Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Блюдечко под яблочко

Архив
автор : Аскар Туганбаев   25.05.1999

В начале Перестройки студенческий театр МГУ под руководством Евгения Славутина поставил очень смелый по тем временам спектакль по пьесе Виктора Коркия "Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили". Спектакль, пользовавшийся колоссальным успехом, пересмотрело пол-Москвы. Потом его возили по стране, показали в десятках городов. Театр выступал и в Европе, и за океаном и пользовался заслуженной любовью у молодежи.

Я выведу вас на чистую VOD'у!
Неизвестный лозоходец


В начале Перестройки студенческий театр МГУ под руководством Евгения Славутина поставил очень смелый по тем временам спектакль по пьесе Виктора Коркия "Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили". Спектакль, пользовавшийся колоссальным успехом, пересмотрело пол-Москвы. Потом его возили по стране, показали в десятках городов. Театр выступал и в Европе, и за океаном и пользовался заслуженной любовью у молодежи.
Но в начале 90-х власти забрали здание театра, расположенное в центре Москвы, и передали его Московской патриархии под Церковь св. Татьяны.


   С тех пор театр МГУ выступал на сотне разных площадок, пытаясь расширить круг постоянной публики - обитателей общежитий МГУ - и вернуть себе статус всенародного любимца. Неоднократные выступления на европейских театральных фестивалях (труппа только что вернулась из Леона) способствуют доступу к широкому зрителю, готовому к восприятию прекрасного в силу более высокого уровня жизни. Студенты - технически подкованные люди, поэтому они предпринимали и предпринимают попытки использования современных технологий для расширения аудитории: велись переговоры с местным кабельным телевидением о трансляции спектаклей в административном округе, разрабатывается проект Интернет-сервера с театральной Web-камерой, связь с зарубежными партнерами ведется также через Интернет.

   Таких театров и театральных студий в нашей стране до странного много. Наши люди годами повторяли, что "не хлебом единым жив человек", всегда требовали к "хлебу" "зрелищ" и в конце концов научились вместо антрекотов обходиться анекдотами. При этом социологи трубят о повсеместном снижении культурного уровня у представителей молодежи, превратившихся в "приемные лотки" видео-аудио-ТВ-аппаратуры и утонувших в компьютерных играх и Интернете.

   Телевидение в его нынешнем виде является массовым, а потому негибким инструментом воздействия на умы. Оно может раздавать искусство только оптом, усредняя запросы потенциального зрителя до часовых концертов классической музыки по каналу "Культура" или диалогов Бивиса и Батхеда на MTV. Централизованная система радиорелейной ретрансляции, нехватка кабельных и спутниковых систем и низкая эффективность использования имеющихся отталкивает от экранов зрителей с "непопулярными" вкусами. Поп-культура, загоняя Киркорова и "Иванушек" на вершину своей маркетинговой модели, выигрывает в тактике, позволяя шоу-бизнесменам зарабатывать централизованно, не тратя усилий на удовлетворение тонких вкусов, но проигрывает стратегически в борьбе за миллион маленьких рынков в интерактивном телевидении будущего. Уже сейчас интереснее час-другой побродить по галерее персональных страничек "России-Онлайн" или Geocities, чем в сотый раз пялиться на перелопаченный плагиат российских шоу-звезд на одинаково скучных ТВ-каналах.

   Владельцы "толстых" каналов связи уже сейчас могут рассматривать Интернет как телевидение с реализованной системой Video-on-Demand (видео по запросу, или VOD). Уже есть много теле- и радиостанций вещающих в Сети, а узнавать новости на www.cnn.com по "T1" - сплошное удовольствие, так как можно не ждать, пока диктор расскажет о несостоявшихся выборах в непонятном территориальном формировании на Северном Кавказе и очередной драке антинародных избранников, а выбрать те новости, которые интересны тебе, а не владельцу большого пакета акций "ОРТ". При этом, учитывая скорость развертывания системы мобильного вещания на спутник и большое количество съемочных групп CNN, можно заглянуть в любую интересную точку планеты, если, конечно, канал позволяет.

   При повышении разнообразия запрашиваемых видеоматериалов за счет развития технологий, улучшения каналов доступа и популяризации идеи VOD с привлечением нарастающей армии пользователей телевизионных Web-приставок возрастает и нагрузка на центр вещания, обрабатывающий поступающие запросы. Web-сервер должен, кроме стандартных для крупных порталов высокой совместимости, отказоустойчивости и высокой производительности при обработке обращений, осуществлять и такие специфические функции, как кодирование в реальном времени, широковещательное воспроизведение, а также исполнять стандартные функции видеомагнитофона. Кроме внешнего удобства, этот сервер должен иметь правильную внутреннюю структуру с возможностью мгновенного доступа к автоматически каталогизированному (аннотированному) архиву, поддерживать современные интерфейсы баз данных и "на лету" обновлять архивы, вплоть до прямой широковещательной трансляции.

