Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Оформление акцидентных полос

Архив
автор : ЛЮДМИЛА ВОЛКОВА    23.02.1999

К издательской акциденции относятся полосы переплета, обложки, суперобложки, все виды титульных полос, книжные, журнальные и газетные объявления, проспекты, буклеты, рекламные листки и пр. Оформление издательской акциденции полностью определяется художником издательства (конечно, в строгом соответствии с видом всего издания). Применительно к акцидентному набору необходимо выполнить главную задачу - композицию акцидентных форм.

К издательской акциденции относятся полосы переплета, обложки, суперобложки, все виды титульных полос, книжные, журнальные и газетные объявления, проспекты, буклеты, рекламные листки и пр. Оформление издательской акциденции полностью определяется художником издательства (конечно, в строгом соответствии с видом всего издания). Применительно к акцидентному набору необходимо выполнить главную задачу - композицию акцидентных форм.


Людмила Волкова - профессор кафедры "Технологии допечатных процессов" Московского государственного университета печати.


   Композиция означает составление, соединение, связь различных печатающих и пробельных элементов одного гармонически целостного печатного издания. Несомненно, процесс создания художественной композиции индивидуален, однако и он подчиняется определенным закономерностям, основными из которых являются:
  • правильный выбор шрифтовых, декоративных и изобразительных элементов, органически связанных между собой;
  • расположение их в выбранном формате с учетом оптических закономерностей.

       Основными факторами, которые нужно учитывать при решении композиционного замысла, являются характер акциденции, формат издания, форма, используемые материалы и их сочетание.

       Акцидентная продукция в большинстве случаев имеет форму прямоугольника с определенной наборной полосой, однако ее оформление (размер полей) не всегда подчиняется общим правилам оформления книжно-журнальных изданий (см. КТ #36 [213] от 8 сентября 1997 года, "Словорубная мастерская"). Поля в издательской акциденции служат дополнительным средством оформления.

       Оптический, геометрический и композиционный центры
       При построении композиции определяется главный элемент - композиционный центр, помогающий сразу определить суть издания и являющийся наиболее важным в смысловом отношении. Он выделяется цветом, размером, обрамлением и прочими средствами среди остального изобразительного материала. Таким центром может быть иллюстрация или шрифтовая строка, которые должны быть расположены "на самом видном месте". И здесь мы сталкиваемся с первой зрительной иллюзией: оптический центр полосы не совпадает с центром геометрическим, располагаясь выше него и деля полосу в пропорции 3:5 (рис. 1).


    Рис. 1.

       Именно из-за этой иллюзии нижнее поле полосы всегда делается наибольшим, с тем, чтобы наборная полоса находилась на оптической середине страницы. Важнейшие композиционные элементы изображения или главные строки обычно располагаются в верхней части полосы. Обрамляющее композицию белое поле должно быть меньшего размера над ней и большего под ней.

       Характер, размеры и местоположение композиционного центра практически определяют построение композиции в целом, но не меньшую роль играет и правильное расположение отдельных композиционных элементов на полосе относительно центра и друг друга.

       Сочетание шрифтов и элементов оформления
       Кегли, используемые для набора главных и второстепенных строк, должны быть соподчинены, иначе может произойти "затенение" второстепенных строк. На рис. 2 приведен пример подобной зрительной иллюзии: центральный объект слева кажется меньше такого же объекта справа из-за разного размера окружающих элементов. Тот же эффект получится при неумелом сочетании наборных строк с линейкой, орнаментом или иным элементом оформления: если разместить крупный элемент близко к строке, он "забьет" текст, поэтому для набора понадобится использовать более крупный кегль и увеличить отступ.


    Рис. 2.

       Шрифты и оформление второстепенных групп выбираются соподчиненно и соразмерно оформлению главных элементов, при этом элементы композиции по важности должны подразделяться не более чем на три группы. Если в композиции четыре и более смысловые группы, целостность восприятия нарушается.

       Очень важную роль в оформлении акцидентных полос играют пробелы: одинаковые по размеру элементы воспринимаются по-разному в зависимости от окружающего их пустого пространства (рис. 3). Пустым пространством не следует ни пренебрегать, ни злоупотреблять.


    Рис. 3.

