Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Писец

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   09.03.1999

Когда до меня дошли слухи, что появился CD-писец 8/20 по потребительской цене, я сразу подумал, что выпустила его не иначе как фирма Plextor. Перепробовав почти десяток разных CD-писалок, я стал убежденным поклонником именно Plextor, - не то чтобы другие были много хуже, но как-то так сложилось, что с другими - не сложилось.

- А почему ты такой толстый?
- Я не толстый, я полный...
Из анекдота


Когда до меня дошли слухи, что появился CD-писец 8/20 по потребительской цене, я сразу подумал, что выпустила его не иначе как фирма Plextor. Перепробовав почти десяток разных CD-писалок, я стал убежденным поклонником именно Plextor, - не то чтобы другие были много хуже, но как-то так сложилось, что с другими - не сложилось.


   Например, Yamaha, устройство, имеющее, безусловно, заслуженно хорошую репутацию, попалась мне ломаная-ремонтированная, и вышло ровно как в известном анекдоте:
   - Знаешь, когда ты был на той неделе у нас в гостях, серебряные ложечки пропали.
   - Да не брал я ваших ложечек!
   - Это понятно... они через полчаса нашлись... Но неприятный осадок - остался.

   Впечатлениями от моего первого Plextor'а я поделился еще в апреле прошлого года, в "Огороде" "Золотое перо" ("Компьютерра" #13 [241],www.computerra.ru/1998/13/19.html), и с тех пор, записав - безо всяких специальных приготовлений и предосторожностей - заметно больше сотни дисков на болванках самых разных производителей, не запорол ни одной. То есть, конечно, запорол несколько, - но исключительно по собственной дурости, а не по вине писца или, скажем, софта.

   И действительно - 8-скоростной писец оказался от Plextor и называется по традиции PlexWriter'ом.

   ...Когда я летом катался по Калифорнии и завернул в Сан-Диего, соскучившись вечером в скромной комнатке мотеля, решил развлечься, но, увы... В девять вечера на полуострове Коронадо - ни одной горящей зазывной вывески, ни одной сияющей витрины. Ну, кроме баснословной дороговизны знаменитого одноименного с полуостровом отеля, где снимался фильм "В джазе только девушки", а в начале века один из принцев Уэльских ради любви отказался от короны. Я раскрыл путеводитель и стал искать раздел "ночная жизнь", но вместо него обнаружил только фразу: "Не следует думать, что в Сан-Диего нет ночной жизни - просто надо знать места".

   Увы, мест в Коронадо я не знал, зато знаю, где в Москве в первую очередь искать драйвы от Plextor. Я позвонил в "Пирит" (www.pirit.ru), являющийся "официальным партнером" Plextor, и попросил проапгрейдить (полученный у них же почти год назад в обмен на Yamaha) мой PlexWriter 4/12 на PlexWriter 8/20. Спустя день согласие было получено, и новый писец занял в гнезде биг-тауэра место старого.

   (Тут же кстати - о ценах, чтобы не получать дополнительных запросов: если в марте прошлого года OEM PlexWriter 4/12 стоил в "Пирите" 710 долларов, сегодня там же коробочный PlexWriter 8/20 стоит около 600; с другой стороны, PlexWriter 4/12 из прайса не ушел, но подешевел до 400 баксов. Мой давний друг из Омска, в свое время соблазнившийся PlexWriter'ом 4/12 и купивший его в "Пирите", увидев нового писца, - тут же потекли слюни, - попросил меня выяснить, нельзя ли и ему сделать такой же апгрейд. Хотя "Пирит" апгрейдом занимается, эту практику на устройства вроде CD-рекордеров старается не распространять, что вполне понятно. Однако мне пойти навстречу согласились. Скинув стандартные 15 процентов с нынешней цены PlexWriter'а 4/12 и добавив разницу цен между моделями, мы получили что-то около 270 уехов, что составило почти половину цены PlexWriter'а 8/20, и мой друг, по нынешним бедным временам, слюни утер и от идеи апгрейда пока отказался. Тем более что PlexWriter 4/12 пишет у него, как в день покупки! Прошу читателей особо заметить, что это была моя частная договоренность, и, если кто пожелает проапгрейдиться в "Пирите", на меня, как на прецедент, прошу не ссылаться.)

