Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Государство и гуманитарная революция

Архив
автор : Анатолий Левенчук   16.03.1999

Недаром некоторые друзья меня называют Ленинчуком! Люблю я поговорить о государстве и революции - как на досуге, так и в рабочее время. В этой колонке я хочу поведать о том, что гуманитарная революция все-таки свершилась, и - по словам известного российского философа Олега Генисаретского - мы обязаны срочно импортировать ее в Россию точно так же, как микросхемы с проектными нормами 0,18 мкм и компьютеры на их основе. Иначе нашей дорогой родине слонов грозит вечный импорт только гуманитарной помощи.

Недаром некоторые друзья меня называют Ленинчуком! Люблю я поговорить о государстве и революции - как на досуге, так и в рабочее время. В этой колонке я хочу поведать о том, что гуманитарная революция все-таки свершилась, и - по словам известного российского философа Олега Генисаретского - мы обязаны срочно импортировать ее в Россию точно так же, как микросхемы с проектными нормами 0,18 мкм и компьютеры на их основе. Иначе нашей дорогой родине слонов грозит вечный импорт только гуманитарной помощи.


   Гуманитарная революция - это совершающийся на наших глазах переход от распределительного, дистрибутивного мира к коммутативному его варианту, где на первый план выходит событие, контакт. Философы и технологи насквозь прогнившего Запада обеспечивают стремительный революционный переход от вещания тщательно отобранного и сохраненного "научного" знания к множеству стильных диалогов, от бесчисленных клиент-серверов к равноправным сетевым моделям и распределенным агентским архитектурам.

   Гуманитарная революция - это переворот в способе думать, поэтому затрагиваются все аспекты бытия, от устройства технических систем до устройства государства.

   Конечно, для гуманитарной революции Интернет - символ и тело, среда и условие окончательной победы. Эта предельно коммутативная по своей природе Сеть сетей от дистрибутивно-библиотечной метафоры (наличия хранилищ с бесценным и уникальным знанием, которое холится и лелеется, а также распространяется по всему миру узким кругом посвященных) постепенно переходит к метафоре коммутационной, где на первый план выступает не содержание, а контакт, не застывшие прошлогодние ценности, но события, не полезность и применимость, но стиль. Устарело даже понятие "гипертекста" как некоторого застывшего информационного массива, пронизанного ссылками и взаимоцитированием. Устарела даже метафора киберпространства с его непрерывностью и статичностью.

   Новый подход подразумевает многочисленные опосредованные Интернет-сервисами контакты членов разнообразнейших сообществ, и важны история, контекст, стиль и уникальность каждого такого контакта. Содержание обмениваемой в процессе этого контакта информации, контент этого постреволюционного потомка гипертекста создается непосредственно в момент контакта.

   Вебсайты уже не рассматриваются как хранилища информации, склады для последующей дистрибуции хранимых гипертекстов. Вебсайты представляются сегодня порталами, через которые люди входят в информационный контакт друг с другом. Функциональность вебсайтов, связанная со временем, революционно выросла: каждый уважающий себя сайт содержит ныне непрерывно обновляемый список новостей и поддерживает дискуссии, позволяющие актуализировать намертво застывшую "основную информацию". В результате вокруг подобных порталов возникает онлайн-тусовка. Это уже осознали, для этого начинают создавать инструментарий (www.libertarium.ru/communiware/).

   Кастомизация контакта, учет когнитивного стиля участника контакта - тоже современная Интернет-тенденция, невозможная в "бумажном" мире. Персональная настройка интерфейса, персональная фильтрация содержания коммуникации (знание конкретного "собеседника", а не обобщенного "читателя") и - главное - прямая зависимость предлагаемого контента от времени контакта отличают современные порталы, сайты и вебслужбы от Интернет-проектов прошлых, годичной давности поколений. Контакт, стиль, событийность. ICQ с этого начинает и выигрывает. Yahoo! тоже выигрывает. Ориентация на создание яркого впечатления, актуализация информации и персонализация данных, прямое обращение к формированию сообществ-тусовок (online communities)... Будь гуманитарно революционен, и массы к тебе потянутся.

   Все сказанное про вебсайты в полной мере относится и к государству. Государство нового, послереволюционного поколения будет совсем не похоже на нынешнее. Государство как олицетворение незыблемого контента, особой умности и справедливости просто вынуждено будет вывернуться наизнанку по мере того, как Интернет и развитие офшорных расчетов превращает границы этого государства в некоторую фикцию. Государственные границы сейчас - это границы юрисдикции судов государства. Но именно с государственным правосудием возникают самые большие проблемы: нужно создавать коммутативное, сетевое право.

   Исторически сложившееся дистрибутивное право не соответствует коммутативной природе постреволюционного мира. Необходим серьезный пересмотр источников права (законы, прецеденты, обычай и традиции, юридическая и учебная литература и т. д.), понятия правовой нормы.

   Прежде всего этот пересмотр случится в отношении правовых аспектов Интернет-активностей. Международный характер Сети, нематериальность информации (даже в ее инструментальном оформлении - "бестелесные вещи"), коммутативность (сеансность) отношений, приверженность разнообразным и часто несовместимым протоколам и языкам, использование неорганических существ-агентов со сложно определяемой принадлежностью требуют внимательно рассмотреть, не придется ли выделить Интернет-право в отдельную правовую семью, ибо ни романо-германское, ни общее право уже не справляются.

   После рассмотрения вопроса об Интернет-праве нужно всерьез поговорить о замене традиционного централизованного дистрибутивного государства другими способами общественного коммутативного саморегулирования. Нынешние государства в Интернет-случаях уже не справляются ни с отправлением правосудия, ни с эффективным правопринуждением. Самозащита граждан-сетян может быть достигнута только с использованием соответствующих криптографических и юридических инфраструктур (повсеместно доступных сервисов), а также созданием каких-то новых видов юрисдикции (например контрактных). Но это только ягодки. В зарождающемся новом праве (emerging law) одним из главных лозунгов может стать лозунг шифропанков: "не пиши законы, пиши код". Одним из важнейших источников права, наряду с писаными законами, обычаями, судебными решениями, научной литературой, может стать программное обеспечение. Грань между программистами и юристами размоется. А сисадмины и премьер-министры будут заканчивать одни и те же институты, в которых они будут изучать компьюномику и искусство координации распределенных систем.

   Да, кстати, о компьюномике: заголовок этой темы мне предложил Максим Отставнов.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.