Воздушная тревога
АрхивКомментарий дняМинул год со дня самого большого в истории человечества теракта с использованием гражданских авиалайнеров. Но и сегодня обрушить самолет с помощью средств носимой электроники проще простого.
Годовщина трагических событий 11-го сентября, пришедшаяся на прошлую неделю, принесла с собой очередную волну обсуждений мер безопасности в гражданских авиаперевозках. В том числе пресса активно обсуждала и запрет, до сих пор удерживаемый авиакомпаниями всего мира, на работу средств носимой электроники на борту авиалайнеров. И, как выясняется, ситуация здесь сложившаяся, нисколько не изменилась не только за последний год, но и за последние четыре десятка лет…
Мнение о том, что включенный сотовый телефон способен помешать нормальной работе автопилота и систем связи на гражданском самолёте, конечно же, не просто выдумка авиаторов: это - результат нескольких исследований, самыми известными из которых стали три, проведённых американской организацией RTCA.org (1963, 1988 и 1996 года) и британской Civil Aviation Authority (2000-й год). Данные, полученные исследователями, говорят о возможности возникновения интерференции между сигналами бортовой аппаратуры и излучением носимой электроники, чреватой ложными срабатываниями и отказами первой. Вместе с тем история мировой авиации знает немало примеров, как подтверждающих эти данные, так и опровергающих их. Известен случай с самолётом на территории Словении, пошедшим на вынужденную посадку из-за включения пожарной тревоги - которая, как считается, сработала из-за звонка на сотовый телефон одного из пассажиров. Но известен и случай с компанией Боинг, выкупившей у пассажира ноутбук и безуспешно гонявшей огромный авиалайнер по воздуху лишь для того, чтобы повторить сбой автопилота, случившийся, якобы, из-за включения переносного компьютера.
Впрочем, то, что теоретически возможно, но редко происходит само собой, вполне можно вызвать намеренно. Таково общее мнение экспертов, обсуждавших проблему безопасности на конференции InfoWar, состоявшейся в США неделей ранее. Как говорят специалисты, практически любое носимое электронное устройство можно модифицировать таким образом, чтобы с его помощью нанести вред самолёту. Нет, речь не идёт о банальной взрывчатке - телефон, наладонный компьютер или ноутбук можно наделить компонентами, превращающими их в электромагнитное оружие - направленное на взаимодействие с системами авиалайнера.
Самое забавное, что до сих пор электромагнитная безопасность в гражданской авиации строится лишь на вере в то, что просьба со стороны экипажа (перед взлётом и посадкой - о выключении пассажирами личных устройств связи) будет выполнена. Нет оборудования, способного различить, в результате чего произошла поломка или срабатывание той или иной системы на борту самолёта - была ли она инициирована действиями извне или стала результатом нормальной работы. А определить модифицированный наладонник или мобильный телефон во время беглого осмотра не в силах даже эксперт.
В какой-то мере проблему могла решить бы система мониторинга использования пассажирами потенциально опасных устройств на местах, но таковой попросту не существует. Единственный известный пример такого рода - профинансированная Федеральным управлением по авиации США (FAA) разработка MegaWave Corp. (включающая датчики над каждым креслом в салоне, определяющие наличие у пассажира работающих устройств с потенциально опасным уровнем генерируемого радиоизлучения), носила исключительно опытный характер и не вышла за пределы лабораторий - по всей видимости, из-за отсутствия серьёзных происшествий в воздухе, связанных с нарушением электромагнитной безопасности. Так что авиаторам пока приходится полагаться исключительно на собственное чутьё и силы. Последняя громкая история такого рода приключилась в Британии, где приговорили к четырём месяцам тюрьмы молодого человека - вопреки протестам со стороны экипажа игравшего на мобильнике во время авиарейса.