Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мистер Икс

Архив
автор : Евгений Козловский   02.03.1999

Компьютерные (и часть некомпьютерных) журналы заполнены сегодня как бы сенсационными сообщениями о появлении все новых двухмегапиксельных цифровых камер по цене в районе килобакса. То есть два мегапиксела пошли потихоньку в народ.

Компьютерные (и часть некомпьютерных) журналы заполнены сегодня как бы сенсационными сообщениями о появлении все новых двухмегапиксельных цифровых камер по цене в районе килобакса. То есть два мегапиксела пошли потихоньку в народ.


   При всей моей страсти как к прогрессу, так и к фотографии сообщения эти глаз мой не зажгли и к телефону - обзванивать представительства - не толкнули. Запас, конечно, карман не тянет, но, кто помнит две обложки "Компьютерры" год назад (#7 [235], www.computerra.ru/1998/7 и #9 [237], www.computerra.ru/1998/9), напечатанные с 1,4-мегапиксельных оригиналов, понимает, что этих самых почти полутора не только для дома для семьи, но даже и для вполне нормальной (не hi-end) полиграфии - вполне довольно. Конечно, с оригинала размером в два (три, четыре и т. д.) мегапиксела можно сделать плакат или A3-портрет любимой барышни для повешенья над камином, но тут еще нужен, как минимум, A3-принтер. А если hi-end-полиграфия - там и аппаратура должна быть другая, и килобакс - деньги несерьезные.

   Полученный год назад цифровой Olympus C-1400 L ("Огород" "Полумесяцем бровь", #7 [235], www.computerra.ru/1998/7/22.html) восхитил меня, кроме разрешения и хорошего зума, своей зеркальностью, но вызывал и некоторые сожаления, например - об отсутствии синхроконтакта для вспышки. Стоил аппарат тогда под полторы тысячи долларов, постепенно упал до тысячи, а сегодня - аж до восьмисот. Выход новой модели, почти неотличимой от старой внешне (чуть светлее, небольшая блямбочка сбоку, прикрывающая как раз сакраментальный синхроконтакт, да добавленная к "L" буква "X", которой "Огород" и обязан названием), ценой дешевле тысячи долларов (в московской фирме "Алион" [www.alion.ru - но сайт сегодня, кажется, по российскому обыкновению - under construction, так что в случае чего пользуйтесь e-mail: alion@alion.ru], где мне C-1400 L любезно поменяли на C-1400 XL, оптовая цена сегодня - 950 долларов, но и ее к моменту выхода номера из печати обещали понизить еще на 50 долларов), с моей точки зрения - событие куда более значительное, чем пресловутые два мегапиксела (которые, кстати, Olympus анонсировала тоже).

   Перечислю две категории возможностей и приспособлений, появившихся у Мистера Икса. И начну с добавок, о которых, правда, уже упоминал в прошлогодних цебитовских материалах, но которыми только сегодня получил возможность попользоваться. Это два адаптера для флэш-карточек: в виде трехдюймовой дискетки и в виде PC Card (PCMCIA). В "Алионе", вдобавок к замене аппарата, мне предложили взять один из адаптеров на выбор. Я ужасно хитрый и рассудил, что на десктопе у меня PCMCIA-слота нету (о чем я, впрочем, третий год не перестаю сожалеть, но сожалею не слишком сильно, потому что плохо со свободными прерываниями), а на "Либретто" флоппи-дисковод есть; да и в случае, когда придешь куда-нибудь в гости или сделаешь срочные снимки в "Компьютерре", не будет проблем с совместимостью и перекачкой. И выбрал дискеточный, под названием FlashPath. Насчет совместимости я все же погорячился... во-первых, к FlashPath полагаются специальные драйверы, так что кроме самого FlashPath надо таскать еще и дискетку с софтом; во-вторых же, прекрасно устроившись на десктопе и на служебном RoverBook'е (правда, диагностическая программа на RoverBook'е лживо утверждает, что FlashPath не работает), на "Либреттке" FlashPath работать отказался категорически. Перепробовав все варианты настройки, я заглянул-таки в read.me, откуда почерпнул, что на компьютерах, где флоппи-дисковод подсоединяется через PCMCIA, FlashPath работать и не должен. Увы, я не профессионал-электронщик, зато с западными маркетинговыми приемами, во всяком случае, в области hi-tech, более или менее знаком, потому у меня возникло подозрение, что несовместимость FlashPath с PCMCIA-флопповодами вызвана, в первую очередь, тем, что позволяет расколоть юзера на отдельный PCMCIA-адаптер. Что в случае со мною и произошло.

