Интернет как метафора "ветра перемен"
АрхивНовые технологии приходят, живут, уходят, уступая место следующим. Так происходит издавна - с тех пор, как кто-то начал делать кремниевые ножи (или сверлить дырки в камнях для топоров). Но технологии - фактор изменений нашей цивилизации. Эта причинно-следственная связь, выражусь мягко, сложна. Нередко целые племена, отказавшиеся в силу, скажем, религиозных табу, от применения новых видов оружия, сметались с лица земли менее скованными ордами.
Наш век начинался бодрыми приветствиями дикторов радио. Середина его отмечена массовым распространением телевидения. Не парадокс ли: нет никаких, основанных на формальных данных, научных исследований влияния радио и телевидения на то, что происходило и почему привело к нынешнему состоянию общества! Умышленно не беру в расчет труды уважаемых философов, вполне отдававших отчет происходящему - на умозрительном и эмоциональном уровне. Потому что, как всегда, инструментом способен воспользоваться тот, кто оперирует в измеренных пространствах.
Похоже, лед тронулся и пришло понимание того, что надо изучать социальные процессы и управлять ими, а не топырить глаза на их последствия (ах, батюшки, что же за беды нас преследуют! то алкоголь, то наркотики, а уж депрессия какая...).
Как официально объявили 8 июня представители университета Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA - University of California, Los Angeles), развернут долгосрочный широкомасштабный проект исследований влияний компьютеров и Интернета на общество и экономику.
Главным исследователем проекта назначен Джеффри Коул (Jeffrey Cole), директор университетского Центра политики коммуникаций. По рекомендации вице-президента США Альберта Гора. "Джефф Коул является истинным провидцем того, как Интернет влияет на среду [социальную]", - заявил Гор.
Коул с сожалением подтвердил: подобные исследования были очень нужны и важны в конце 40-х и начале 50-х годов, когда распространялось телевидение. Но тогда все сводилось к одному: контролю над порнографией и сценами насилия. И проблема с телевидением заключается в том, что до сих пор никто толком не знает, что происходит в домах, где есть телевизоры.
С Интернетом дела обстоят еще серьезнее: если телевидение ассоциируется со способом отдыха и развлечений, то Интернет фактически становится атрибутом существования людей. Согласно нынешним оценкам, в жилищах 50 процентов американцев имеются компьютеры, и почти треть из них подключена к Интернету. Использование этих технологий варьируется в разных странах - от очень высоких показателей в Сингапуре до буквально нескольких компьютеров в домах жителей некоторых стран Африки.
В планы исследователей входит выяснить, например, то, как влияет Интернет на распределение нерабочего времени (скажу откровенно, после появления в моем доме Интернета, все время стало рабочим), как меняются политические взгляды и убеждения, каковы морфизмы психологического облика человека, пользующегося Интернетом. Интересно узнать, насколько меньше любители поблуждать в Сети смотрят телевизор и общаются с родственниками. Становятся ли они более толерантными или более нетерпимыми. Исследование должно дать картину онлайновых взаимодействий с банками, в электронной коммерции, в частности, привычки и пристрастия покупателей. Нужно также выяснить, насколько e-mail повлияла на другие способы коммуникаций.
Сразу после официального сообщения UCLA и Microsoft, и AOL заявили, что для них обследование важно в одном смысле: как улучшить обслуживание подписчиков. Вице-президент группы потребления и продаж Microsoft Брэд Чейз (Brad Chase) сказал, что "уходят последние минуты, но мы еще можем поймать Интернет в его младенчестве и помочь ему вырасти правильным образом, и каждый получит из этого максимум преимуществ".
Спонсорами проекта стали вездесущие Microsoft и AOL, а также The Walt Disney, Sony, GTE, Pacific Bell. Справедливости ради надо заметить, что, как утверждает Коул, спонсоры не смогут повлиять на состав вопросов и способы их анализа.
Планируется, что в США респондентами станут 2000 человек, выбранных случайным образом, что должно отразить этнические, экономические и географические срезы всей нации. По мере необходимости будут набираться другие респонденты, но общее их число пока будет фиксированным. Большая часть опросов будет выполняться по телефону. Каждому из респондентов придется ответить на сто вопросов. Более важно другое: каждому из этих "несчастных" придется отвечать на эти вопросы из года в год, чтобы наблюдатели могли отслеживать динамику! Университетские ученые считают, что ошибки в результатах анализа данных не превысят двух процентов.
В этом же году к массовым обследованиям подключатся Сингапур и Италия. Еще пятнадцать стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки присоединятся к программе в течение ближайших 3-5 лет. Результаты обзоров будут публиковаться ежегодно. Первый обзор планируется опубликовать накануне 2000 года.
Центр политики коммуникаций UCLA, вырабатывающий общие подходы и методики проекта, будет проводить опросы на территории США и координировать проект в международных масштабах. Каждая страна, включающаяся в проект, сама будет финансировать и контролировать действия исследовательских групп. Скажем, в Сингапуре этим будет заниматься Школа коммуникационных исследований при технологическом университете Нанъян, в Италии - институт исследований Интернета при университете Боккони в Милане.
Проект рассчитан на много лет вперед - не менее чем до 2020 года. А вообще, мечтает Коул, проект станет постоянным, охватит весь следующий век. Уже первый отчет должен дать немало ключевых сведений для политиков и бизнесменов. Планируется после выпуска второго отчета (по результатам 2000 года) созвать конференцию политиков и представителей деловых кругов, которые могли бы дать независимые оценки проделанной работы и рекомендации на будущее. В идеале такие конференции должны стать ежегодной традицией.
К сведению, сам Центр политики коммуникаций UCLA был учрежден в 1993 году. Он представляет собой постоянно действующий форум для свободного обсуждения критических аспектов в сфере медиа и коммуникаций. Центр тесно связан в своей деятельности с университетской школой менеджмента Андерсена, с колледжем литературы и науки, со школой общественной политики и социальных исследований. Кому интересно, чем Центр занимается еще, - сходите на www.ccp.ucla.edu.
В заключение хочу высказать еще одно соображение. Мы все давно привыкли к локальным и глобальным аналитическим отчетам о состоянии Интернета. Похоже, в них действительно отсутствовало главное: сама идея, что они должны стать руководством к действию для политиков и практически мыслящих людей.
Но у каждой медали две стороны. Не менее важно соблюсти баланс интересов всех сторон в проведении такого глобального проекта. Иначе неизбежно возникнет очередная тоталитарная система - более технологичная, более изощренная. Ну как тут не вспомнить постоянно вещающие репродукторы на кухнях советских квартир?!