Вне берегов, вне границ
АрхивНа вопрос "Какие программисты лучшие в мире?" большинство из нас наверняка ответит, что, конечно, наши, российские. Если нарисовать собирательный портрет отечественного программиста, получится, что это безусловно талантливый, умный, изобретательный и оригинальный человек, способный из чего угодно сделать конфетку. Правда, как всякий истинный талант, он немного несобран, но это - мелочи. Даже наоборот, загони его в жесткие рамки правил - и все, работа погублена. Хотя этот нюанс не мешает работать за рубежом - а тамошние работодатели ревностно следят за тем, чтобы сотрудники, выполняя работу, строго придерживались правил и стандартов.
На вопрос "Какие программисты лучшие в мире?" большинство из нас наверняка ответит, что, конечно, наши, российские. Если нарисовать собирательный портрет отечественного программиста, получится, что это безусловно талантливый, умный, изобретательный и оригинальный человек, способный из чего угодно сделать конфетку. Правда, как всякий истинный талант, он немного несобран, но это - мелочи. Даже наоборот, загони его в жесткие рамки правил - и все, работа погублена. Хотя этот нюанс не мешает работать за рубежом - а тамошние работодатели ревностно следят за тем, чтобы сотрудники, выполняя работу, строго придерживались правил и стандартов.
На Западе в последние несколько лет получило распространение так называемое офшорное программирование. Компания, вместо того чтобы самостоятельно выполнять тот или иной проект, размещает заказ на его выполнение (целиком или частично) в другой стране. Зачастую это оказывается очень выгодным для заказчика и позволяет самую тяжелую или, наоборот, самую легкую и неинтересную часть работы поручить сторонней фирме.
В России, хоть и богатой талантливыми программистами, немного компаний, занимающихся офшорным программированием. Одной из самых заметных на этом рынке является, пожалуй, компания Spirit. Ее президент Андрей Свириденко считает Spirit лидером офшорного программирования в России. "Во-первых, - говорит он, - мы целиком и полностью делаем бизнес за пределами страны. Компания всецело зависит от того, насколько хорошо она способна экспортировать свою продукцию". В качестве второго довода, который приводит Андрей Свириденко в подтверждение лидирующих позиций Spirit, выступает объем экспорта. "На сегодняшний день мне не известна ни одна другая компания, которая может сравниться с нами по объему экспорта программного обеспечения".
Чем можно объяснить столь небольшое число российских (точнее, работающих в России; "чисто" российских компаний еще меньше, ведь, например, Spirit - компания американская, поскольку зарегистрирована в США) компаний, занятых заказным программированием? Возможно, это связано с тем, что Россия далеко не единственная страна, в которой иностранные компании размещают заказы на разработку ПО. Пальма первенства в этой области принадлежит Индии, ежегодно экспортирующей программных продуктов, по некоторым оценкам, на два миллиарда долларов. По мнению Андрея Свириденко, Россия не может составить Индии конкуренции ни в качестве кода, ни в цене, ни в объеме работ. "У индийских фирм лучше поставлена организационная часть работ, инфраструктура гораздо совершеннее, чем у нас", - считает он. Немаловажно и то, что у индийских программистов практически отсутствует проблема языкового барьера, поскольку английский язык для жителей страны - почти родной.
Однако не только Индия отбирает хлеб у наших программистов. Бразилия, Израиль, Ирландия, Аргентина, Китай, Вьетнам - все они являются нашими конкурентами на мировом рынке офшорного программирования. И России от жирного пирога достается, мягко говоря, не самый большой кусок. "Как правило, - говорит Андрей Свириденко, - иностранные компании размещают в России заказы на разработку математически сложного программного обеспечения". По его мнению, российские команды разработчиков способны выполнить очень сложные проекты, и здесь на первый план выходит высокий технический уровень исполнения, а вовсе не дешевизна работ. "Именно поэтому, - считает Андрей, - многие японские компании обращаются к нам. Им, в отличие, скажем, от американцев, важен именно результат, демонстрация передового технического уровня, а не стоимость разработки и организация труда". Среди заказчиков Spirit Свириденко называет такие известные корпорации, как NEC, Toshiba, Sony, и др. А для Nortel и Xerox компания Spirit создавала центры разработки под ключ.
Доля американских компаний в общем объеме заказов незначительна. По словам Андрея Свириденко, как правило, они размещают заказы на те разработки, которые в принципе могут выполнить и сами, но делать которые им не интересно. Американские компании прежде всего интересует цена и организация работ - высокого технологического уровня для выполнения их заказов обычно не требуется. А организация разработки важна потому, что обеспечивает качество кода. Привлекая американских заказчиков, российские компании пытаются сломать сложившийся о наших разработчиках стереотип, как о хороших, но, что поделать, слабо организованных. Например, компания Typhoon Software (впрочем, вряд ли можно назвать компанию, находящуюся в Санта-Барбаре, российской; тем не менее, заказы на разработку программного обеспечения размещаются именно в России, в Санкт-Петербурге) на своем Web-сайте делает упор на то, что разработка программных продуктов - российская, а организация работы - американская. В разделе "лучшие технические кадры" речь идет именно о российских программистах, причем акцент ставится на том, что российские разработчики "способны выжать даже из слабой системы больше, чем можно себе представить".