   Я поехал в "Алион" ("Алион", кажется, главный российский дистрибьютор Olympus, потому разумнее всего поиски цифровых аппаратов этой фирмы и разных к ним примочек начинать оттуда), заплатил 90 баксов минус специальную скидку "для Козловского" и, счастливый, помчался домой. Увы, адаптер ни "Либретткой", ни "Ровером" не опознался. Наутро, в "Компьютерре", я перепробовал еще ноутбуков пять - с тем же результатом. "Битый!" - решил я и поехал в "Алион". Адаптер оказался отнюдь не битым, - я вставлял в него флэшку не той стороной... рисунок-инструкция оказался с ошибкой. Но не было бы счастья, да несчастье помогло... добавив еще двадцатку, я прямо по-горячему проапгрейдил адаптер до следующей модели - MA-2E, отличающейся от предыдущей поддержкой 16-мегабайтных флэш-карточек. Вообще-то, мне до сих пор стыдно... картинка картинкой, но, когда смотришь на прорезь, невооруженным глазом видно, с какой ее стороны карточка толще, то есть имеет контакты для съема информации. Что ж, и на старуху, как говорится...

   Теперь, с двумя этими адаптерами, процесс съема информации с фотоаппарата превратился из головоломного трюка, подобного петле Нестерова (достижение базового компьютера, где установлен софт и хард [кабель], соединение с COM-портом, подключение внешнего источника питания [иначе аппарат засыпает прежде, чем успевает передать картинку]), в легкую рутину, особенно если учесть габариты и вес "Либреттки". В принципе, можно пойти еще дальше и докупить олимпусовский же МО-дисковод емкостью 230 Мбайт, позволяющий скидывать на себя снимки, минуя компьютер. Впрочем, по весу и размерам он с "Либретткой" соизмерим, разве что не требует загрузки или пробуждения...

   Кажется, и на Мистера Эль можно было накручивать телескопическую, широкоугольную и макронасадки - резьба, во всяком случае, была, - но идею компания Olympus подала только с выпуском Мистера Икса. Три эти насадки, которыми я не первый уже год пользуюсь в комплекте с "Олимпусом" пленочным и которые позволяют делать буквально чудеса (www.agama.ru/r_club/gallery/KOZL/default.HTM), теперь продаются как комплектные к Мистеру Иксу по соответствующим (под 200 баксов каждая) ценам, и вся штука в переходном колечке 43/55 мм, которым комплектуется каждая насадка, потому что сами насадки - ровно те же, что и к "Олимпусу" пленочному. Потратить ради колечка, красная цена которому центов эдак 75, 180 долларов, чтобы приобрести насадку, которая у меня уже есть, я позволить себе не могу, а где взять колечко - не приложу ума. Прочесал фотомагазины, обзвонил некоторое количество мастерских... В "Юпитере" на Новом Арбате, как бы в издевку, отыскал колечко 42/55... Так что обращаюсь к читателям "Огорода": может, кто знает, где взять? Или кто пойдет покупать Мистера Икса и возьмет пару (а то и все три) насадок, - дело, уверяю, стоящее, - пусть лишнее колечко пожертвует мне.

   Вторая категория features скрыта в самом аппарате. Начну с синхроконтакта. Дело в том, что снимки, сделанные со встроенной вспышкой, для меня, в сущности, не существуют (компьютерровские фотокорреспонденты неоднократно испытывали это на собственной шкуре)... мертвенная заливка лиц, черные резкие тени за спиной... Это просто невыносимо. А внешняя вспышка, кроме возможностей, которые дает сама по себе, обладает главной... направляться в любую сторону и, таким образом, освещать объект естественным образом или каким угодно изысканно-художественным, включая добавку бликов разных цветов. Заполучив Мистера Икса, я первым делом поехал по фотомагазинам и, перебрав штук пять разных вариантов, остановился на, кажется, идеальном, который был подсказан продавцом, заинтересовавшимся Мистером Иксом, и опробован в большом магазине "Сивма" на Кутузовском, неподалеку от триумфальной арки... комплект из вспышки Metz Mecablitz 32 Z-2 и платформы (куда прикручивается аппарат) с адаптером Power-griff G 15 той же фирмы. Z-1 подешевле, но не стыкуется с адаптером (куда, кстати, можно вставить четыре большие батарейки и год не знать забот), Z-3 - подороже и обладает талантами, которыми Мистер Икс воспользоваться все равно не сумеет. Вспышки других фирм, имеющиеся в Москве, по разным причинам оказались значительно менее выгодными или удобными. Поход по фотомагазинам стоил мне еще 180 долларов, но сделал человеком совершенно счастливым (см. фото мальчика).



