Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Особенности национальной рекламы

Архив
автор : Серж Скаут   08.12.1998

Там хорошо, где нас нет,
а там, где мы - как-то нехорошо.
Что же это за мы такие, что там,
где мы есть, так плохо?
Scout

Отгрохотал 8-й Московский международный фестиваль рекламы - мероприятие, вызвавшее весьма двоякое ощущение.

РАБОТА-ПРИЗЕР: "СПАСИТЕ МИР! КАКОЙ ИЗ?.."

С технической точки зрения, организация фестиваля была достаточно хороша. Слава Богу, хорошей и разной техники у нас много. Что же касается собственно наполнения... Я не буду рассматривать фестиваль в целом - на то есть специализированные издания, и очевидно, что не один десяток страниц декабрьских выпусков будет заполнен фразами типа "Фестиваль наглядно показал, что уровень современной графической культуры..." и так далее. Не буду по одной простой причине: участие в фестивале - платное, выставление одной работы обходилось участнику в определенную (и немалую) сумму американских денег, что автоматически переводит фестиваль в ранг профессионального мероприятия "для своих". Однако один из конкурсов фестиваля отличается тем, что в нем могут участвовать любые творческие личности, причем абсолютно бесплатно! О нем-то я и расскажу, поскольку, очевидно, подобный конкурс пройдет и в следующем году, и если вы чувствуете в себе силы и талант - надо начинать готовиться уже сейчас.

"ТЕБЕ НЕ ПОНРАВИТСЯ НОСИТЬ ЭТО"

Этот конкурс называется по-простому, по-народному: "Молодые креаторы", что в переводе на русский означает буквально "Юные творцы". Он организован Российской ассоциацией рекламных агентств совместно с компанией DPI (официальным представителем Apple Computer в России и странах СНГ) и при ее финансовой поддержке.

(Традиция проведения подобных мероприятий пошла с Каннского фестиваля рекламы, в рамках которого с 1995 года при спонсорской поддержке Photodisk, Encad, Apple Computer, Time Magazine, Adobe проводится конкурс молодых креаторов. Работы оценивает жюри номинации Press&Poster. К участию в конкурсе от каждой страны допускается команда из двух молодых людей до 30 лет: арт-директора (то есть того, кто придумывает картинки) и копирайтера (того, кто придумывает подписи к этим картинкам). Обязательными условиями участия в конкурсе являются знание английского языка и опыт работы с графическими программами Apple Macintosh. В этом году на конкурсе победила команда из Португалии.)

"ЧИСТОТА СПАСЕТ МИР"

В российском конкурсе принимают участие молодые дизайнеры и креаторы (мне удивительно не нравится это слово, но что поделать - таково официальное название) из рекламных агентств, дизайн-студий, студенты творческих мастерских и вузов. Обязательные условия участия аналогичны Каннскому конкурсу (команда из двух человек моложе 30 лет, копирайтер и арт-директор, знание английского языка, работа на Apple Macintosh). Конкурс проходит в два тура. Победители отправляются в те самые Канны продолжать соревноваться за звание Каннских львов.

Проходивший в этом году конкурс мне хочется рассмотреть с двух сторон: технической и творческой. Что касается матчасти - все было великолепно, опять же спасибо DPI. Каждой команде был выделен PowerMac на трехсотмегагерцовом G3, упакованный "по самые не балуйся": 128 Мбайт памяти, 8 Гбайт на диске, последние модели Wacom'овских планшетов, сканеры, принтеры, софт, диски с клипартом и все такое прочее (до сих пор завидую), в общем, твори - не хочу.

"ЗЕМЛЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА ТАКОЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ, КАК ДО НАШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ"

А вот с творчеством, по моему мнению, как раз это "не хочу" и получилось. Заданием конкурса было создать плакат на тему "Сохраним окружающий мир". Команды узнавали об этом за день (то есть оставалась ночь на обдумывание), а затем в течение шести часов творили не покладая рук. Я публикую сегодня все работы последнего тура, включая и победившую. Признаюсь, что не совсем представляю, как работы такого уровня вообще можно оценивать. Конечно, можно сделать скидку на спешку. Но, господа! Я недавно посетил базовые курсы графического дизайна при Институте дизайна и графики и смею отметить, что практически все студенты, пользуясь листом бумаги и рисовальными принадлежностями, на протяжении одного занятия (три часа) создавали куда более интересные и незатасканные работы на выданную в начале занятия тему, чем те, которые сотворили пять профессиональных команд на отличном оборудовании за два дня.

Рене Магритт. "Le brise-lumiere"

Вообще, этот диссонанс между количеством настоящих профессионалов и уровнем конкурсных работ на разных выставках меня всегда поражал. Я с удовольствием посещаю показы работ студентов в Московском государственном университете печати и постоянно остаюсь просто до глубины души потрясен увиденным. Но вот что интересно: куда в конце концов деваются все эти великолепные творцы? Или настоящий художник выше того, чтобы участвовать во всяко-разных конкурсах? Не понимаю. Есть, правда, надежда, что их сразу берут под крыло серьезные и крупные дизайн-студии. Об этом говорит и то, что уровень работ, выставленных не в рамках конкурса, а в рамках фестиваля, был на порядок выше. К сожалению, похоже, посмотреть их пока что негде: публиковать невозможно из-за отсутствия места, а официальный сайт фестиваля - www.festival.ru - отличается тотальным отсутствием какой-либо графики, за исключением виртуальной галереи тех самых молодых креаторов. Грустно.

Что интересно: в последнее время наблюдается тенденция к созданию работ в духе советского авангарда 20-30-х годов. Если же работа сделана и не в этом стиле, то в 90 процентах случаев художник стремится сымитировать отсутствие компьютера в процессе создания. Работы стали гораздо более живыми, исчезла эта раздражающая (меня, по крайней мере) пластмассовость и искусственность компьютерной графики. Похоже, что из экзотической игрушки с массой фильтров и примочек компьютер наконец превратился в тот самый универсальный инструмент, о котором так долго говорили.

Рене Магритт. "Les memoires d'un saint"

Забавно это и еще по одной причине: через несколько дней после фестиваля счастливый случай занес меня на выставку Рене Магритта (бельгийский художник-сюрреалист, 1898-1967). Я был в шоке. Я стоял и медленно осознавал, что для целого ряда полотен, написанных им в 30-е годы, можно расписать алгоритм создания подобного изображения исключительно компьютерными средствами "с нуля". Посмотрите сами: не напоминает ли вам "Le brise-lumiere" экспериментов дизайнера с текстурами и фильтрами Alien Skin? А чем не виртуальная реальность в "Les memoires d'un saint" (я не рискую переводить названия работ)? Что это: коллаж? Photoshop? Холст, масло.

Ох уж эта постоянная неудовлетворенность человека тем, что он имеет! У Магритта не было компьютера. И он его имитировал. У современных художников компьютер есть. И они имитируют его отсутствие...

...Когда в семь часов вечера в субботу я выбирался из здания Центра международной торговли, где и проходил фестиваль, в фойе было не протолкнуться от только что прибывших знаменитостей и дизайнеров. Фуршет-с...

"ЭТО ДЛЯ ТЕБЯ..."

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.