Дистанционное обучение и его технологии
АрхивС дистанционным обучением я впервые познакомился в 1989 году, благодаря российско-американскому проекту "Школьная электронная почта". Это был один из первых дистанционных образовательных проектов в нашей стране, в котором принимал участие ряд школ из С.-Петербурга, Москвы и нескольких городов США.
С дистанционным обучением я впервые познакомился в 1989 году, благодаря российско-американскому проекту «Школьная электронная почта». Это был один из первых дистанционных образовательных проектов в нашей стране, в котором принимал участие ряд школ из С.-Петербурга, Москвы и нескольких городов США. Тогда я работал учителем естествознания в одной из экспериментальных московских школ, и хотя компьютер для меня был чем-то малопонятным, его телекоммуникационные возможности и перспектива новых педагогических технологий просто завораживали.
Первые опыты использования телекоммуникаций в школьной практике уже тогда определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные же уроки как шли очно, так и идут, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело - вузы, особенно платные (а таковых сегодня в России, по некоторым данным, 52%). Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а значит, и финансирования. Именно поэтому, на мой взгляд, с середины 1990-х годов дистанционное обучение стало вводиться в вузах более интенсивно, чем в школах. Весьма заметные сдвиги произошли и в сфере повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех отраслях производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы, экономя к тому же на командировках. Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратиться на аренду или постройку зданий, на коммунальные услуги и пр. Короче, экономическая выгода налицо. Где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее. А значит, реализация провозглашенной нашим Минобразом цели - поставить в каждую сельскую школу компьютер - не приведет, как мне кажется, к заметным сдвигам в компьютеризации образования и к развитию школьного дистанционного обучения. Доказательства тому известны из истории. Еще в 1980-х годах в Великобритании решили внедрить в школах дистанционные телекоммуникации и выделили каждому учебному заведению по модему. Эти модемы прозвали «шкафными», потому что они так и остались лежать в школьных шкафах. По аналогии можно назвать рассылаемые сегодня нашим сельским школам компьютеры - «директорскими», а чиновникам следовало бы напомнить, что стоимость техники составляет не более 20% от всех расходов, необходимых для запуска образовательных процессов с ее использованием. И если чиновники надеются, что оставшиеся 80% денег - на программные средства, учебно-методическое обеспечение, переподготовку кадров и сопровождение образовательного процесса - сельские школы найдут самостоятельно, то они такие же мечтатели, как и их коллеги-англичане.
Таким образом, дистанционное обучение хоть и можно назвать быстро развивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы государственным деятелям или компьютеризированному сообществу. Несколько лет назад дистанционному обучению прочили светлое будущее, говорили, что оно распространится чуть ли не на все школы и вузы. Реальность, как всегда, внесла коррективы и определила место дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно. Отсюда следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Не следует забывать, что 95% сегодняшних дистанционных курсов, размещенных в Интернете, еще только ждут своего первого студента…
Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение на расстоянии. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. Именно так мы и будем трактовать этот термин. Нередко можно услышать, что тот или иной вуз осуществляет дистанционное обучение с помощью кейс-технологии. Однако под этим красивым термином понимаются не электронные коммуникации, а всего-навсего почтовая рассылка студентам комплекта (кейса), в который входят обычные бумажные учебники и задачники, видео- и аудиокассеты, иногда компакт-диски.
Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся», хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например дистанционный педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.
Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода.
Первый, довольно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Затем результаты самостоятельной работы высылаются педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащиеся не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика. Именно на этот подход опирается деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос».
Дистанционное обучение тесно связано с Интернет-образованием, но не тождественно ему, и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.
В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т. п. Опираясь на пятилетний опыт работы нашего Центра с сотнями школ по всей стране, могу с уверенностью заявить, что сегодня среди множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому необходима интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий именно на базе электронной почты, что, на мой взгляд, гораздо важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения в школы более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.
Кроме общедоступных средств существует немало специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения. К примеру, система видеоконференцсвязи ClassPoint. Преподаватель видит одновременно до двенадцати изображений учеников и может позволить ученикам видеть столько же. Каждого из удаленных участников может слышать весь «класс». Ученики принимают участие в совместной дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. Педагог проводит занятия через Интернет, объясняет материал на общей «классной доске». Текстовый чат используется учителем для общей беседы с учениками или для конфиденциальной с одним из них, а также для открытого обсуждения. Так называемый центр внимания позволяет преподавателю «вызвать» одного или нескольких учеников для ответа, а ученикам - попросить учителя вызвать их. Ученики могут запрашивать у преподавателя центр внимания, при этом они указывают необязательный статус запроса (срочно, не срочно и др.). Преподаватель, видя запросы учеников, отслеживает их активность и т. д.
На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.
Эти средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, ученикам предлагается лекционный материал, в котором ставится та или иная проблема. Каждый ученик решает ее, а результаты рассылает всем одноклассникам. Эти решения сопоставляются и обсуждаются с помощью электронной почты; ученики обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями. Педагог обеспечивает ученикам возможность контакта со специалистами в изучаемой области по ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов и коллективный отбор главных проблем по теме, которые помещаются на учебный веб-сервер.
Виды дистанционных занятий определяются, с одной стороны, особенностями педагогического процесса, с другой - набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении школы или обучающего центра.
Практика показывает продуктивность использования в дистанционном обучении следующих видов занятий. Вводное занятие проводится с целью обзора курса в целом. Его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере. Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика. Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки. Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем. Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями 1. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием веб-форм.