С другой стороны, нужно ли вообще заставлять российского программиста работать по спецификации "от и до"? "Заставить-то можно, - говорит Свириденко, - но нужно ли? Работа в строгом соответствии со спецификацией не является оптимальной для российского программиста. Если он "творец", то зачем заставлять его делать то, что он делает плохо?"
В целом, по оценкам Андрея Свириденко, "совокупный объем рынка офшорного программирования в России наверняка меньше 70 млн. долларов в год". Впрочем, дать точную оценку трудно, поскольку в России существует масса небольших коллективов программистов, выполняющих мелкие заказы иностранных фирм. Оценить объем продаж этих коллективов практически невозможно. "Вообще говоря, организация офшорного программирования в России не самая лучшая идея, - замечает Андрей Свириденко. - Spirit работает на довольно узких рынках - там, где мы имеем технологическое преимущество. А как экспортер программного обеспечения Россия составить конкуренцию Индии не может".
Вероятно, поэтому для российских компаний офшорное программирование, как правило, не единственная сфера деятельности. Например, Spirit, помимо заказного программирования, занимается технологическим консалтингом (давая консультации по организации работ с российскими разработчиками ПО) и инвестициями в технологические компании (Spirit является крупнейшим акционером Stoik Software и TS Group Entertainment - разработчика игр).
Год назад петербургская фирма Arcadia, основной сферой деятельности которой является офшорное программирование, совместно с фирмой "1С" разработала программный продукт под названием "1С:Аркадия Интернет-Магазин". По словам Юрия Иванова, директора департамента фирмы Arcadia, он дает возможность пользователям программного продукта "Торговля и Склад" фирмы "1С" организовывать торговлю через Интернет и создавать интранет-решения в рамках торговых предприятий. "1С:Аркадия Интернет-Магазин", по утверждению Юрия Иванова, первый и пока единственный в России коробочный продукт такого назначения.
Кстати, судя по всему, Arcadia, создававшаяся как фирма-разработчик заказных проектов, в последнее время уделяет больше внимания Интернет-разработкам. Вызвано ли это тем, что наши разработчики не выдерживают конкуренции на мировом рынке офшорного программирования и ищут иные пути дохода, или нет, сказать трудно. По крайней мере, представители фирм предпочитают об этом не распространяться. Но тезис о том, что российских разработчиков организовать трудно и лучше этого вообще не делать, похоже, прочно укоренился не только в сознании потребителей рынка высоких технологий, но и в сознании руководителей компаний-разработчиков ПО. Отсюда мнение о том, что создание массового и популярного продукта не для нас, а массового и технологичного - и подавно; массовость требует конвейера, а с организацией последнего у нас, мягко говоря, неважно. Однако навязчивая аналогия с ремесленным производством и мануфактурами не идет из головы.
Пытался ли кто-нибудь взяться за дело со всей серьезностью? Так организовать коллектив программистов, чтобы создать действительно массовый, популярный и притом очень качественный продукт? Да! ABBYY доказала, что России это по плечу. Но одно дело - разработка продукта по известному направлению, и совсем другое - заказное программирование, где каждый раз нужно подстраиваться под требования конкретного заказчика. Казалось бы, для рынка заказного программирования не характерна "конвейерная" схема производства, поскольку каждый заказ по-своему уникален. Однако для большинства заказчиков из-за рубежа основной гарантией качественного выполнения заказа является качество организации коллектива программистов. И уникальность заказа не может служить оправданием плохой организации коллектива.
Биться головой о стену не рационально: стене все равно, а голове больно. Стереотипы же в головах порой бывают куда прочнее стен. Гораздо проще, нежели ломать, закладывать их (стереотипы) самому, в соответствии со своими потребностями и интересами. Возможно, фирме Arcadia и удастся заронить в сознание программистов не только мысль об их уникальности и талантливости, но и воспитать склонность к организованной работе: по сообщению парижского бюро IDG News Service, Arcadia заключила договоры с некоторыми вузами северной столицы, согласно которым студенты будут выполнять проекты, предложенные фирмой. Кроме того, выпускникам будет либо предложено место в Arcadia, либо им помогут устроиться за границей. Посмотрим, выйдут ли из этой "кузницы кадров" программисты, на все сто соответствующие требованиям зарубежных заказчиков.