Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Топливный баг

Архив
автор : Михаил Попов   16.02.1999

   3 февраля в Москве в Центральном Доме журналиста состоялась пресс-конференция Госкомсвязи России, посвященная пресловутой проблеме 2000 года.

   Несклоняемое сокращение "Госкомсвязи" расшифровывается как "Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации". Напомню, что этот комитет заменил собой Министерство связи в 1997 году. Случилось это 14 июля, а меньше чем через год, 30 мая 1998 года, именно Госкомсвязи правительство доверило борьбу с "проблемой 2000 года" в государственных компьютерных системах. И вскоре, несмотря на негативные последствия "проблемы 17 августа", Госкомсвязи начал бороться. Основные итоги этой борьбы и были подведены на пресс-конференции.

   Обобщить впечатления от речи председателя Госкомсвязи А. Е. Крупнова можно, в принципе, двумя словами: его ведомство не сидит со сложенными руками, а, осознав угрозу, активно ей противодействует. Практически это выражается в проведении семинаров "для разъяснения существа и значения "проблемы 2000" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и коммерческим структурам Госкомсвязи". Помимо семинаров, представители Госкомсвязи принимали участие в селекторных совещаниях, телевизионных программах на "ОРТ" и "НТВ", а также других мероприятиях. К более конкретным шагам следует отнести создание межведомственных центров компетенции по проблеме 2000, из которых, по словам г-на Крупнова, семь уже работают, а шесть вот-вот будут созданы.

   То, что несерьезное отношение к проблеме 2000 может иметь очень печальные последствия, в Госкомсвязи, похоже, уже осознали и стараются донести эту озабоченность как до верхов, так и до окраин. В конце декабря в правительство был представлен доклад о состоянии работ по подготовке государственных компьютерных систем к встрече 2000 года. Несмотря на то, что многое уже исправлено или исправляется (как положительный пример была приведена работа Министерства путей сообщения), доклад содержит и тревожные нотки. В нем, в частности, говорится, что "серьезность проблемы и неизбежность тяжелых последствий осознаны еще не всеми руководителями ведомств и регионов". Эти слова приобретают особый смысл, если учесть, что "государственные компьютерные системы" работают, в частности, и на военных объектах. Произойдет 1 января 2000 года несанкционированный запуск ракет или не произойдет - этой теме была так или иначе посвящена половина вопросов, заданных после конференции. Г-н Крупнов успокоил журналистов, сказав, что критически важные участки будут переведены на ручной режим управления.

   Исправлялись на пресс-конференции и некоторые ранее допущенные перегибы. В частности, на одной из прошлых коллегий Госкомсвязи было заявлено, что те представленные в России зарубежные компании, которые не помогут решать проблему 2000 года, будут "вышиблены с рынка". Г-н Крупнов заявил, что действительно, мы сильно зависим от Запада, поскольку "российские средства связи на 60 процентов поддерживаются за счет зарубежных технологий". Но с поставщиками этих технологий уже достигнуто полное взаимопонимание, и они (поставщики) заняты доработкой своего программного обеспечения, используемого в российской связи. Исправления и заплатки будут по мере готовности передаваться российской стороне для тестирования и установки на места. Проблема заключается еще и в том, что в нашей стране до сих пор используется оборудование и программное обеспечение 20- и 30-летней давности, которое фирмы-производители уже забыли, как обслуживать. Что же касается громкого заявления о "бойкоте непослушных", оно было названо "неосторожным выступлением одного начальника управления".

   Небезынтересно было узнать, во сколько Госкомсвязи оценивает государственные затраты на преодоление проблемы 2000 года в России. Оказалось, что от 2 до 3 миллиардов долларов. Запросы различных ведомств и подразделений при этом лежат в самых широких пределах: Федеральная пограничная служба скромно желает получить 125 тыс. рублей, Министерство путей сообщения - около 180 миллионов, но тоже рублей, а Министерство топливной и энергетической промышленности - 160 миллионов, но уже долларов. "Когда имеются такие конкретные цифры, - заключил г-н Крупнов, - это значит, что министерства уже наполовину свою задачу выполнили: подсчитали свои физические возможности и определили затраты на то, чтобы этой проблемы не было".

   В целом Госкомсвязи оптимистично смотрит в 2000 год и считает, что многое исправить еще не поздно. Во всяком случае, не собирается давать советы населению по встрече нового года в духе занятий по гражданской обороне.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.