Дистанционные формы занятий применяются не только для учеников, но и для педагогов, и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные августовские конференции в разных городах страны. С 1999 года Центр «Эйдос» совместно с Российской академией образования и Министерством образования проводит Дистанционную августовскую педагогическую конференцию 2, в которой принимают участие тысячи педагогов. Свою лепту в строительство дистанционного педагогического пространства вносят конкурсы. Например, Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», который проводится Центром совместно с Российской академией образования вот уже четвертый год 3. Главная его цель - выявление и поддержка талантливых педагогов и методистов, применяющих в обучении телекоммуникационные средства и Интернет.
Интернет повышает роль «сетевых» педагогов, ведь зона их влияния возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только окружающим; его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. В нашем столетии лучшими учителями скорее всего будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.
1 (обратно к тексту) - См., например, www.eidos.ru/olymp/
2 (обратно к тексту) - www.eidos.ru/conf/
3 (обратно к тексту) - www.eidos.ru/dist_teacher.
Какова роль открытого образования в социальной структуре государства? Что представляет собой система открытого образования? Можно ли сегодня получить полноценное образование только с использованием дистанционного обучения?
На вопросы отвечает директор Российский государственный института открытого образования при Министерстве образования доктор философских наук В. И. Солдаткин.
Открытое образование - ровесник открытого общества - характеризуется поступлением в вуз без конкурса, политикой открытых дверей, преимущественно дистанционным обучением, возможностью получения образования независимо от места проживания, выбора преподавателей и формирования образовательной траектории. Сам термин возник с появлением открытых университетов прежде всего для взрослых людей, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут обучаться обычным способом. Бесконкурсное поступление - основная стратегия развития массового высшего образования. Это элемент государственной образовательной политики в США, Канаде, Австралии. В Австралии существует только экзамен для иностранцев на знание языка. В университет принимают по очереди, заключается договор, оплачивается учеба. В течение первого семестра отсеивается 50% зачисленных, в основном из-за недостатка способностей.
Во всем мире сейчас труднее получить работу, чем образование. Существует объективный разрыв между тем, что преподается, и тем, что требует работодатель. Поэтому дистанционные технологии не случайно приобрели такое значение в Европе и США. Фирма требует от работника выполнения определенного круга обязанностей. Человек, понимающий, что его знаний для этого не хватает, стремится получить дополнительное профессиональное образование. Чтобы не потерять работу, он за свой счет обращается в бизнес-школы, университеты, дающие знания по тому узкому направлению, которое соответствует его должностным обязанностям. Если существует необходимость постоянно пополнять багаж знаний, работнику нужно самому заключать договор на абонементное образовательное обслуживание, которое при желании может сопровождать его всю жизнь, - это есть образовательный консалтинг.
В России дистанционное обучение связано с необходимостью охвата большой территории. Ключевой вопрос: как донести знания до самых отдаленных уголков страны. Это имеет огромное значение в социальном плане, так как закрепляет население на месте, препятствуя его миграции в крупные центры. По статистике, из всех людей, уезжающих на учебу в районный или областной центр, в столицу или за границу, назад возвращаются лишь 3-5%. Когда же человек может получить необходимые знания по месту жительства, он с большой долей вероятности никуда не уедет. Это одна из конкретных целей системы открытого образования, закрепленная, кстати, в федеральной целевой программе «Развитие единой информационной образовательной среды в 2001-2005 гг.»
Типичный пример образовательного учреждения - Британский открытый университет. Он имеет более трехсот учебных центров во всех графствах Великобритании. Королевский указ о создании Университета вышел в 1969 году, после того как тогдашний премьер Гарольд Вильсон посетил СССР и был потрясен системой заочного советского образования без отрыва от производства, ее массовостью. Англичане скопировали эту систему и стали ее развивать (у нас же она не изменилась до сегодняшнего дня). Британский открытый университет можно назвать мировым лидером нетрадиционных форм обучения, по его образцу созданы аналогичные вузы во многих странах. Университет предоставляет 37 программ на бакалавра и 21 на магистра (всего около трехсот учебных курсов), в нем обучается более 200 тысяч студентов. Вот некоторые статистические данные: в среднем в год учащиеся осваивают пять курсов, школьники составляют 17% обучаемых, до уровня бакалавра доходят только 10% взрослых, остальные довольствуются средним или средним специальным образованием, чтобы только не потерять работу.
Несмотря на бурное развитие ИТ, основой дистанционного обучения остается кейс-технология (85% в США, 95% в Англии и Германии), и лишь оставшиеся 5-15% учащихся получают образование в режиме сетевого обучения.
Наш институт организует создание системы открытого образования на основе общего портала (www.openet.ru), где размещаются виртуальные представительства высших учебных заведений и где они представляют свои дистанционные курсы и другие образовательные ресурсы. Сегодня задача системы отрытого образования - создание единой образовательной информационной среды, разработка контента, формализация знаний, а также создание правового поля для деятельности виртуальных университетов.
Получить полноценное образование в России только дистанционными методами пока нельзя. Еще нет работающего пакета курсов по какой-либо специальности. Сегодня в удаленном режиме в основном изучаются социально-гуманитарные предметы: экономика, менеджмент, бухучет, педагогика и т. п. С естественными науками ситуация сложнее: изучить теорию можно, но ведь необходимы и экспериментальные лаборатории…