Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Война по переписке

Архив
автор : Константин Вяткин   08.06.1999

К написанию этой статьи меня подтолкнули два факта. Во-первых, 12 мая этого года на российском сервере galaxy@pbem.msk.su началась юбилейная, двухсотая партия игры Galaxy+, в которой принял участие 581 человек. Во-вторых, просматривая игровой Тор 100 (составляемый голосованием всех желающих на сайте www.worldcharts.com), я с удивлением обнаружил, что дольше всех в этом списке держится Stars! - 183 недель (четвертый год!). Поскольку игры Stars! и Galaxy принадлежат к одному жанру, эти два факта явились неплохим поводом рассказать поподробнее как о них, так и о РВЕМ-играх вообще.

К написанию этой статьи меня подтолкнули два факта. Во-первых, 12 мая этого года на российском сервере galaxy@pbem.msk.su началась юбилейная, двухсотая партия игры Galaxy+, в которой принял участие 581 человек. Во-вторых, просматривая игровой Тор 100 (составляемый голосованием всех желающих на сайте www.worldcharts.com), я с удивлением обнаружил, что дольше всех в этом списке держится Stars! - 183 недель (четвертый год!). Поскольку игры Stars! и Galaxy принадлежат к одному жанру, эти два факта явились неплохим поводом рассказать поподробнее как о них, так и о РВЕМ-играх вообще.




   Под аббревиатурой РВЕМ (play-by-e-mail) скрываются игры, участники которых обмениваются ходами по электронной почте. Примером могут служить всем известные шахматы по переписке. До появления e-mail подобные игры назывались РВМ (play-by-mail, игра по почте), хотя понятно, что в те же шахматы, шашки, го, рэндзю и некоторые карточные игры можно играть и по факсу или по телефону. Главной особенностью таких игр является долгое ожидание хода. Этот недостаток при ближайшем рассмотрении оказывается большим достоинством, поскольку позволяет не торопясь анализировать позицию и просчитывать ходы. Вторым достоинством игр по переписке является очевидная возможность играть с удаленными соперниками. По этим причинам РВМ-игры смогли завоевать немало поклонников.

   С наступлением 90-х годов жанр пережил тихую революцию. Развитие электронной почты позволило пересылать ходы (фактически - маленькие файлы данных) на любые расстояния в течение нескольких минут, а поскольку без компьютера тут не обойтись, закономерным было появление специальных программ на эту тему. Не очень нужные в шахматах по переписке, такие программы оказались весьма кстати в более сложных играх, особенно тех, в которые одновременно играет несколько человек. С тех пор количество РВЕМ-игр постоянно растет, и в настоящий момент самый полный их список, составляемый Грегом Линдалом (Greg Lindahl; www.pbm.com/~lindahl/pbm_list), насчитывает 487 штук.

   Что же это за игры? РВЕМ-игрой может быть любая игра, в которой игровой процесс четко разделен на отдельные ходы. Поэтому все походовые игры, от шашек до UFO, можно перенести на РВЕМ-основу и играть в них по переписке. Конечно, наиболее интересны те игры, в которых одновременно участвуют несколько человек. Именно они были наиболее популярны в до-e-mail'овую эпоху. В своем настольном варианте они обычно требовали присутствия гейм-мастера, следившего за ходом игры, делавшего нужные расчеты и разрешавшего конфликты между игроками. В эти игры можно было играть не только сидя за столом, но и с помощью обычной почты, отправляя описание своих действий гейм-мастеру, который собирал и обрабатывал письма участников и рассылал им результаты хода, после чего все повторялось.

   Поскольку письма шли долго, то партия растягивалась на многие месяцы, и играть таким способом могли только самые отчаянные фанаты. Сейчас же e-mail-сообщение доходит до адресата за несколько минут, и в среднем игроки делают 5-7 ходов в неделю. РВЕМ-игра состоит из двух частей - программы-клиента и программы-сервера, которые периодически общаются между собой по электронной почте. Клиенты установлены на компьютерах игроков, а сервер выполняет функции прежнего гейм-мастера (звание гейм-мастера теперь стало принадлежать хозяину сервера). Перед игрой сервер генерирует начальные условия, рассылает их игрокам, после чего те (с помощью своих программ-клиентов) анализируют ситуацию и выполняют некоторые действия, которые лучше всего назвать "отдачей приказов". Пакеты приказов отсылаются серверу, который на их основе рассчитывает изменения игрового мира и генерирует следующий ход. После чего опять отсылает игрокам соответствующие файлы, и все повторяется. Поскольку разнообразие РВЕМ-игр очень велико, для подробного их рассмотрения лучше всего вернуться к упомянутым Stars! и Galaxy.

