Книга - народное достояние
АрхивДмитрий Ватолин, главный редактор фэн-сервера "Русская фантастика" Закончил ВМиК МГУ. С 1996 г. главный редактор фэн-сервера "Русская фантастика". Сейчас готовится к защите диссертации по алгоритмам сжатия изображений.
Да не бойся ты. Это не больно, когда сканируют. Как в ксероксе, только крышкой не закрывают... Пока что не закрывают...
В. Пелевин, Generation 'П'
В. Пелевин, Generation 'П'
Читатели
По поводу электронных копий книг уже сломано немало копий. Издательства вынуждены печатать книги очень небольшими тиражами, в среднем не более 10 тыс. экземпляров. Такой тираж позволяет им сравнительно быстро окупать затраты. В случае повышенного интереса читателей заказывается дополнительный тираж для обеспечения спроса. И все было бы замечательно, если бы при этой схеме книги могли бы широко расходиться по России, но на практике все изданные книги можно "поймать" только в Москве и Петербурге. В областные центры и маленькие города партии книг поступают случайным образом, и купить там необходимые книги конкретного автора крайне сложно. Еще хуже ситуация на Украине, в Белоруссии, Казахстане. И невозможно даже за большие деньги заказать изданные, скажем, полгода назад на кириллице книги в США, Германии, Израиле, Канаде и других странах, где уже живут несколько миллионов русских.
В России вышедшую недавно книгу можно получить по почте, сделав запрос на сайте или в магазинах на диване. Но, как было отмечено на недавно прошедшем третьем Российском Интернет-форуме, "электронная коммерция в России не разовьется, пока не начнет стабильно работать обычная почта". Ненадежность доставки бандероли наложенным платежом сводит на нет простоту заполнения заказа по Сети, а курьерская доставка из всех городов мира хорошо налажена только в Санкт-Петербурге и Москве. Получается, для жителей небольших российских городов единственная возможность получить необходимую книгу - скачать ее из электронной библиотеки.
Против раздачи электронных копий книг активно выступают издатели, считая, что это понизит скорость расхождения их "бумажного" тиража. Чтобы проверить правильность такого суждения на сервере "Русская фантастика" был проведен опрос: "Купите ли вы бумажную книгу после прочтения электронной?", в котором приняли участие 1207 человек. Выяснилось, что только 23% из них не купят бумажной книги. Причем, 4% из них -- небогатые люди -- явно не являются даже потенциальными покупателями! 18%, что покупают только очень понравившиеся книги, тоже сложно отнести к возможным покупателям, т.к. далеко не всякая книга попадает в эту категорию.
|
Издатели
Уж мы то знаем, от чего, а главное -- от кого зависят тиражи! Сколько угодно могу я вам назвать безобразной халтуры, которая вышла полумиллионными тиражами...
А. и Б. Стругацкие, "Хромая судьба"
C "Лабиринтом отражений" Сергея Лукьяненко произошла удивительная вещь. Книга, впервые вышедшая в России тиражом 11 тыс. экземпляров, в Сети приобрела в несколько раз большую аудиторию. Только с официальной страницы писателя ежемесячно скачивались до 3 тыс. копий, а ведь ее можно было получить не только с официальной страницы. Хотя основной тираж в бумаге расходился достаточно долго, после издания ее электронной копии в Сети в гостевую книгу страницы "Русская фантастика" стали приходить письма из небольших городов с единственным вопросом: "Где же купить "Лабиринт..."?". Издательство откликнулось и уже выпустило три дополнительных тиража по 5000 экземпляров. Насколько больше были эти тиражи в действительности, сказать трудно. А. и Б. Стругацкие, "Хромая судьба"
Каков итог? Книга, которую в отсутствие Сети практически никто бы не заметил, стала популярной и принесла известность автору. Две книги Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений" и "Звезды -- холодные игрушки" дали название серии -- "Звездный лабиринт" -- и подняли продажи других книг издательства АСТ. Через полтора года после первого первоиздания "Лабиринта" написано его продолжение, которого в пока Сети нет, и люди гадают - каким тиражом оно выйдет в бумаге.
