Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новое лицо аукциона

Архив
автор : СЕРГЕЙ ПАВЛОВ    02.03.1999

Появление каждого нового средства массовой передачи информации сопровождалось периодом многочисленных экспериментов, и Интернет в этом смысле не исключение. Вполне естественно, что, мысля устоявшимися категориями, люди пытаются привнести традиционно используемые методы и средства, и уже практика показывает, что подходит, а что нет. К примеру, Александр Белл, изобретший телефонную связь, до конца жизни был глубоко убежден, что прежде всего его изобретение будет использоваться для получения новостей и прослушивания симфонической музыки.


Сергей Павлов - бизнес-консультант.


   На мой взгляд, подобную картину мы наблюдаем сейчас и в отношении Всемирной Паутины. Вероятнее всего, мы находимся на низшей ступени в понимании того, что может дать Интернет в области рекламы, маркетинга и торговли. Нынешние попытки рекламировать и продавать определенные группы товаров и услуг, впоследствии, лет этак через пять, могут показаться нам неуклюжими аккордами музыканта, получившего в распоряжение новый, сложный и гибкий инструмент.

   Так, например, было и с телевидением, которое еще в 60-х годах этого столетия использовали как некий вариант радио, дополненный возможностью показывать картинки. Черно-белые программы тех лет, как правило, представлявшие собой чтение книг диктором или розыгрыш небольших сцен прямо перед телекамерой, у нынешнего поколения зрителей вызывают снисходительную улыбку. Телевизионщикам, рекламодателям и специалистам по маркетингу понадобилось более десяти лет, чтобы в полной мере оценить возможности, предоставляемые мультимедийными средствами массовой информации.

   Интернет - это действительно принципиально новая, многофункциональная коммуникационная среда, сочетающая возможности печатных изданий, радио, телефона и, разумеется, телевидения. Вытеснит ли Интернет все вышеперечисленные средства полностью? Вряд ли. Появление телевидения не привело к полному исчезновению радио, мы до сих пор читаем газеты, появившиеся еще в прошлом веке, и подавляющее большинство людей вряд ли будет использовать Интернет для того, чтобы пообщаться с родителями.

   Однако в области коммерции существенный выигрыш в эффективности при проведении транзакций с использованием глобальной информационной сети в сочетании со средствами мультимедиа и интерактивностью представляет собой значительный сдвиг в способности продавцов одновременно рекламировать, позиционировать и продавать свой товар. Перспективы, которые открываются перед продавцами, понимающими динамику и механизм работы нового рынка и имеющими возможность использовать возникающие преимущества, могут превзойти самые оптимистичные ожидания. Потребители же получают значительный выигрыш в покупательной способности благодаря возможности доступа к информации, а также средствам активного поиска более выгодных условий покупки товара. Таким образом, налицо существование выигрышной ситуации для обеих сторон рынка.

   Возможности, открывающиеся с появлением Интернета, можно хорошо проиллюстрировать на примере рынка коллекционных и подержанных вещей. Характерной особенностью данного типа сделок является то, что, пользуясь исключительно традиционными средствами, продавцу и покупателю довольно сложно найти друг друга. Рынки сами по себе зачастую сильно фрагментированы, зависимы от географического положения, имеют ограниченный ассортимент товаров, характеризуются высокой стоимостью исполнения сделки и отсутствием надежных механизмов для установления цены. Выбор соответствующего канала также требует определенного времени, поскольку размещение объявления в центральных газетах для продажи коллекции пивных банок или выставление полотна кисти Репина на продажу на городском рынке вряд ли увенчается успехом. В то же время удобство представления и описания товара в бескрайнем виртуальном пространстве Интернет устраняет географические барьеры и помогает учесть интересы и продавцов, и покупателей. Это стимулирует заключение сделок, а увеличение их числа, в свою очередь, означает более эффективное определение рыночной цены товара.

   В США влияние Интернета на рынок коллекционных вещей уже приобрело широкий размах. Перешагнув период первых проб и ошибок, когда использовались доски объявлений, примитивным образом копировавшие средства, предоставляемые газетными объявлениями, основным способом продажи редких и подержанных вещей постепенно становятся интерактивные онлайновые аукционы. При желании что-либо продать, купить или просто поглазеть, любой желающий может, например, зайти на сервер компании eBay (www.ebay.com), Yahoo (auctions.yahoo.com) или Classifieds2000 (www.classifieds2000.com) и просмотреть огромные списки выставляемых там товаров. Для продавцов одним из основных преимуществ такого способа является возможность выгодно представить товар, что, как известно, является одном из ключевых факторов успешной торговли. Вторым, но не менее важным, отмеченным мной преимуществом интерактивных аукционов является рыночное определение цены товара. Продавец, даже не имея ни малейшего представления об истинной стоимости вещи, может смело выставить что-либо на продажу - эффективный рынок сам определит текущую цену. Для покупателя же зачастую интереснее сам процесс. Поиск интересных предложений, анализ данных о продавцах и азарт торговли напоминают по увлекательности запутанный детективный роман. В общем, посмотреть стоит каждому.

   Подобный проект можно уже найти и в России. Зайдя на сервер сообщества "Оба-на!" (www.obana.spb.ru), вы увидите аукционы, работающие в режиме реального времени. С молотка продаются вещи в десяти категориях: от компьютерного железа и компакт дисков до золота, почтовых марок и монет. Продавцам дана возможность описывать товар на HTML, и многие подходят к этому творчески, давая не только текстовое описание, но и графические изображения, а также ссылки на свои страницы. Ассортимент предлагаемых товаров, правда, весьма скромен, но хочется надеяться, что эта идея получит достойное развитие.

   Несколько иначе подошла к проведению Интернет-аукционов компания OnSale (www.onsale.com). На ее сервере можно купить с аукциона разнообразные товары, принадлежащие самой компании, а не сторонним продавцам. OnSale также проводит аукционы по покупке вещей. В результате OnSale выступает как посредник, берущий на себя хранение и доставку товара. Идея весьма интересная, но основное развитие она пока получила только в продаже компьютеров.

   Интернет-аукционы получили такое большое развитие, что мировой лидер компания Sotheby's, обеспокоенная появлением конкурентов, в минувшем январе объявила о своем решении начать проведение интерактивных торгов. На развитие этого проекта, который будет запущен в июле, выделено около 20 млн. долларов. Основной упор планируется делать на продажу редких и дорогих (ценой выше 3 тыс. долларов) коллекционных вещей, как раз в той области, где фирма имеет огромный опыт и надежную репутацию. Так что, может быть, для онлайновых аукционов все еще только начинается.

   Уже в начале XXI века Интернет, по всей видимости, принесет нам множество сюрпризов, радикально меняя нынешние представления о рекламе и продаже товаров и услуг. Хотелось бы верить, что эти изменения ощутят и российские пользователи. Ведь эффективность, вносимая Интернетом, означает меньшие издержки при большем предложении товара по низким ценам, что, согласитесь, нам бы тоже пришлось по душе.



Срок, потребовавшийся для достижения 50-миллионной аудитории

Информационная средаВремя, лет
Радио38
Телевидение13
Кабельное телевидение10
Интернет5


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.