   Как можно догадаться из названия, это космические стратегии с элементами экономики и дипломатии. Игровым миром здесь является область космического пространства с множеством планет, среди которых случайным образом располагаются "домашние планеты" игроков, обладающие некоторым населением и ресурсами. В процессе игры участники должны развивать экономику и повышать технологический уровень своих планет, строить корабли, колонизировать другие планеты, торговать и воевать с соперниками и т. д. - все как в любой другой походовой стратегии. С единственным отличием: скорость игры обычно не превышает одного хода в сутки, и вместе с вами (и против вас) играет не меньше десятка очень опытных противников-людей, пытающихся уничтожить друг друга в жарких космических баталиях.

   Кстати говоря, эти баталии выглядят весьма странно. Если быть точным, то в большинстве подобных РВЕМ-стратегий они вообще никак не выглядят. Когда в одной точке пространства оказываются корабли воюющих сторон, между ними завязывается бой. Поскольку игра идет по переписке, то непосредственно влиять на процесс сражения игроки не могут, и корабли сражаются "на автопилоте". Ход сражения рассчитывается сервером по довольно сложной схеме, учитывающей характеристики кораблей, после чего результаты рассылаются участникам. Игроки анализируют случившиеся события, изучают результаты боев (рассматривая их "видеозапись") и отдают приказы на следующий ход. ВсЈ это может напомнить читателям очень усложненные шахматы, однако это не совсем так. Дело в том, что одновременно на одной карте играет много людей, и каждый из них может писать письма каждому. Hадеюсь, вы уже поняли, что при таком раскладе дипломатия играет не меньшую роль, чем сильный флот. Я понял это в своей самой первой игре - VGA-planets, прародительнице большинства космических РВЕМ-стратегий. Тогда я успешно пытался втереться в доверие самому сильному игроку, одновременно переписываясь с его противниками и готовясь нанести совместный удар в спину. Hаивный, я и не предполагал глубину дипломатического коварства ветеранов таких игр, могущих дать фору любым министрам иностранных дел и обороны вместе взятым. Многомесячные игры в тайные и явные союзы, вербовку своих среди чужих, притворство двойных, тройных (и более) "засланных казачков" в станах противоборствующих лагерей весьма напоминают некоторые стороны реальной жизни. Hапример, изучая переписку участников одной из партий, я был свидетелем того, как самый сильный игрок, прочитав одно-единственное письмо с предложением мира от другой расы, заподозрил своих союзников в измене, чем подтолкнул их в самом деле предать его и в конечном счете победить.

   Hа этом примере хорошо видно отличие РВЕМ-стратегий от других онлайновых игр. Кстати говоря, самой популярной РВЕМ-игрой является (несмотря на данные Тор 100) вовсе не Stars!, а Diplomacy, изобретенная в 50-х годах нашего века Аланом Калхамером (Allan Calhamer). Поначалу Diplomacy представляла собой настольную игру для семерых человек, играющих на карте Европы начала XX века за сильнейшие страны того времени. Как следует из названия, в этой походовой стратегии элементу дипломатии уделено максимальное внимание. Сейчас этой РВЕМ-игрой увлекается больше 5 тыс. человек. Тем не менее, именно за Stars! голосуют в Тор 100, и на это есть веские причины. В отличие от большинства аналогичных игр, в Stars! не обязательны партнеры - в нее встроен неплохой блок искусственного интеллекта, позволяющий играть с компьютером. Хотя в таком режиме вы лишаетесь всей дипломатической составляющей, но вам уже не нужно целые сутки ждать следующего хода, что очень полезно для предварительных тренировочных игр. Кроме того, в Stars! есть прекрасный пошаговый учебник, наглядно объясняющий новичку все хитрости и возможности игры. А таких возможностей чрезвычайно много. Стоит отметить только двухмерное поле боя для кораблей, напоминающее большую шахматную доску, и возможность задавать кораблям своеобразный сценарий поведения в битве (отсюда один шаг до подгружаемого интеллекта. См. "Аты-боты", КТ #14 [292]). А если добавить к этому самый лучший в жанре интерфейс (см. рис.), то становится понятным, почему Stars! остается популярной уже четвертый год.

