Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На звук и цвет...

Архив
автор : Анатолий Левенчук   09.02.1999

Мой друг несколько лет назад спросил у одного хорошего джазового барабанщика: как лучше держать палочку правой рукой? Действительно, музыканты постарше обычно держали правую палочку как ложку, а те, кто помоложе, - как ножик. Барабанщик подумал и ответил: "А я еще и локтем могу. И даже ногой". Друг был вполне удовлетворен ответом. Для музыки важно играемое и слышимое, а не способ звукоизвлечения, и даже не инструмент.

Мой друг несколько лет назад спросил у одного хорошего джазового барабанщика: как лучше держать палочку правой рукой? Действительно, музыканты постарше обычно держали правую палочку как ложку, а те, кто помоложе, - как ножик. Барабанщик подумал и ответил: "А я еще и локтем могу. И даже ногой". Друг был вполне удовлетворен ответом. Для музыки важно играемое и слышимое, а не способ звукоизвлечения, и даже не инструмент.


   Музыка живет и во вздохах прибоя, и в грохоте тамтамов, и в страстном шепоте полураздетой вокалистки. Музыки стало много, и разной. Музыка задает стиль. Рэйверы дерутся с рэперами, а их мамы и папы этого не понимают и топят тревогу за подрастающее поколение в тяжелом роке. Музыка вечна, технология преходяща.

   О музыке и звуке нельзя прочесть, даже если читаешь внимательно. Я десять раз читал о ЦАПах с переменными коэффициентами цифровых фильтров, которые Sony устанавливает в некоторых своих CD-плейерах. Но в гостях у Евгения Козловского я это услышал. Просто принес любимую запись Apollo 440 с дисторшн-электрогитарой и продемонстрировал Евгению, как его чудо-Sony превратил мой тестовый восхитительный ржавый с металлическими призвуками звук в некое подобие благородной виолончели. "Это именно то, что я не люблю в английском звуке!" - сказал я. На звук и цвет: Тут Козловский поменял его любимые коэффициенты цифрового фильтра на выбранные специально для меня, и я услышал: Больше претензий к звуку этого CD-плейера у меня не было.

   Я задумался о влиянии технического прогресса на создание музыки, а также ее транспортировку к моим ушам и не заметил, как пообещал написать об этом одну из своих колонок.

   Увы, интересных тем о трендах в области звука, музыки, аудиотехники и аудиотехнологии набралось довольно много.

   Уменьшение (практически до двух: гитара и клавиатура) числа инструментов, реально используемых для оцифровки мелодий и гармонии.
  • Что слушать в музыке? Приход технологии стимулировал превращение традиционной музыки мелодии и гармонии в музыку тембра и ритма.
  • Музыка и измененные состояния сознания.
  • Музыка мозга: управление музыкой с помощью биотоков. Музыка и биологическая обратная связь.
  • Автоматизирование сочинения музыки и аранжировки (к этому же вопросу примыкает проблема ансамблевого автоаккомпанемента при обучении игре на музыкальных инструментах).
  • Технологические решения теоретических проблем: натуральный звукоряд вместо темперированного, другие звукоряды (не двенадцать нот на октаву).
  • Проблема распознавания музыки (на входе - фонограмма, на выходе - MIDI-файл).
  • От синтезированной речи к синтезированному пению.
  • Исчезновение разницы между "акустическим" и "электронным" звучанием как за счет широкого внедрения сэмплирования, так и за счет улучшения техники синтеза звука.
  • Развитие General MIDI и победное шествие формата SoundFont.
  • Любительская музыка: переход от звукоизвлечения "нота за нотой" к "дирижированию" компьютеризированным оркестром: караоке, компьютерные танцевальные программы, "самоиграйки" (автоаккомпаниаторы), инструменты General MIDI и т. д. Обучение музыке и игре на музыкальных инструментах при помощи компьютера.
  • Феномен диджеев.
  • Ансамблевое исполнение музыки через Интернет: протоколы и продукты.
  • Проблема авторских прав на музыкальные произведения. Музыкальная экономика.
  • Модели музыкальной дистрибуции (в том числе через Сеть, спутники, кабельные службы, радиостанции и т. д.). Muzac и аналоги. Программное и аппаратное обеспечение для составления музыкальных программ и дистрибуции музыки.
  • Хит-парады, рейтинговые службы, кооперативная фильтрация. Музыкальные порталы.
  • Синестезия: крутой программно-аппаратный замес аудио и видео. Компьютер+телевизор+домашний театр. Скринсэйверы и другие продолжатели дела цветомузыки.
  • Скорая смычка компьютерного звука, домашнего театра, hi-fi- и hi-end-аудио. Компонентный дизайн аудиоаппаратуры. Апгрейд в мире аудио.
  • Изменение музыкальной формы с альбомной (LP и CD) на сингловую - ввиду появления служб доставки музыки через Интернет, и массовое изготовление заказных CD (и DVD).
  • Форматы хранения и доставки: от wav к MPEG-3 и дальше.
  • Форматы носителей: от CD к DVD, от мини-диска к флэш-памяти и винчестерам. Проигрыватели и магнитофоны ближайшего будущего.
  • От моно через стерео к 3D-звуку: где брать фонограммы и на чем их проигрывать.
  • Большой звук в маленьких габаритах (миниатюризация высококачественной аппаратуры, включая акустические системы).
  • Hi-fi (высокая точность). Общее качество тракта записи/воспроизведения.
  • Производство фонограмм: новинки в музыкальных инструментах, программы обработки звука, компьютеризированные студии звукозаписи.
  • Программное моделирование различных "звуковых трактов". Постепенная "цифризация" звукового тракта (перестраиваемые цифровые фильтры ЦАП, усилители с USB-входом и т. д.).
  • Объединение мобильного музыкального плейера с мобильным телефоном и мобильным компьютером, фотоаппаратом и видеокамерой.

       Каждую из этих тем можно развернуть в полноценную страничку. Я слушал музыку и размышлял, что выбрать для подробного изложения. Так и не выбрал - поэтому публикую весь список и жду откликов.



  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.