Незримый колледж
Архив"Куда пойти учиться?" Этот вопрос постепенно теряет былую актуальность. Но не потому, что растет поголовье "митрофанушек", а потому что за знаниями все менее обязательно именно ИДТИ, а тем более ехать за тридевять земель. Не за горами то время, когда образование само придет к нам в дом, как пришло в свое время телевидение или Интернет.
«Куда пойти учиться?» Этот вопрос постепенно теряет былую актуальность. Но не потому, что растет поголовье «митрофанушек», а потому что за знаниями все менее обязательно именно ИДТИ, а тем более ехать за тридевять земель. Не за горами то время, когда образование само придет к нам в дом, как пришло в свое время телевидение или Интернет.
На фоне страстей о введении двенадцатилетнего среднего образования, поставках компьютеров в сельские и городские школы, дебатов по поводу единого государственного экзамена как-то незаметно завершился еще один эксперимент Минобразования. В конце июня в министерстве прошла коллегия с повесткой дня: «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий».
Пять лет полтора десятка российских вузов (преимущественно экономического и технического профиля) отрабатывали перспективные образовательные технологии. «Было создано 588 учебных центров, где прошло обучение более 206 тысяч студентов и слушателей, приняло участие в организации учебного процесса более 13 тысяч преподавателей, тьюторов (педагогов-консультантов) и педагогов-технологов. В рамках традиционных форм обучения развиты и апробированы разнообразные дистанционные образовательные технологии, качественно отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательных материалов, среди которых комплексная кейс-технология в сочетании со специально разработанными очными формами занятий, Интернет-технология в сочетании с использованием обучающих программ и кейс-технологии, телевизионно-спутниковая информационная технология. <…> В ходе эксперимента был достигнут удовлетворительный уровень качества подготовки: десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях» (кстати, если сравнить с двумястами тысячами обучающихся, получается 60-70-процентный отсев! И кроме того, «по данным Государственной инспекции по аттестации, в службах занятости пока не зарегистрирован ни один выпускник, обучавшийся по дистанционным технологиям»). В целом результаты эксперимента оправдали надежды и его участников, и чиновников министерства: один из пунктов решения коллегии рекомендует продолжить серию экспериментальных проектов.
Приступая к работе над темой номера, я по своей дремучести был убежден, что удел дистанционного обучения либо «точечное» повышение квалификации (например, освоение курса «Администрирование и поддержка Windows NT»), либо чуть более широкая специализация в сфере гуманитарных наук, а любое базовое образование надо получать очно, да и вузов, казалось мне, в стране предостаточно. Однако ознакомившись с некоторыми статистическими данными, я засомневался в том, что так и должно быть. Судите сами.
Дипломированных специалистов в Японии - 40% населения, в Финляндии - около 20%, в России - 7,6%. Более трети взрослого населения России имеют актуализированные образовательные потребности, из них более половины хотели бы получить профессиональное образование, остальные нуждаются в дополнительном обучении. Более 70% из них готовы в той или иной мере оплачивать учебу. В развитых странах студентами становятся от 80-90% выпускников школ. У нас, например, в 2001 году в институты поступили только 15,6% школьников.
Если иметь в виду стремление России к интеграции в мировое сообщество, то отставание в массовости и доступности образовательных услуг есть стратегический проигрыш этому самому сообществу. И дистанционные технологии чуть ли не единственный выход из положения. Понимая это, государство сегодня пытается создать систему открытого образования.
Меня лично такая забота радует. Может быть, уже в ближайшее время я смогу выбрать вуз, составить индивидуальную программу обучения и осуществить заветную мечту романтического периода жизни: получить образование историка-медиевиста без отрыва от производства журнала и к тому же не отходя от компьютера…