Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Нет, не рс я, я иной...

Архив
автор : Серж Скаут   19.04.1999

Тихо, незаметно на рынке настольных рабочих станций произошла маленькая, но очень визуальная революция. Полку писюков прибыло? Нет, обозвать ЭТО писюком язык уже не поворачивается. Обтекаемый серо-синий корпус, чередование резких прямых линий и округлых поверхностей, тонкий плоский монитор... Речь идет о новых рабочих станциях SiliconGraphics.


Инженеры Silicon умудрились создать машину, уникальную прежде всего даже не в плане архитектуры, производительности или возможностей - компьютеры SGI всегда находились на "переднем крае" технологий. Уникальным для новой рабочей станции является ее маркетинговая позиция. Как было пару лет назад? Был маленький, но гордый круг пользователей Apple, умудрявшихся на своих ...дцати процентах от общей компьютерной базы мира делать большую часть дизайна. Был большой-пребольшой круг пользователей Wintel, умудрявшийся делать все остальное. И был "Силикон", великий и ужасный. Великий по возможностям, ужасный по цене, игрушка демиургов, нечто "не от мира сего". Редкие счастливчики, владевшие ИМ, с заоблачных высот взирали на происходящую внизу суету.

Там в жарких битвах ломали копья сторонники Apple и PC. Внутри клана писюководов проходили свои схватки - юниксоиды, полуосоиды и другие кочевые племена бились насмерть с оседлыми юзероидами. В стороне, параллельным путем (прямо как дельфины - другая ветвь эволюции) развивалась цивилизация "Амиг". И лишь наверху все было спокойно и безоблачно. Silicon был эдакой сансарой-нирваной. От него не уходили по своей воле. О нем не спорили. Это была данность, дарованная свыше.

И вдруг - бац!.. и все поменялось. Что PC, что "Маки", что возрожденные "Амиги" стали подбираться к сияющим вершинам графического Олимпа. Революция сменялась революцией. G3 или PIII? FireWire или SCSI? USB или... USB. Монополия SGI начала трещать по швам. Rendering farms (графические фермы) на PC или "Мак" стали успешно выполнять все те задачи, с которыми раньше могли справиться лишь Силиконовые Аллеи стоимостью в несколько сотен килобаксов, и подтверждением тому стали "Babylon 5", "Toy Story" и "Bugs Life". Пришло время беспокоиться.

Тогда SGI решила повернуться лицом к простому пользователю. Первым шагом в этом направлении стали рабочие станции O2, стоившие меньше десяти тысяч долларов. Их рекламная компания проходила под лозунгом "Наконец-то мы сделали рабочую станцию такую же, как у всех". Такую, да все же не такую: работали все "Силиконы" под "Юниксом", что ну никак не позволяло назвать их "Графической станцией для всех". Реально профессионалам, использующим Silicon, приходилось иметь две машины: первую собственно для графики и работы, а вторую - какой-нибудь скромный PC - для всего остального. Сфера влияния SGI, несомненно, увеличилась, но увеличение это было скорее экстенсивным: новых областей применения, кроме, пожалуй, Web, O2 не завоевали. А хотелось этого сильно.

Маленькое лирическое отступление: на мой взгляд, в компьютерном мире сейчас все решает маркетинг. Имея определенную (достаточно большую) сумму денег, вы можете получить примерно одинаковые по производительности графические станции любой марки и модели. Поэтому их создателям и приходится тратить безумные деньги на рекламу, с тем чтобы вы почувствовали себя счастливым, купив именно их компьютер.

SGI использовала гениальный маркетинговый ход. Разработка новых станций велась на базе процессоров Intel Pentium II и операционной системы Microsoft Windows NT. Таким образом, миллиарды долларов, потраченные Intel и Microsoft на рекламу, стали работать на SGI. В то же время сакральное имя Silicon как магнитом должно было притянуть души и кошельки дизайнеров, художников, аниматоров, архитекторов, инженеров - всех, кому необходимо быстро и хорошо обрабатывать гигантские объемы визуальных данных.

Когда в SGI приняли как данность то, что Wintel стал стандартом де-факто в классе low-end систем, дальнейшую политику было решено строить вокруг этого самого стандарта. Нет, естественно, Silicon не отказывалась от своих наработок в области Unix-систем; подтверждением тому служит новая линейка O2 с более мощными процессорами (MIPS R12000), выходящая сейчас на рынок. Но лавры PC покоя не давали.

В 1996 году группы инженеров Silicon появляются в Intel и Microsoft. С этого времени все коды, команды процессора и исходники ОС доступны им с момента появления на свет. Два года напряженной работы - и чудо создано. Этим чудом стала архитектура Integrated Visual Computing c графическим чипсетом Cobalt.

Новые Silicon'ы, получившие название Visual Workstation, поддерживают, в зависимости от модели, от двух до четырех процессоров Pentium II, Pentium III или Xeon и до двух гигабайт ECC SDRAM. При этом системная шина и память работают на частоте 100 МГц, а шина памяти шириной 256 разрядов обеспечивает пропускную способность до 3,2 Гбайт/с! Да-да, именно три гигабайта в секунду. Это позволило отказаться от типичного для PC разделения памяти на "основную" и "видео", поэтому практически оба гигабайта могут использоваться для текстур и графической памяти. Чипсет Cobalt поддерживает два несжатых потока видеоданных, позволяя в реальном времени крутить-вертеть картинку как угодно, плюс аудио, плюс FireWire... Спецификации Silicon занимают четыре листа убористого текста, и подробнее ознакомиться с ними можно на www.sgi.ru. Я же хочу отметить лишь один аспект: цена новых компьютеров, имевших гораздо большую производительность, сопоставима с ценой обычного PC, "упакованного" таким же образом.

Однако именно особенности архитектуры позволяют сделать вывод, что альянс с Intel и Microsoft и ориентация на PC - ход не технологический, но стратегически-маркетинговый. И впрямь: чипсет Cobalt содержит 10,5 млн. транзисторов - больше, чем сам процессор Pentium II. Архитектурные решения абсолютно нетипичны для PС-мира. А использование Windows NT приводит к отказу от поддержки USB и FireWire в настоящее время!!! В полном объеме она заявлена только в Win2000, сейчас же, по официальной информации Silicon, "для поддержки этих устройств требуется дополнительное программное обеспечение". Помимо этого, специалистам Silicon пришлось разработать собственную систему управления цветом из-за отсутствия оной в NT4.

В общем, имея два года времени, гениальных инженеров и достаточно денег, можно разработать графическую станцию под любой процессор и любую ОС. Однако этот ход Silicon - явная удача. Windows NT со всеми своими приложениями работает на нем как влитая. Многопроцессорность и использование камней Intel Pentium II снимают проблему апгрейда, а использование шин PCI, USB и FireWire гарантирует совместимость со всей и всяческой периферией.

Итог: одним чудом в мире стало больше. И если честно - я восхищен, хотя меня очень сложно удивить, а тем более - поразить каким либо новым железом. Первый раз я восхитился, поменяв 386-й на Pentium. Второй раз - начав работать с PowerMac G3. Потом я дал себе зарок больше ничему не удивляться. Не получилось...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.