Показательно, что интересы бумажного издательства и автора на общедоступность в Сети электронных копий лучших книг писателя практически не совпадают. Автору выгодно как можно шире распространить свою удачную вещь, поскольку как уже говорилось -- тираж книг мал, а при бесплатной раздаче появляется возможность резко увеличить число читателей, или охватить какую-то специфическую аудиторию. Это повышает популярность автора. Понятно, что такой подход не отвечает интересам издательства. Недавно я спросил Николая Науменко, главного редактора отдела фантастики издательства АСТ, насколько конкурируют электронные копии книг с бумажными экземплярами. По его мнению, влияние электронных библиотек пока невелико. Тем более, что теперь во всех договорах издательства с авторами оговаривается нераспространение текста. На мое замечание о том, что после выхода книги в бумаге автор не в состоянии запретить людям сканировать и выкладывать книги в Сеть, Науменко сказал: "Фактически серьезный вред может привести только попадание текста в крупные электронные библиотеки. По счастью, сегодня все их хозяева разумные люди. Когда обнаруживается произведение, выпущенное издательством АСТ, от хозяина библиотеки требуют немедленно снять его. Тут же оговаривается через какое время его можно разместить снова на прежнем месте, но уже со словами "Текст помещен с разрешения издательства" и обязательным указанием адреса магазина книга-почтой, где можно заказать эту книгу."
Писатели
"Вы писатель, наверное?" -- Увы", --
сознался я. "А как ваша фамилия?" -- с юношеской непосредственностью
осведомился другой. "Тургенев", -- сказал я и пошел домой.
А. и Б. Стругатские, "Хромая судьба"
Вернемся к авторам. Многие полагают, что они категорически против распространения своих книг в Сети. Писатели против распространения текстов без их ведома. Кроме того, никому не понравится найти в Сети собственный текст, подписанный чужим именем, либо неполное или частично измененное творение. Проблему искажения произведения легко решить наличием официальных страниц, но трудно запретить хождение файла по Сети. сознался я. "А как ваша фамилия?" -- с юношеской непосредственностью
осведомился другой. "Тургенев", -- сказал я и пошел домой.
А. и Б. Стругатские, "Хромая судьба"
|
Обычно говорят- вот усилится власть закона в стране или Сети, и тогда... Однако, книги, популярные в Сети, можно будет достать всегда! Для тех, кому лень искать - платно, остальным - бесплатно. И если у кого-то есть на эту тему иллюзии, напоминаю, что серийные номера и креки, к большинству популярных программ в Сети найти - 15 минут работы. И даже богатая империя Билла Гейтса пока ситуацию не изменила. Не изменила просто потому, что начиная с некоторого момента деньги, затрачиваемые на борьбу с пиратством, не покрываются доходами, полученными за счет увеличения продаж и косвенной рекламы (воруют, как правило, хорошие программы).
Думаю, львиную долю кампаний по преследованию распространителей чужих электронных текстов в Сети будут составлять различные PR-акции - статьи, выступления, воззвания к морали. Это будет происходить просто потому, что такая политика в меру эффективна - зачастую тексты будет найти нелегко, поскольку ни одна крупная библиотека (как сегодня) не разместит у себя произведения, против распространения которых возражает автор.
Напоследок приведу мнение читателя (явно разделяемое многими), недовольного требованиями ограничить распространение электронных книг в Сети (www.rusf.ru/compulib/messages/30.htm):
Читаю и думаю -- как хорошо, что я всегда покупаю свежие компакты с книгами... У меня аж самый первый есть -- от кибер-панков:)) А то не успеет книга появиться в Сети -- так сразу - "уберите еЈ!" :((( А я вот собираю эл. книги -- ну есть такое дело... И, кстати, бумажные покупаю независимо от наличия в электронном виде... И Олдей, и Успенского, и много кого ещЈ... М-да... Грустно, знаете ли, грустно... Сделать, что ли большой пиратский сервер где-нибудь в штатах (мексиканских) да и выложить тама всЈ, что есть... Просто так, для души... А?