Год за три
АрхивГод назад, 23 февраля 1998 года, в "Терре" впервые вышла "Компьюномика": приложение (позднее реорганизованное в рубрику), посвященное цифровым финансам, электронной коммерции и гражданской криптографии. За год мы вывалили на голову читателей беспрецедентный для российской прессы объем информации по этой тематике.
Год назад, 23 февраля 1998 года, в "Терре" впервые вышла "Компьюномика": приложение (позднее реорганизованное в рубрику), посвященное цифровым финансам, электронной коммерции и гражданской криптографии. За год мы вывалили на голову читателей беспрецедентный для российской прессы объем информации по этой тематике.
Внутри рубрики структурировать материал не получается; иногда я поясняю, зачем или почему публикуется тот или иной материал, но чаще обхожусь без этого. Микроюбилей "Номики" дает повод провести структурирование постфактум. И не только для того, чтобы легче ориентироваться в уже опубликованном, но и прежде всего для того, чтобы понять, что мы упустили, и исправить упущенное. Тем более что дальше "Компьюномика" будет развиваться в основном как онлайн-ресурс (www.computerra.ru/cnomika), а на бумагу будет попадать только "избранное" (по крайней мере, пока бумажная "Терра" выходит в вынужденно тощем формате).
Подводя первые, промежуточные итоги, я пытаюсь очертить область "электронной коммерции" в самом широком понимании слова, такой, какой она предстает моему воображению (или, быть может, коллективному воображению наших авторов и читателей). Это вполне "рабочая зарисовка", и она может отличаться - концептуально или в деталях - от того, что видится вам.
Всю тематику "электронной коммерции" я разделил на три больших блока, связанных с: а) правом и политикой, б) рынками (маркетингом) и в) технологиями. Ниже я подробно рассмотрю эти блоки и их взаимосвязь, а параллельно буду ссылаться на материалы, опубликованные за год (их список приведен во врезке), и отмечать темы, мимо которых мы "проскочили" и которым в дальнейшем обязательно уделим внимание.
Старая новая э-коммерция
"Электронной коммерции" лет двадцать. В конце семидесятых крупные торговые и финансовые учреждения начали работу над элиминацией бумажного документооборота, в том числе международного.
В восьмидесятых эта работа отмечена стандартизацией электронного обмена транспортными и коммерческими данными (ANSI X12 в США, ISO 7372 и 9735 на международном уровне, многочисленные национальные и отраслевые стандарты), которая в девяностых вполне логично была дополнена работой по гармонизации национальных законодательств (взять хотя бы Примерный закон об электронной торговле UNCITRAL 1996 года).
Но в девяностых же это перестало касаться только институциональных игроков и государственных учреждений. Практика участия в э-коммерции имеет перспективы стать (и становится) массовой и универсальной. По-другому это можно сказать так: массовые и универсальные коммерческие практики (выполнение работ по найму или предпринимательство, покупки, частное инвестирование) "электрифицируются" и "оцифровываются". Э-коммерция очень хочет быть "розничной" и "потребительской".
За счет чего происходит такое расширение поля "э-коммерции"? На этот вопрос можно давать различные ответы.
1) Можно сфокусироваться на технологиях и указать на радикальное удешевление вычислительной мощности и пропускной способности (см. статьи Р. Хеттинги [КТ #7, 1998] и А. Григга [КТ #12, 1998]), что позволяет строить распределенные коммерческие системы, ориентированные на массового пользователя.
2) Можно, наоборот, "ткнуть пальцем" в состояние рынков в целом: после того как три "революции стоимости" снизили производственные, транспортные и коммуникационные издержки, относительная доля таких транзакционных издержек, как расходы на поиск на рынке, заключение сделки и разрешение возможных конфликтов, продолжает расти (см. статьи А. Левенчука [КТ #12, 1998] и Н. Сабо [КТ #38, 1998]). Отсюда - требования решений, способных срезать эти издержки, и "э-коммерция" стала символом таких решений.
3) Можно, наконец, указать на рост доли в совокупном продукте "потребительских" услуг, которые можно оказывать на расстоянии, в том числе поставку "оцифрованных" товаров: если при "электронной" торговле осязаемыми сущностями, требующими транспортировки (или, наоборот, перемещения покупателя к месту оказания услуги), мы "электрифицируем" только половину сделки, то при торговле неосязаемыми "вещами" "электронной" становится вся сделка.
Рынки
Какой порядок ответов ни принять, все равно рынки э-коммерции (а значит, и рынки решений для э-коммерции) окажутся разными. Я воздержусь сейчас от жесткой их сегментации, указав вместо этого на существование некоторого "континуума" этих рынков:
Сколько именно сегментов нарисовать на этом континууме - дело маркетолога в конкретной ситуации. Мне же хочется поделиться вот каким соображением: в определенном аспекте края этого континуума смыкаются. То есть "идеальное" решение для большой и сложной корпорации с гибким менеджментом будет в то же время подходить и для организации "открытого" рынка, и наоборот.
Мы старались не упустить (и не упустили) запуск в России платежных и расчетных систем, ориентированных на массового потребителя. В "Компьюномике" освещались:
В выпуске "Терры", посвященном банкам (#49-50, 1998), описана также:
В то же время, мимо систем класса business-to-business "Компьюномика" как-то проскакивала. Концептуально и технологически они обычно менее интересны, но ограниченность круга решаемых ими задач привела к тому, что на сегодня они более продвинуты в коммерческом плане. Это упущение надо будет исправить.
Рынки э-коммерции можно также классифицировать по торгуемым на них товарам и услугам. Очень интересный сектор составляют собственно финансовые услуги, такие как доступ к валютным и ценнобумажным торговым площадкам, страхование, доступ к банковским услугам.
