Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Антициклон

Архив
автор : Андрей Шипилов   26.01.1999

В России две главные беды: дураки и дороги
Классика


   Как-то, будучи старшеклассниками, мы с приятелями сидели и спорили о том, как преуспеть во "взрослой" жизни. Прикидывали, сколько надо зарабатывать, как сделать карьеру. И тут один из нас выдал "ключевую" фразу: "Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно соблюсти всего два условия - вставать без будильника и жить без начальника".

   Спустя лет десять (как раз на заре перестройки) мой литературный наставник и великий метр Андрей Кучаев выдал другую ключевую фразу: "Вы знаете, почему в этой стране ничего не выгорит с перестройкой? Да потому, что здешний народ отождествляет понятие "свобода" с возможностью ни хрена не делать".

   Наверное, те мои школьные друзья-собеседники сочли бы меня счастливым. Ведь, и правда, вся моя жизнь до сих пор проходит "без будильника". Но, странное дело, я никогда специально к этому не стремился и почему-то все время ловлю себя на мысли, что жить, наверное, было бы проще, если бы я работал по звонку - "от и до". А еще меня гложет смутное подозрение, что я принадлежу к какому-то другому народу, не к тому, который мэтр Кучаев назвал "здешним". Ибо, как только начинаю валять дурака и ни хрена не делать, тут же чувствую, что теряю свободу.

   У меня много хороших знакомых родом из провинции. Я люблю с ними общаться. В отличие от нас, ожиревших коренных москвичей, в них чувствуется мускулистая поджарость, азартный блеск в глазах и особый вкус к жизни.

   Поэтому, когда редакции понадобились обозреватели новостей для сайта, мы обратили взор на периферию. Расчет простой: при работе через Интернет не важно, где человек находится физически.

   Я бросился на поиски и... не нашел в провинции людей того типа, о котором упоминал.

   Работа с кандидатами (а их было почти две сотни) шла по единому сценарию: перво-наперво человек выражал свою радость, что работать придется "без будильника", потом начинал путать понятие "свободный поиск" со словом "свобода", и далее - полное отождествление "по Кучаеву" - возможность ничего не делать. То есть охотно обсуждали условия, демонстрировали эрудицию, но когда понимали, что имитация работы не пройдет и что надо вкалывать по-черному изо дня в день (а работа обозревателя - не мед), тихо отваливали в сторону.

   Нашли нескольких неплохих авторов, но именно нескольких, гораздо меньше, чем можно было бы рассчитывать, учитывая число претендентов.

   Куда же исчезли остальные? Да никуда не исчезли. Перекочевали. Вот они, рядом, ходят по московским улицам, работают за соседним столом и делают те самые обзоры, что не удалось получить через Интернет. Хотя, пардон, многие уже не ходят и не работают. Кризис, безработица, тут уже нечего ловить. Москва - промежуточный пункт. Дальше, господа, дальше: Канада, США, Австралия. Иногда даже не успеваешь толком подружиться с человеком, как уже пишешь ему письма куда-нибудь в Торонто или Сиэтл.

   Вам это ничего не напоминает? Мне таки да. Словно какой-то гигантский антициклон бушует над страной, засасывая с окраин к центру тех, для кого понятие "свобода" равносильно понятию "труд", а затем разбрасывает их по всем окрестным странам и континентам.

   А посему ко многим политическим, экономическим и прочим рецептам спасения страны дерзну добавить собственный - физико-математический.

   Итак, давайте предположим, что каждый человек имеет некий заряд вроде электрического, величина и знак которого зависят от заложенных в человеке установок. Отождествляешь свободу с возможностью ничего не делать - один заряд, одна величина; стремишься жить "без будильника" - величина другая, но, пожалуй, того же знака. Наплевать на будильник или чувствуешь себя несвободным без дела - знак противоположный. Абсолютные величины колеблются. Само собой разумеется, эти заряды между собой как-то взаимодействуют, передаются, отталкиваются, притягиваются. Приходят, в конце концов, в движение. При определенных условиях подобное движение частиц вполне может принять вихревой характер. Причем вихрь этот может быть чрезвычайно устойчивым. И иметь как центростремительное движение, так и центробежное.

   Людской вихрь, охвативший Россию, имеет центростремительное направление и, судя по длительности (что подтверждает художественная литература еще прошлого столетия), является отнюдь не следствием (как думают некоторые), а первопричиной всех экономических и политических бед нашей державы. Отсюда вывод: коль скоро вихрь поддается математическому анализу, а, стало быть, условия его существования могут быть вычислены, могут быть установлены и начальные условия, в результате которых возник этот вихрь. Осталось только этот математический анализ провести. Задача, конечно, нетривиальная, требует огромного объема вычислений, но ведь не зря же существует в стране огромный компьютерный парк.

   Из теории вихрей известно, что иногда достаточно самого минимального вмешательства, чтобы вихрь прекратился.

   Поэтому, кто знает, может быть, решение окажется на удивление простым. И надо-то будет всего-навсего починить пару дорог да обезвредить пару дураков. И все сразу придет в норму, и заживем мы такой жизнью, что весь мир будет нам завидовать.

   Патента на идею не беру, копирайта не ставлю. Авось, кто-нибудь возьмет да и реализует.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.