   До недавнего времени прообразы грядущих центров VOD существовали только в крупных корпорациях. Например, в SGI регулярные встречи акционеров с CEO компании транслируются двумя специальными серверами во внутреннюю сеть, так что пять тысяч сотрудников SGI могут наблюдать за ними со своих рабочих мест (у вас в конторе тоже так?). В той же CNN используется внутрикорпоративный сервер, позволяющий записывать одновременно до сорока входящих аналоговых видеоисточников с двухканальным аудиосигналом. При этом до трехсот журналистов могут со своих компьютеров, подключенных к интрасети, просматривать как сохраненные, так и поступающие материалы в формате MPEG-1 на скорости 1 Мбит/с.

   Теперь же ситуация изменилась, и первые крупномасштабные системы "видео по запросу" внедряются по всему миру: здесь можно назвать и Bell Canada, тестирующую свою систему VOD "Sympatico", основанную на ATM и кабельных модемах; и Telecom Italia, осуществляющую в "открытой" сети teleshopping (покупки через сеть) трансляцию VOD, в сети можно поиграть в интерактивные игры с использованием видеоклипов; и Befera Interactive Cable (США, Миннесота), которая поставляет своим клиентам одновременно до пятисот VOD-потоков, позволяющих производить стандартные операции паузы, прямой и обратной перемотки.

   Некоторые действующие крупные системы VOD используются в качестве справочных или обучающих систем: например, канадская компания Nortel трансформирует свою внутреннюю классическую "бумажную" технологию обучения специалистов в Web-сервер со встроенными видеопотоками, доступными в том числе и всем работникам службы поддержки конечных клиентов, а Техасский университет в Арлингтоне предоставляет студентам возможность "отложенного просмотра" записанных и оцифрованных лекций со вставленными элементами компьютерной графики в удобное для них время с любого компьютера в пределах студгородка.

   Однако при переходе от интранета к Интернету возникает проблема с неопределенностью формата и скорости передачи. Можно, конечно, закладываться на россиян и выставлять на сайте клипы в формате RealVideo, поддерживающем скорость от 14,4 кбит/с, но тогда ровно то же малюсенькое окошко, заполненное квадратами, незаслуженно получат и владельцы ISDN-, кабельных и DSL-модемов, коих становится все больше, особенно "у них". Выкладывать видео во всех возможных форматах - не выход, так как форматов становится все больше, а средний пользователь Интернет становится все менее образованным. В этой связи кажется примечательным продукт компании SGI под названием MediaBase. Это Web-сервер, предназначенный для вещания видео и аудио в Интернете и интранетах и разработанный специально для масштабируемых серверов O2 и Origin от SGI, что, учитывая широкое распространение графических и рабочих станций SGI в шоу-индустрии, позволяет рассматривать его как одного из самых перспективных претендентов на роль ГЦКЗ "Россия". Важной особенностью MediaBase, кроме поддержки вещания в реальном времени в форматах MPEG-1, MPEG-2, H.263, RealVideo G2, MP3, QuickTime 4.0 и др. со скоростью от 14,4 кбит/с до 8 Мбит/с, является возможность объединения нескольких физически разных файлов с разным уровнем компрессии в логически единый фрагмент, что позволяет серверу выбирать нужное качество непосредственно перед передачей видео клиенту в зависимости от канала связи (страны проживания?).

   Для хранения объектов и манипулирования ими в MediaBase входит Informix Dynamic Server, а для совместимости с широко распространенными продуктами компании RealNetworks - серверы RealVideo и RealAudio. MediaBase может "прикручиваться" к существующему Web-серверу и управляться по Интернету через Web-интерфейс. А использование Origin S2MP и файловой системы XFS в качестве "базы" для сервера позволяет поддерживать одновременно до нескольких тысяч подключений.

   В пользу аппаратной платформы SGI говорит и тот факт, что именно ее выбрала компания Oracle для своего Web-сервера Oracle Video Server 3.1, на базе которого создан Европейский центр Playout Centre Europe (PCE), начавший свою работу в городе Веенендааль (Нидерланды) 19 апреля этого года и предлагающий во всех европейских странах сервисы NVOD (система воспроизведения программ в режимах, близких к видео по требованию) и Pay-Per-View (оплата по мере просмотра). Центр Playout Centre Europe (PCE), как независимый провайдер, предоставит европейским клиентам цифровые телевещательные услуги. Масштабируемая система позволит PCE поддерживать 32 разных канала для тысяч одновременных подключений и, кроме того, благодаря технологии вывода, полностью совместимой с DVB-ASI, гарантирует простую интеграцию в существующие сети.

   Все это вкупе с виртуальными студиями, осуществляющими рендеринг в реальном времени на тех же "силиконах", с технологией Motion Capture, позволяющей виртуализировать движения реальных актеров (уже выходят мультсериалы, полностью сделанные путем анимации живыми актерами нарисованных персонажей), и со сверхбыстрым развитием Интернета позволяет надеяться, что вскоре Церкви с Театром не придется делить помещение для воздействия на умы прихожан-зрителей: каждый из них сможет доставить свое Шоу к нам прямо домой и в полном объеме, в соответствии с нашими пожеланиями, в выбранное время, а нам останется только выбирать канал. Кстати, кто может достать билет на ближайшую премьеру в Большом?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.