Инструментарий рынка ценных бумаг был "зацеплен" в "Компьюномике" как теоретически (статьи А. Григга и А. Левенчука в КТ #12, 1998), так и практически (статьи Д. Большова в КТ #12 и С. Андреева в КТ #16, 1998). Российские рынки сейчас "лежат", а вот к вопросам доступа к мировым рынкам ценных бумаг (прежде всего, американскому) мы будем постоянно возвращаться.
Страхование в его связи с математикой, компьютерами и сетями мы начали обсуждать совсем недавно (интервью с А. Быковым в КТ #1-2, 1999, и сопутствующий материал во врезке).
Кстати, оказалось, что упоминавшееся общество "Находка Ре" вовсе не единственный перестраховщик, предлагающий свои услуги через Сеть; этим занимается и ООО "Октава Груп", в январе этого года анонсировавшая систему документооборота, реализованную на сайте www.slip.ru. Зарегистрированные участники системы могут обмениваться электронными вариантами слипов (договоров о передаче страховой ответственности) в реальном времени, обсуждать условия договоров, заключать сделки. Исполнительный директор "Октава Груп" Сергей Гевлич сообщает, что "проект уже поддержали более двадцати страховых компаний, регистрация участников продолжается".
Кроме того, ЗАО "Центральная страховая компания" (www.insurance.molot.ru) объявило об открытии первого в России "Виртуального страхового магазина" и начале розничных продаж страховых контрактов (полисов) через Internet.
А я забыл сообщить всему миру преприятнейшее известие: не прошло и пяти лет после моего знакомства с "сетевыми деньгами", как в январе 1999 года я впервые осуществил реальный платеж российскому контрагенту через Internet... кинул 20 долларов посредством Webmoney провайдеру "MTУ-Информ" (рассчитавшись, таким образом, с коллегой Левенчуком за пожранное в течение недели, которую я прожил у него в гостях, время доступа). Свидетельствую... работает. Набор услуг, предлагаемых сетевыми торговцами, включившимися в Webmoney, впечатляет, но не настолько, чтобы я (при всех остающихся вопросах - см. упомянутое интервью в #49-50) начал вбрасывать в систему деньги, помимо подаренных мне как одному из первой тысячи участников.
Технологические приоритеты
Разумеется, "по умолчанию" интересны радикальные концептуальные и технологические инновации. Гораздо интереснее обсуждать переход от безналичных технологий к цифросертификатным ("цифроналичным"), чем любой из тысячи шагов, которые нужно проделать владельцу закрытой безналичной системы (системы банковских или брокерских счетов) для интеграции в открытую сетевую среду.
Вместе с тем, технология предполагает непротиворечивую реализацию. Сколь угодно инновационные конструкции останутся предметом академического анализа, но не продвижения и реальной рыночной конкуренции, если они не доведены до конечного пользователя, причем с функциональностью, метафорикой и удобствами, соответствующими современным ожиданиям.
В этом смысле, я считаю принципиальным разговор об интерфейсах (и стандартизации интерфейсов) финансовых приложений, начатый А. Евтюшкиным (КТ #39, 1998) и поддержанный В. Торховым, мною (КТ #45, 1998) и М. Смирновым (КТ #3-4, 1999), и надеюсь на живое его продолжение. Желательно с примерами в виде готовых продуктов или хотя бы прототипов, которые можно "пощупать руками".
Большой "дыркой" в содержании "Компьюномики" пока остаются рекламные технологии и экономика рекламы в Internet.
Что касается чисто "гражданско-криптографических" приложений, имеющих малое или никакого отношения к э-коммерческим задачам, то мы продолжаем (см. мои статьи в КТ #6 #7, 1999) популяризировать самооборону пользователей компьютеров и сетей в потенциально враждебной среде. По мере возможности и необходимости будем делать это и впредь.
Из тех криптоприложений, ориентированных на реализацию гражданских прав, которых мы еще не касались, будут затронуты, в частности, системы удаленного голосования.
Право и политика
Большой блок вопросов связан с необходимыми изменениями правового режима: учета появления новых коммуникационных и коммерческих сред, дерегулирования отраслей, гармонизации различных национальных юрисдикций, образование "контрактных юрисдикций" и т. д.
"Компьюномика" планирует затронуть эти вопросы, обсудив, в частности, границы эквивалентности криптографических и традиционных (биометрических) методов идентификации субъектов правоотношений, цифровой подписи и подписи собственноручной, понятия "электронной сделки", "электронного договора" и "электронного документа" и т. п.
Прошлый год стал в нашей стране годом поиска общего языка между бизнесменами, технологами и юристами, видящими перспективы электронной коммерции. Мы старались рассказывать о семинарах и конференциях, на которых встречаются и спорят профессионалы (см. репортажи В. Егоровой в КТ #16 и 20, 1998; а также ряд брифов в новостных блоках "Терры").
К этому же блоку вопросов относится и тема сдерживания информационного фашизма - в России и во всем мире, - чему был посвящен ряд "компьюномических" публикаций (статьи А. Левенчука и моя в КТ #30-31, письмо Е. Прыгова и перевод куска отчета С. Райта в # 36, 1998). Попытки лишить сетевую среду свойств регулируемой "прозрачности" и "твердости", придаваемых ей криптотехнологиями, подлежат серьезному анализу на предмет выработки стратегии и тактики (как технологических, так и политических) противостояния им. Возможно, что место таким материалам скорее в рубрике "Караул!", но - не будем ригористами. Тем более что источник материалов для той рубрики, к сожалению, не грозит в ближайшем будущем иссякнуть.
Вот круг тем "Компьюномики". Напишите, насколько интересно было с нами за последний год и что из криптографической, э-коммерческой и цифрофинансовой проблематики кажется вам наиболее важным.
|