Да и njet
Архив Ученый Борис Арташесович Бабаян начал поиски партнера для изготовления микропроцессора E2K (произносится как "Итукей"). Фирма "Эльбрус", которой руководит Бабаян, сообщила о завершении проекта в формате Verilog (Ada-подобный язык описания микросхем).
Результаты моделирования позволяют утверждать, что чип будет иметь весьма привлекательные характеристики. В статье "The Russians are Coming" ("Русские идут", сильно сокращенный вариант лежит на www.elbrus.ru/press/mprep-p1.html) февральского номера журнала "Microprocessor Report" аналитик фирмы MicroDesign Resources Кэйт Дифендорф (Keith Diefendorff) отметил следующее: "Заявления Бабаяна по E2K показались бы невероятными, если бы не доверие, которое вызывает команда "Эльбрус". По его словам, созданный по 0,18-мкм технологии с шестью слоями металла микропроцессор E2K будет работать на частоте 1,2 ГГц с производительностью 135 SPECint95 и 350 SPECfp95, потребляя при этом только 35 Вт. Кристалл, включающий встроенную кэш-памятью второго уровня объемом 256 Кбайт, будет иметь площадь 126 кв. мм. Как мы предполагаем, при использовании аналогичной технологии Merced будет работать на частоте 800 МГц и иметь производительность 45 SPECint95 и 70 SPECfp95 на кристалле площадью 300 кв. мм при 60 Вт потребляемой мощности".
Что еще более удивительно, E2K будет, по словам Бабаяна, совместим на битовом уровне с х86, а также, с незначительными доработками, с IA-64 (Merced), будущим процессором Intel. Для достижения этих выдающихся результатов "Эльбрус" опирается на двоичную компиляцию с аппаратной поддержкой, что схоже с методом, используемым компанией Transmeta, недавно наделавшей много шума (см. КТ #8 [286]). Схожесть, должно быть, вызвана тем, что Дэйв Дитцель (Dave Ditzel), возглавляющий Transmeta, будучи сотрудником Sun, в течение нескольких лет работал с компанией "Эльбрус". Бабаян, однако, считает, что технология двоичной компиляции, разработанная его компанией, является более продвинутой по сравнению с другими существующими на Западе технологиями.
На презентации E2K, прошедшей 25 февраля в Москве, вместе с руководителями группы "Эльбрус" присутствовал Владимир Бернштейн, представитель фирмы Spektor, Sachs & Company. Эта компания сейчас подыскивает подходящего партнера для реализации микропроцессора и платформы на его основе. По словам Бернштейна, проект E2K в масштабе России является одним из самых интересных и крупных. На вопрос о возможном интересе к E2K со стороны Ирана или Ирака Бернштейн ответил, что страны Ближнего Востока исключаются из числа потенциальных партнеров.
В данное время коллектив команды Бабаяна проектирует чипсет для E2K. Для полного завершения проекта (включая его реализацию в кремнии) потребуется два года, создание компьютера на платформе E2K займет еще год.
Мнения специалистов по схемному проектированию относительно E2K разделились. Конечно от русских всего можно ожидать, но опередить всех сейчас, когда в России звучит такой скорбец (авторство неологизма, означающего русский эвивалент слова "блюз", принадлежит Татьяне Толстой и Борису Гребенщикову), - это слишком, считают многие. "Njet!" (то есть "Нет!"), - именно так назвал топик в конференции comp.arch один из оппонентов E2K. Эмоции во всех обсуждениях топика переливаются через край. Разработчики из Compaq, IBM, ARM и нескольких американских и немецких университетов схлестнулись в жестком споре. В ходе дискуссии досталось на орехи всем: и Бобу (то есть Бабаяну), и Кэйту Дифендорфу, и Intel, и всем инженерам - русским и западным, - занятым в микропроцессорном дизайне. Кэйта Дифендорфа как автора статьи-бомбы обвиняют в поверхностности. В статье нет подробной проработки всех know-how: Борис Арташесович не рассказал Кэйту о нюансах двоичной компиляции - коньке E2K.
Сторонником русских выступил бывший разработчик команды Бабаяна, ныне инженер Sun Петр Зайцев. Он уверен, что в статье Дифендорфа все правда. А действительно, чего ради Майклу Слэйтеру (Michael Slater), главреду журнала, играть под русскую дуду и гробить безукоризненную репутацию ведущего микропроцессорного аналитического издания Силиконовой Долины? Как считает Зайцев, западный снобизм не уместен в области процессорных архитектур. Его оппоненты попрекают Россию ничтожным вкладом в микропроцессорную промышленность. Из этой посылки делается вывод об очевидном будущем провале всей затеи с E2K. Петр возражает: одно дело, когда фирма производит изящные архитектурные IP (Intellectual Property - интеллектуальная собственность), и совсем другое - ее неприглядная репутация как производителя микропроцессоров. Да, не суждено было чипу "Эльбрус-III" найти своего потребителя по причине отчаянного головотяпства зеленоградских кремниевых мастерских. В отставании русских Зайцев винит нехватку хороших САПР и избыток местных политиканов, помешанных на технологическом подражательстве "лучшим западным образцам". Но декорации сменились, и нынче Россия спешно вылезает из берлоги, где раньше косолапо воспроизводила "самые большие" образцы. Не так давно Бабаян с коллегами сделал с помощью французского партнера (дочерняя фирма американской Atmel) микропроцессор "Багет" на радость русским военным. Заказчик теперь может выпускать этот клон процессора Sparc на своих мини-фабах. На этом пробном "камне" разработчики Бабаяна сумели отточить свое мастерство во владении средствами проектирования. Партнером "Эльбрус" по разработке САПР является агрессивная компания Avant!, образованная инженерами Cadence. Для этого "молодого тигра" рынка САПР одно из подразделений "Эльбрус" пишет новый САПР и сопровождает все ПО фирмы Compas (ее приобрела Avant!).
Таким образом, ситуация сейчас предельно ясна: есть IP-продукт - отлаженный файл Verilog, и получены будоражащие результаты. Осталось найти партнера, за счет которого и оформить заказ в кремниевой мастерской. Самое интересное впереди.