Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Провайдеры финансов

Архив
автор : Анатолий Левенчук   12.04.1999

Почему в Америке компании high-tech растут, как на дрожжах, а у нас нет? В Америке существуют тепличные финансовые условия, налажено снабжение бизнеса деньгами. Дело не в том, что у нас в стране денег меньше. У нас просто пока не появилась система передачи денег от тех, у кого они есть, к тем, кто их может преумножить. Нет соответствующей финансовой инфраструктуры.


Инфраструктуры похожи на воздух или здоровье - их существование цивилизованный человек замечает только в момент аварий или попав в такие места, где инфраструктура еще не развернута. Наличие кранов с водой, киосков с пивом и CD-ROM'ов с пиратским софтом как необходимых условий для работы не акцентируется и не обсуждается, оно просто есть. Инфраструктура - это сервисы, которые действительно (а не мнимо) нужны многим, поэтому за них платят, и поэтому они есть повсеместно. Все, что не повсеместно, к инфраструктуре не относится. Водопровод, электричество, телефоны и телевизоры есть повсеместно - это инфраструктура. Интернет и бассейны с теплой морской водой у нас не встречаются на каждом углу - следовательно, в России это не инфраструктура. Это просто означает, что без водопровода и электричества народная масса себе жизнь уже не мыслит, а вот без Интернета и бассейнов пока справляется. В Америке, похоже, Интернет (как и бассейны) стал инфраструктурой.

В России с провайдерами денег, так необходимых для разворачивания бизнеса, пока напряг. Найти для нового бизнеса финансового провайдера так же трудно, как Интернет-провайдера лет пять назад. И еще одна проблема: чтобы его найти, нужно знать, зачем он нужен и чем придется с ним делиться в обмен на деньги. Увы, большинство наших разработчиков о нужности инвесторов только начинают догадываться, да и делиться с ними будущей собственностью зачастую вовсе не собираются.

За рубежом есть много разных видов провайдеров финансирования для начинающих фирм. Наиболее простой вид - инвесторы-ангелы (ничего божественного: как отмечает мой словарь, "angel - разг. лицо, оказывающее (кому-л.) финансовую или политическую поддержку"). Как правило, эти ангелы достаточно богаты, чтобы выделить пару десятков тысяч долларов на раскрутку нового дела, и достаточно умны, чтобы время от времени давать советы. Одна беда - в России таких богатеньких ангелов практически нет. Да и денег один человек может дать немного.

Другим способом старта нового дела может стать получение прямых инвестиций. Прямых - это когда производственные цели и задачи стартующего бизнеса прямо совпадают с производственными целями и задачами инвесторов. Сами понимаете, что такое производственное совпадение найти трудно. Гораздо легче найти совпадение финансовых целей и задач. В этом случае финансовым провайдером может стать венчурный фонд (venture fund).

Как всегда, слово "фонд" обозначает мешок с деньгами. Деньги из венчурного мешка предназначены для фирм, которые имеют шансы вырасти в большие и прибыльные предприятия. Конечно, эти шансы сочетаются с отсутствием всяких гарантий успеха. Действительно, откуда взять гарантии на ранних стадиях разработки продукта? Какие там гарантии, когда деньги уже нужны, а фирмы на этот момент может еще не быть...

Если есть гарантии прибыли, можно брать кредит в любом банке. Какие бы ни были высоки проценты по кредиту, это все равно дешевые деньги. Но дешевые деньги на разработку получить практически невозможно. Дешевые деньги связаны с отсутствием риска. А новое дело обычно связано с большими рисками.

Венчурный фонд предоставляет самые дорогие деньги: он предоставляет их в обмен на собственность в фирме. Более того, венчурный "мешок с деньгами" находится в руках неплохих бизнесменов-производственников. Обычно гениальные разработчики не являются гениальными бизнесменами, поэтому венчурный фонд помогает новичкам не только деньгами, но и менеджерами. Оно и фонду спокойней, и для дела полезно. Через три-четыре года венчурный фонд продает выросшую и окрепшую фирму: либо богатеньким профильным фирмам (выход слиянием/поглощением), либо на рынке ценных бумаг (выход через IPO, initial public offering, предложение акций для всех желающих), либо даже другому венчурному фонду, который продолжит финансирование роста бизнеса.

Но все это на далеком Западе. У нас уже есть Российская ассоциация венчурного инвестирования (www.rvca.ru/homerus.htm), но деятельность ее членов на отечественных рынках высоких технологий практически невидима. А жаль - западная инфраструктура венчурных фондов поучаствовала в становлении DEC и Apple Computer, Microsoft и Compaq, Sun Microsystems и Federal Express, Lotus и Intel, Netscape и... Нельзя надеяться на появление настоящего компьютерного и софтверного бизнеса в нашей стране, пока не появится инфраструктура венчурного финансирования. Вовсе не гениальные идеи разработчиков обеспечивали и обеспечивают взрывной рост американских компьютерных фирм, а деньги и помощь в управлении со стороны венчурных капиталистов.

Венчурный фонд является действенным посредником между слабо понимающими в технологиях институциональными (читай, большими) инвесторами и слабо понимающими в бизнесе и финансах командами разработчиков и производственников. Обычно венчурный фонд собирает деньги от нескольких инвесторов и вкладывает их в ряд проектов. Организация финансирования через финансового посредника позволяет несколько уменьшить инвестиционные риски за счет диверсификации, поэтому инвесторам это выгодно. Для высокорисковых начинающих компаний это тоже выгодно, ибо других способов получить адекватное финансирование у них нет.

Что делать, когда сервис уже кому-то (еще не всем) нужен, а инфраструктура его пока не предоставляет? Единственный выход - обслужить себя самому. Тот, у кого в доме еще нет водопровода, может за очень немаленькие деньги и время его себе провести. У кого пока нет в городе Интернет-провайдера, сам может (если сможет) этим Интернет-провайдером стать либо будет дозваниваться к провайдеру в другой город.

Те же законы действуют по отношению к рыночной инфраструктуре. Кое-какие рыночные сервисы уже появились. Юристы еще не могут обеспечить защиту в спорах между фирмами, но могут быстро и относительно дешево зарегистрировать юридическое лицо в выбранной стране. Банки еще не могут перевести деньги быстро, но уже могут выдать документацию в налоговую инспекцию. Отечественных мест, куда можно прийти за инвестициями, пока нет, поэтому приходится дозваниваться до западных финансовых провайдеров.

Для меня это означает одно: есть рыночная ниша. Для развития нашего компьютерного и телекоммуникационного рынка нужны венчурные фонды, и поэтому их нужно срочно делать. Ладно, хватит предисловий, давайте начнем: инвесторы пусть шлют мне деньги, а бригады разработчиков - бизнес-планы. А не то мы тут останемся родиной слонов...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.