       Определяющим фактором при гармоничном оформлении акциденции является стилевое единство шрифтов, иллюстраций, линеек, орнаментов. При использовании контрастных шрифтов (гарнитуры Бодони, Кузаняна, Елизаветинская) применяются контрастные линейки и высококонтрастные орнаменты, при этом единство стиля тем выше, чем ближе толщина основных и соединительных штрихов шрифта к толщине жирных и тонких линеек и штрихов орнамента. Шрифты умеренной контрастности (гарнитуры Литературная, Таймс, Лазурского) хорошо сочетаются с линейками умеренной контрастности и орнаментами полужирного начертания. Малоконтрастные шрифты (гарнитуры рубленые и брусковые), особенно полужирного начертания, хорошо сочетаются с двух- и четырехпунктовыми (при крупнокегельном наборе) линейками и орнаментами в негативном изображении. Для создания эффекта объема используются вложенные рамки или линейки разной толщины (рис. 4).


    Рис. 4.

       Группировка текста в строках
       При оформлении издательской акциденции большое значение имеет правильная группировка текста в строках. При открытой группировке все строки центрируются относительно формата набора (в красную строку). Классической является открытая трехстрочная группировка, при которой средняя строка самая длинная, а две другие заметно отличаются по длине. При этом недопустимо изменять формат(длину) строк, применяя шрифт другой плотности (узкий/широкий) или изменяя межсловные пробелы.

       Ступенчатая группировка характеризуется расположением строк одинакового формата лесенкой с одинаковыми отступами. Блочная (закрытая) группировка образуется из двух и более строк одного формата, при этом при четырехстрочной группировке первая и последняя строки могут быть либо того же формата, либо значительно меньшего. При фигурной группировке строки образуют определенную геометрическую фигуру. И, наконец, смешанная группировка предполагает смешение трехступенчатой и блочной группировок с равнением строк по одной вертикали (левой, правой или центральной оси).

       Пробелы и кегль шрифта
       Пробелы в акцидентной полосе играют немаловажную роль: межстрочные пробелы (интерлиньяж) зрительно отделяют друг от друга соподчиненные элементы, задавая их иерархический порядок. Той же цели служит использование разных кеглей шрифта. Рекомендованный кегль для заголовков - от 12 до 24 пунктов при интерлиньяже соответственно 14 и 28 пунктов. При использовании шрифтов с кеглем более 16 пунктов необходима ручная корректировка межбуквенных пробелов - кернинг. Это связано со зрительным ощущением неравности пробелов между прямыми и округлыми буквами.

       Титульный лист
       Главный титульный лист оформляется, как правило, шрифтом той же гарнитуры, что и обложка, но в более светлом (тонком) начертании прописными буквами. Обычно эта же гарнитура используется и для заголовков. Кегль шрифта выбирается в зависимости от формата полосы, количества строк и значимости текста (см. табл.)

    Формат набора, ммЧисло строкКегль шрифта
    81x135116-20
     216
     312-14
    99x162120-24
    216-20
    314-16
    112,5x162124-28
     220
     316
    126x216128-36
    224
    320


     
    Несколько слов по поводу...
    Сергей Scout Кащавцев
       В статье Людмилы волковой освещены классические подходы к оформлению издательской акциденции. В наше время, когда все правила и границы сметены всемогуществом Писюка (иногда, правда, и Мака), подобные материалы могут показаться кому-то странными и ненужными: Так было и с первой "Словорубной мастерской". Обязательно найдутся люди, которые заведут вечную песню: "что, мол, за Чихольдщина и классицизм! Надо все не так, а как у Броуди и Карсона!"
       Только вот, когда Вася Пупкин делает работу а-ля Карсон, у него почему-то получается хуже: Все дело, видите ли, в том, что все авангардисты, анархисты и экстремисты типографики сначала учились в разных художественных заведениях, изучая типографику классическую, а потом осознанно от нее уходили. Поэтому не стоит пренебрегать изучением правил и рецептов, оттачивавшихся веками, - хотя бы для того, чтобы суметь придумать свои правила игры.
       И еще... если типографика сейчас, благодаря настольным издательским системам, практически не ограничена никакими рамками технической неосуществимости задуманного, то Web-дизайн ужат технологически весьма и весьма серьезно. В погоне за красотой разработчики сайтов часто упускают из виду размеры графики, создаваемой на странице, не подозревая, что зачастую того же эффекта можно добиться стандартными средствами HTML. И тут, как ни странно, классические каноны полиграфии приходят на помощь: разработанные в пору серьезных ограничений приемы и методы дизайна можно легко и непринужденно переместить в Интернет.


  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.