   Hо на упомянутом сервере galaxy@pbem.msk.su играют не в Stars!, а в Galaxy. Дело в том, что в Stars! могут одновременно играть не более шестнадцати человек, в то время как в Galaxy число игроков не ограниченно, что и подтверждает двухсотая партия. 581 человек на одной звездной карте - это очень много, особенно учитывая, что на карте в этой конкретной партии насчитывается 1732 планеты - примерно по три штуки на каждого игрока. Ветераны Galaxy говорят, что при таком раскладе уже к двадцатому ходу будет выбито до половины участников и игра пойдет поспокойнее. Ажиотаж вызван тем, что это двухсотая, юбилейная игра, совпавшая к тому же с юбилеем самого сервера - 20 июня ему исполняется пять лет. Обычно же в Galaxy играет 40-60 человек.

   В непопулярности Stars! среди наших игроков главную роль сыграла закрытость программного кода (это изначально коммерческая программа) и обусловленная этим невозможность существенно изменять правила. Galaxy же энтузиасты переделывают по своему вкусу, и в результате у каждого сервера свои правила, своя игра, своя Галактика. Многолетняя шлифовка условий игр привела к упрощению некоторых моментов: не стало различий по типам оружия, по видам полезных ископаемых, по особенностям разных рас. Galaxy все больше напоминает абстрактные игры, вроде тех же шахмат, что позволяет участникам не отвлекаться на мелочи и сосредоточиться на главном - стратегии и дипломатии. Хотя у нее пока хватает недостатков, свойственных всем некоммерческим проектам (сыроватые программы-клиенты, отсутствие хорошей документации, не очень привлекательный интерфейс и т. д.), опытные стратеги предпочитают именно такие игры, зная, что хотя они и неприглядны внешне, зато их нутро максимально отвечает запросам пользователей.

   Популярность Galaxy позволяет организовывать большие международные партии. Одна из них недавно началась на сервере galaxy@geek.net. Это командная партия, то есть перед началом игры все участники (а их набралось 57) объединяются в несколько групп - так сказать, военных союзов - и дружно играют против общих противников. В этой конкретной партии образовалось две группы. В одну вошли игроки из США (33 человека), а в другую - из экс-CCCР (27 человек). Поскольку все с самого начала знают, кто свой, а кто чужой, то игра идет очень интенсивно, и страсти там кипят нешуточные.

   В заключение еще раз отмечу, что жанр РВЕМ-игр необычайно разнообразен, и стратегии являются лишь малой его частью. Среди любопытных представителей других видов игр можно упомянуть, например, "Остракизм" (www.ostrakism.da.ru). Ее участники играют в потерпевших кораблекрушение путешественников, которые оказались на маленьком острове, где совершенно нечем питаться. Поневоле став людоедами, они каждый день голосуют - кого сегодня съесть. Таким образом, каждый игрок за один ход может написать письмо каждому участнику, обратиться сразу ко всем островитянам ("залезть на пальму") и проголосовать - кого съесть сегодня. Hесчастный, получивший большинство голосов, съедается и выбывает из игры. Число участников ежедневно уменьшается на одного человека, а победителями считаются двое последних выживших.

   Некоторые ссылки relcom.games.pbem: - конференция "Релкома" по РВЕМ-играм; galaxy.game.ru - официальная страница Антона Круглова, гейм-мастера galaxy@pbem.msk.su, для получения помощи с которого нужно послать на этот e-mail письмо с subj: GALAXY PLUS и словом HELP в первой строке. См. также www.pbem.com и www.pbm.com.




   Автор искренне благодарит Виталия Прикладовского за помощь при подготовек статьи.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.