А где же бесплатный сыр? (окончание)
Архив А вы уплатили за установку водомера?
Итак, ПК и доступ в Сеть в обмен на персональные данные и обязательство смотреть рекламу. Некоторые аналитики, например Рич Шверин (Rich Schwerin) из "PC Computing", считают, что 1999 год войдет в историю как год, когда ПК стали бесплатными. Цены на них столь низки, а направленная реклама становится столь важным инструментом, что, естественно, компании решают: "раздадим людям ПК, и они навсегда станут нашими". Но одной рекламой дело не ограничится.
Возьмем, к примеру, американскую компанию-поставщика электроэнергии. И ей сейчас было бы проще поставить у каждого абонента дома бесплатный компьютер, нежели держать штат инспекторов, проверяющих счетчики. Еще пример: система онлайновых магазинов Peapod, которые доставляют бакалейные товары прямо на дом заказчику. Любой продавец, который заинтересован в росте числа потребителей и замыкании этого множества на себя, будет раздавать бесплатные ПК, настроенные на его систему заказов.
Разумеется, бесплатная раздача ПК принесет рынку немало удобств и расширит возможности. Но у этой медали есть и обратная сторона: "бесплатные ПК - симптомы жадности и невежества". Кто согласится передать персональную информацию о себе, включая сведения о доходах, личных пристрастиях и привычках, кто будет расходовать деньги и посещать Интернет за, так сказать, "бесплатный" компьютер? Оказывается, очень многие, и я приводил цифры выше.
"Это было ошеломляюще, - выразился после 8 февраля Стив Хадима (Steve Chadima), пресс-секретарь Free-PC. - Мы, конечно, рассчитывали заинтересовать людей своими предложениями, но такого взрыва не ожидали". (Люди далеко не всегда охотно сообщают частную информацию. Даже если наживка жирная. К примеру, Microsoft потерпела фиаско, посулив бесплатный новенький Office 2000 [а он стоит 799 долларов] тем, кто в обширном листе опроса опишет свои впечатления от использования Office 97.)
Конечно, получив ПК бесплатно, пользователь в любом случае оказывается в ловушке. Специалисты постараются нашпиговать новенький компьютер множеством специальных, персонально настроенных жучков (а зачем была нужна подробная анкета?). Более того, все ваши похождения в Web и онлайновые покупки отныне будут тщательно фиксироваться в вашем персональном файле компании Free-PC.
Бесплатные ПК обеспечивают очень точный доступ к целевой аудитории - а это стоит куда больше, чем сами ПК. Более того, эти опыты послужат основой для создания новых моделей манипуляции персональным и общественным мнением, что предполагает наличие у каждого человека бесплатного ПК.
Но что станет со знаменитой американской privacy (то есть правом на независимое частное существование)? Компании настаивают на том, что персональные данные им просто необходимы для нормальной работы. А защитники свобод бьют тревогу. В прессе, например, обсуждается такая ситуация: даже если сама Free-PC обещает не распространять собранных данных, что будет, если ее "с потрохами" купит другая компания?
Или же если обладатель бесплатного ПК откликнется на некую рекламу через свой компьютер, то рекламодатель автоматически запишет его профиль. И если пользователь что-то регулярно покупает благодаря рекламе, он будет многократно указывать имя, реквизиты счетов и т. д. А продавец или рекламодатель на основе этих данных будет формировать обобщенный профиль пользователя, и этот профиль со временем может стать очень полным. К таким массивам данных можно применять методы, простейшим примером которых может быть решение геодезической задачи триангуляции.
А поскольку сейчас ПК в первую очередь - устройство для соединения с Сетью, это особенно остро ставит вопрос о социальных последствиях распространения бесплатных ПК и доступа к Сети. Технократическая мечта о том, что доступ к единой среде коммуникаций объединит всех людей мира, хорошо передана в известной цитате апологета нового коммуникативного общества Джона Перри Барлоу: "Мы пере-свяжем (reconnect) сознание всего человечества!"
И вот теперь осторожные поборники прогресса начинают понимать, к чему может привести бесконтрольное развитие бизнеса, основанного на бесплатной раздаче технических благ - в обмен, говоря образно, "на душу". Идут разговоры о необходимости инвестиций из общественных (public) источников, чтобы информационная революция состоялась как демократическая.
Как нет бесплатного сыра (чем-то все равно платишь, хотя бы собственной нищетой), так нет и бесплатных ПК. Это не бесплатные товары, а краткосрочные кредиты, которые возместит оплата последующих услуг.
Более того, бесплатные ПК берут люди, понявшие, в чем здесь смысл, и имеющие долгосрочные намерения (представьте, что к оператору сотовой связи обратился человек, который хочет взять бесплатно телефон, но не хочет подписываться на услуги связи).
За всю недолгую историю своего коммерческого использования (с 1991 года и поныне) Интернет был, некоторым образом, уникальной средой. Средой, поддержанной рынком. Сейчас, согласно новым моделям, для ее развития нужны те, кто нуждается в бесплатных ПК. Парадоксально, но новых бесплатных ПК жаждут люди, в чьих семьях уже есть компьютеры. Это стало ясно из анкет, обработанных Free-PC. Потребность в доступе к Интернету испытывают представители самых разных слоев общества, люди самых разных профессий. В первую очередь в нем нуждаются специалисты-компьютерщики, затем - научные работники, молодежь, интересующаяся техническими новинками, и т. д. И бесплатные ПК не меняют этой картины. Само появление рыночной стратегии бесплатных ПК есть одна из фаз развития компьютерного рынка. Бесплатные ПК могут подстегнуть распространение Интернета, но, конечно, только за счет тех людей, которые уже увлечены компьютерами.
Эта сказка не про нас - пока
Я начал работать над этой темой по многочисленным просьбам тех, кто питает надежды и иллюзии в отношении развития бизнеса на "бесплатных" компьютерах у нас в отечестве. Надеюсь, что теперь фантазеры убедятся в тщете своих надежд и излечатся от иллюзий. Хотя любителей воспламенять сознание публики неслыханными делами у нас всегда будет хватать. Чтобы придать дополнительную убедительность вышесказанному, я постараюсь кратко объяснить, почему у нас нет места ни сыру, ни даже мышеловке.
Можно перечислять еще много чего. Все будет уныло и серо: того нет, этого нет... Да просто нет у нас рынка со свободной конкуренцией, неужели не понятно?!
Рассмотрим вымышленную ситуацию. Наша фирма X договорилась с нашим OEM-производителем компьютеров Y и с нашим же Интернет-провайдером Z. Предмет договора: Z приобретает у Y компьютеры, X раздает их российским гражданам и одновременно подписывает их на услуги, предоставляемые Z. Вопрос: где Z возьмет средства на приобретение компьютеров? Ответ: у рекламодателей, которые будут крутить рекламу на этих самых розданных компьютерах. Для тех, кто не осведомлен: у нас рекламы сейчас не хватает даже на скудное существование традиционных средств медиа.
Но это далеко не все, что обещают особенности национальной обстановки. Во-первых, после того как халявный компьютер будет доставлен в норку, все механизмы навязанного показа рекламы в нем будут тотчас хакнуты. Во-вторых, в отличие от американцев, которые свято блюдут девственность системных блоков, наши умельцы все переиначат, поменяют, продадут и пр. Поэтому, если фирма X по истечении контракта попытается выманить "бесплатный" компьютер, который давно считается неотъемлемой частью интерьера, она будет немало огорчена. Это я вам обещаю...