики (рис. 1). Эта же имеет противовес в виде металлического молоточка (рис. 2) и, по заявлениям продавцов, точно повторяет динамику клавиатуры рояля. Так вот, я бы поспорил насчет точного повторения динамики. Дело в том, что на датчик скорости нажатия воздействует клавиша, а не молоточек. В частности, не получается взять подряд несколько одинаковых звуков legato, не прибегая к педали послезвучания (на рояле это возможно благодаря тому, что если не полностью отпустить клавишу, молоточек возвращается в рабочее положение, в то время как струна еще не заглушена демпфером, и клавишу опять можно нажать).

С другой стороны, измеряя скорость молоточка, разработчики были бы вынуждены поставить дополнительный датчик для таких инструментов, как орган, аккордеон, и других, где существуют лишь два состояния: клапан открыт/закрыт, что увеличило бы стоимость клавиатуры. А поскольку, на мой взгляд, задача заменить рояль у таких устройств не стоит, а нужно лишь создать комфортные условия для пианиста, привыкшего к тяжелой механике, клавиатура вполне отвечает своему назначению.

Надо как-нибудь закончить, но - "нужны ли здесь слова? Ведь музыка имеет свой язык... Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрывать самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее". [2]

Я больше ничего не могу сказать, пробуйте сами.



1 (обратно к тексту) - Конечно, в русском языке "темперация" - это выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в музыкальном строе, и этот смысл используется в названии знаменитого сборника И. С. Баха. Однако латинское temperatio можно перевести как соразмерность. Я и говорю о соразмерности динамик клавиш MIDI-контроллера Fatar Studiologic 880 и клавиатуры обычного рояля.

2 (обратно к тексту) - Слово о музыке. Григорович В. Б. и Андреева З. М. - М.: "Просвещение", 1977. Стр. 3.





© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.