   Чтобы не повторяться о качестве работы писца, процитирую кусочек из прошлогоднего "Золотого пера" (в этом смысле, сколько я успел заметить за две недели, не изменилось ничего): "...я ощутил, что работает мощный лазер, у которого, как у тяжелого автомобиля с пятилитровым двигателем, чувствуется огромный запас..." Изменилось же (кроме скоростей) следующее:
   1) PlexWriter 8/20 вместо кэдди (caddy) имеет "подносик" (tray); прежде кэдди был признаком любого серьезного писца; теперь же технологический прогресс продвинулся довольно, чтобы ограничиваться подносиком, не волнуясь за точное позиционирование диска; Plextor, пожалуй, последним перенял эту моду; в практическом смысле подносик удобнее, но, когда пользуешь кэдди, получаешь ощущение некоего священнодействия, герметичности, причастности, свойственное (и специально культивируемое производителями) всякому общению с hi-fi и hi-end: например, мой hi-fi-CD-проигрыватель не выключается и не включается дистанционно, не засыпает и требует, чтобы поставленный на подносик диск был вручную прижат специальной металлической гирькой; единственное, пожалуй, неудобство от смены caddy на tray: поскольку в писце у меня по умолчанию стоит болванка, на которую я в пакетном (как на винчестер) режиме пишу результаты своего труда, я - для записи компакта - вынимаю ее и кладу на стол; прежде это было безопасно, ибо кэдди одновременно и защитный футляр (для свежей болванки у меня был второй кэдди) - теперь же оперативная болванка лежит во время записи на столе такая несчастная... незащищенная...
   2) В "Золотом пере" я написал, что "...одним из признаков компьютерного hi-end (там, конечно, где это уместно в принципе) является возможность перезаписи BIOS..."; у PlexWriter 8/20 эта возможность исчезла; с одной стороны, я у старого писца почти за год перезаписал BIOS только однажды, скорее для эксперимента, чем по потребности, и совершенно не почувствовал разницы; с другой - продвижение в том же направлении, что и в случае с отказом от кэдди: от экзотики к банальности, - мне в принципе очень нравится, что бы по сему поводу ни говорили так называемые профессионалы.
   3) Сзади на приводе появился ма-а-аленький вентилятор.
   4) При записи сейчас горят не две желтые лампочки, а одна из двух: левая при низкоскоростной (1/2/4) записи, правая - при высокоскоростной (8); как горит левая, я не видел еще ни разу: не возникало потребности.
   5) 4-мегабайтный буфер данных.
   6) Чтение CD-RW-дисков.

   Вот, пожалуй, и все. Кроме, разумеется, совершенно нечеловеческой скорости: музыкальный компакт-диск, приблизительно на час звучания, копируется (за все про все) минут эдак за восемь, - с идеальным качеством. Диск с данными на 650 мегабайт - минут за двенадцать, поскольку добрая треть этого времени тратится на чтение и проверку исходника: ведь, как правило, он состоит из многих сотен сравнительно мелких файлов.

   Хотя в руководстве говорится, что писать с восьмикратной скоростью рекомендуется только на специально пригодных для этого болванках (на странице www.plextor.com/8xmedia.htm есть подробная табличка, а в комплекте к писцу приложены две рекомендованные болванки от непопулярной в России фирмы Taiyo Yuden) я успел "проверить на вшивость" добрые полтора десятка болванок, распространенных у нас: TDK, Basf, Sony, Verbatium, Philips, Kodak, - и всегда получал идеальный результат. Так что, полагаю, рекомендованные болванки - либо результат личных отношений Plextor с их производителями, либо - те, которые успели всесторонне и настойчиво протестировать на данном дисководе, и Plextor несет за них что-то вроде виртуальной ответственности.

   PlexWriter 8/20 на сей раз оказался у меня коробочный, укомплектованный, кроме уже упомянутых болванок, новой, но мало от старой отличающейся версией описанного в "Золотом пере" Plextor Manager'а (который по-прежнему в упор не видит ни моего PD/CD-SCSI-дисковода от Matsushita, ни ASUS'овского 40-скоростного IDE-CD-ROM-привода, - так что функцией DiskDupe воспользоваться так и не удается ["Plextor 4XCE, 8X, or faster CD-ROM drive required", - надо полагать, еще один Plextor], а прочие, включая audio capture, работают нормально) и компактом с версией 3.60.401 WinOnCD, снова, увы, OEM'овской, то есть не позволяющей записывать загрузочные диски. 3.6 слегка поинтереснела по сравнению с 3.5, но принципиально не изменилась; то же можно сказать и о PacketCD, хотя у меня появилось ощущение, что работает он устойчивее и надежнее. Что, вообще говоря, и должно быть. Главное, вероятно, - совместимость программы с PlexWriter 8/20.