   Далее... у Мистера Икса появился ручной баланс белого. Тот, кто увлекается видеосъемкой, знает, что камеры с ручным балансом стоят вдвое против таких же, но с одной автоматикой, - зато позволяют получать картинку естественного вида независимо от световой обстановки, которая порою определяется, например, просто временем года. Буквально на днях я получил SOS-письмо из дальней-дальней провинции, не то с Камчатки, не то с Сахалина, автор которого, владелец Мистера Эль, буквально в отчаянье от того, что все натурные снимки в условиях снежной зимы получаются фиолетовыми, да в такой мере, что даже Photoshop справиться не может. Автор просит меня найти в Москве ультрафиолетовый светофильтр с посадочной резьбой 43 мм в надежде, что он поможет убрать неуместную цветную вуаль. Я пообещал, но, сколько мне известно, фильтр если и поможет, то самую чуть. Перестановка же цветовой температуры с "авто" на 6500 градусов по Кельвину делает "снежные" снимки тепло-естественными, что я демонстрирую на фотографии зимнего мусульманского кладбища, вид на которое открывается из окна редакции (третьим даю снимок при минимальной для Мистера Икса цветовой температуре - 3700 градусов по Кельвину; это, конечно, перебор, - зато ясно видна тенденция).







   Следующим номером нашей программы будет рассказ о встроенном в Мистера Икса быстром кэше, который позволяет снимать до пяти кадров, уложившись при этом в полторы секунды (есть даже специальный пакетный режим). Несколько секунд, которые проходили прежде, на C-1400 L, между нажатиями на кнопку спуска, порою оказывались критическими... объект успевал ускользнуть из поля зрения или драматически измениться. Сейчас вы снимаете куда-то в быстрое ОЗУ, а камера - параллельно - переписывает его содержимое во флэш-память. На контрольном дисплее появилось изображение пленочки на пять кадров, которые чернеют по мере заполнения места в ОЗУ и светлеют по мере того, как картинки перебираются во флэш. Как все это работает внутри, я так и не понял... независимо от установленного разрешения, которое меняет размер снимка более чем в десять раз, в ОЗУ можно записать их, любых, ровно пять... 4,5 Мбайт или полкилобайта. Но, во всяком случае, эти пять быстрых снимков у вас в запасе сейчас есть всегда.



   Последнее серьезное изменение... Мистер Икс поддерживает 16-мегабайтные флэш-карточки, так что, если вы хотите снимать с максимальным разрешением и минимальным сжатием (увы, запись без сжатия, обещанная компанией Olympus для Мистера Икса, так и не реализована, а реализована только в последней модели олимпусовской мыльницы, виденной мною в том же "Алионе"), вы уже можете иметь на одной флэшке 20 снимков, сравнимых с 24 пленочными. Увеличение же компрессии или уменьшение разрешения повышает ваш ресурс до 50-200 кадров. Кстати сказать, флэшки к Мистеру Иксу идут 3,3-вольтовые от Toshiba или Samsung, ровно те же, что подходят для MP3-плейера Rio.

   Изменилось еще несколько мелочей в управлении... стало более удобным включение жесткого фокуса, и к 40 см и 2,5 м добавилась бесконечность; да и вообще, меню стало много удобнее; появилась возможность отключать - для экономии энергии батарей - изображение снимка в момент начала записи. Но это все, хоть приятно, - уже не принципиально.

   Резюмирую (хоть мог бы писать еще много, да вот, хочется побольше места оставить картинкам)... Мистер Икс по возможностям подошел совсем близко к пленочному "Олимпусу" 100-й модели (в смысле синхроконтакта - даже выступил вперед), оставив при себе все чисто цифровые достоинства вроде возможности сразу увидеть снимок и переснять его в случае необходимости, возможности получить твердую копию через 10 минут после съемки, возможности обрабатывать не снятую с помощью сканера цифровую копию, а цифровой оригинал, что, как минимум, избавляет от проблемы грязи и пылинок на негативе или отпечатке, а как максимум - сильно увеличивает оптическую глубину.

   Впрочем, последней предела нету... уже объявлены 30-битные любительские цифровые камеры, и грядут 36-битные...

   P. S. Фотография денег для обложки сделана с помощью Мистера Икса.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.