   По преимуществу используемый мною Easy CD Creator от Adaptec не обнаруживал в системе никакого писца до тех пор, пока я, по ссылке с www.plextor.com, не забрался на www.adaptec.com и не скачал и не установил специальный патч. С тех пор не знаю горя ни с самим Easy CD Creator'ом, ни с его верным спутником CD Copier Deluxe.

   Поскольку это практически все, что я хотел сказать о новом дивайсе (я намеренно, опасаясь впасть в банальность, не собираюсь рассусоливать, что, мол, надежность, легкость в обращении, убийственная скорость и фантастическая дешевизна материала [болванки в Москве можно сегодня купить дешевле доллара] подготовили почву для качественного скачка, задевающего, в числе прочего, и проблемы копирайта, которому в ближайшем будущем "Компьютерра" посвятит тему номера), пользуюсь оставшимся местом, чтобы поделиться некоторыми наблюдениями над процессом компактописания.

   WinOnCD - программа хорошая и удобная, но, увы, очень чувствительная к посторонним процессам, запускаемым вами по легкомыслию или системой - без вашего спроса (в результате чего буфер вдруг опустевает, и болванка идет на помойку); можно, конечно, проследить и отключить все, что может вдруг запуститься, но покой на душе все равно не устанавливается. К тому же программа не слишком охотно пишет "на лету", особенно - звуковые диски, очевидно предпочитая сначала сделать capture на винчестер.

   С другой стороны, Easy CD Creator, практически нечувствительный к тому, что вы, одновременно с записью компакта, делаете на компьютере еще, - не имеет некоторых тонких настроек.

   Моя знакомая барышня, услышав два берлинских концерта Эллы Фитцджералд, попросила их скопировать. Как я делаю всегда, я вставил оригинал в 40-скоростной CD-ROM-привод от ASUS, болванку - в PlexWriter, вызвал CD Copier Deluxe и нажал на соответствующую кнопку. Через 20 минут (я пользовался тогда еще PlexWriter 4/12) копия была готова, но увы... Концерт, треки которого, обрамленные овациями, шли впритык, получил двухсекундные разрывы, которые, конечно, качеству самих треков не мешали, но ощущение от концерта разрушили совершенно. Увы, в CD Copier Deluxe нету никаких тонких настроек вообще, да и у его родителя, Easy CD Creator'а, я не нашел, как отключить вписывание между треками пресловутой двухсекундной паузы.

   Зато WinOnCD позволяет длину паузы регулировать, начиная с нуля. Правда, практически иной раз какая-то доля секунды тишины все же остается даже при установленном нуле, что мы с моим сибирским другом удрученно заметили, пытаясь переписать "Реквием" Моцарта. Но и тут нашлось противоядие: вызвав списанные с оригинала на винчестер и преобразованные в wav-формат треки во встроенный в WinOnCD простенький звуковой редактор, можно в автоматическом режиме вырезать молчание в начале и конце каждого и даже, для спокойствия, подрезать вручную еще чуть-чуть: иногда не с первого раза, но результата удается достичь идеального. Вот в этих случаях и приходится мириться с прихотливостью WinOnCD.

   И два последних коротких замечания. Некоторые защищенные от копирования компакты с данными при попытке сдублировать их через CD Copier Deluxe дают на выходе не данные, а некий непонятный... звуковой трек. Который, естественно, не звучит. Второе: мне ужасно понравился предоставляемый Easy CD Creator'ом формат записи CD-DA: вы грузите нужные вам звуковые треки и отдельно - в свой даже не каталог, а скорее раздел - некоторые данные. Например, копируя музыкальный компакт, можно приписать файлы с изображениями его обложки и картинки на поверхности. В результате на обычном CD-проигрывателе диск воспроизводится как чисто музыкальный, а при рассмотрении на компьютере вы видите, кроме каталога с вашими данными, отдельный каталог, заполненный dat-файлами, который легко воспроизводит, скажем, тот же ActiveMovie Control, встроенный в Windows 98. Эти файлы, собственно, звуковые треки и есть! Впрочем, если вы вызываете на компьютере же какой-нибудь виртуальный CD-плейер, треки прочтутся именно как треки.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.