Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вторая жизнь ZX-Spectrum

Архив
автор : Дмитрий Степанов   24.11.1998

 

Вот уже больше года прошло с тех пор, как Кузнецов запустил проект приложений к "Компьютерре". Планировалось их тогда пять, вышло всего три: "Корпоративные системы и сети", "PC" и "Компьюномика". На два оставшихся - "АльтТерра" (искусство + компьютер) и "НеPC" - мы все искали редактора, искали, все вели переговоры, вели, да так ни до чего ни с кем и не договорились.

Тем временем "Компьютерра" сменила главного редактора, потом грянул кризис, уменьшив журнал в объеме. Приложения, вместо того чтобы раз в четыре номера оставаться 16-полосными, превратились в еженедельные (теоретически; на практике в каждом номере на все три действующих приложения места не хватает категорически), но по две-три полосы. Рубрики "Корпоративные системы и сети" и "PC" (превратившаяся в "Кошелек", ибо, в основном, посвящена стоимости владения компьютером, да так под новым названием ни разу и не засветившаяся) ждут свободного места на конкурентной основе, "Компьюномика" выходит практически еженедельно. Наконец, нам удалось сговориться и с редактором "АльтТерры" Сергеем Кащавцевым, который в качестве как бы вступления к новой рубрике выпустил тему номера "Цвет и восприятие" (его рубрика будет сейчас появляться в журнале регулярно (хоть и в прямой зависимости от свободного места). Единственная рубрика (ex-приложение), редактора на которую мы так и не нашли до сих пор (претенденты, заявляйте претензии!), - "НеPC". Возможно, не нашли потому, что круг "неписей" очень уж широк и почти невозможно отыскать человека, равно разбирающегося в суперкомпьютерах и игровых приставках, в "Макинтошах" и Handheld PC.

После получения очередной статьи на "НеPC"-тему я подумал: а непременно ли нужен специальный редактор для того, чтобы рубрика начала существовать. То есть очень неплохо было бы, чтобы он был (еще раз: вниманию претендентов!), но не начать ли ее уже сейчас с помощью "самотека".

Вот. Начинаем. Поздравления и предложения принимаются без ограничений.

Евгений Козловский

Сегодня у многих, наверное, возникает желание хоть на некоторое время забросить все "квейки" подальше и поиграть во что-нибудь старенькое, до боли знакомое. Ну-ка, вспомните, с какой платформы начиналось ваше знакомство с удивительным миром компьютеров? И многие скажут: с ZX-Spectrum1. С помощью эмуляторов "Спектрума", обзору которых посвящена эта статья, я предлагаю вам окунуться в прошлое и вспомнить свое компьютерное "детство". Конечно, после PC вы даже не взглянете на спектрумовские стратегии или симуляторы, но аркады на Spectrum всегда были хороши. Лично я с удовольствием провел время за некоторыми старыми игами после многолетнего перерыва.

Первый эмулятор "Спектрума" я увидел лет шесть назад, но скорость его работы на 286-м процессоре и четыре цвета CGA вместо шестнадцати спектрумовских не сильно обрадовали. Недавно я решил проверить, как же обстоят дела с эмуляторами для "Спектрумов" в Интернете. И что вы думаете? Оказалось, народ писал и вовсю пишет такие эмуляторы! Причем сейчас на дворе 1998 год, и производительности PC для эмуляции 8-разрядных компьютеров хватает с лихвой. В Интернете хранятся десятки тысяч спектрумовских игрушек и программ. Получается, что Spectrum почти полностью "переехал" в Интернет.

Я выудил из Сети с десяток эмуляторов и спешу поделиться с вами результатами. Но сначала необходимо сказать несколько слов о форматах файлов, с которыми работают эти программы. Все файлы можно разделить на два типа: это так называемые tapes и snapshots.

Первые представляют собой виртуальное подобие магнитофонных лент, используемых в ZX-Spectrum. Эмуляторы умеют "загружаться" с таких файлов. Как вы догадываетесь, загрузка в этом случае происходит намного быстрее реальной загрузки с ленты. Существует несколько основных форматов этого типа.

.tap - самый простой, поддерживается многими программами эмуляции (аналогичные форматы: .ltp, .spc); хранит лишь файлы и их заголовки - последовательно, как и на ленте. Если записываемые программы используют нестандартную загрузку, от этого формата придется отказаться. Зато в нем можно хранить программы, использующие подгрузку с ленты (например, многоуровневые игры).

.voc - широко известный формат хранения звуков. Файлы содержат звук с магнитофонной ленты, позволяя хранить программы с нестандартной загрузкой (хотя довольно расточительное это дело, скажу я вам); чаще всего используются при переносе программ с кассет на компьютер.

.tzx - примерно то же, что и .voc, но при хранении учитываются особенности записи на магнитную ленту, благодаря чему файлы этого формата занимают меньше места.

Для загрузки программ из таких файлов необходимо в Бейсике-48 набрать на клавиатуре LOAD "" или выбрать [Tape Loader] в меню Spectrum-128 и "запустить" ленту с помощью эмулятора.

Теперь рассмотрим второе семейство форматов.

Snapshot (.z80, .sna, .snp, .prg) - файл с содержимым спектрумовской памяти и регистров. В этом случае полностью отпадает необходимость в загрузке программ с лент и дискет (виртуальных или настоящих). С помощью таких файлов можно хранить программы с нестандартной загрузкой после того, как вам однажды удалось загрузить их в память эмулятора, а также можно сохранять игры, в которых вы установили новый рекорд в таблице результатов.

Кроме того, существуют файлы образов дискет TR-DOS (.trd, .dsk, .fdi, ...) и файлы микродрайва (.mdr, ...), но они встречаются и используются реже. Часто вам будут попадаться и .scr-файлы, содержащие образ видеопамяти "Спектрума" (картинку).

Информация о возможностях программ приведена в таблице.

Теперь несколько слов о каждой из них. Чтобы не возникало путаницы (так как названия схожи), я буду указывать имена создателей программ (в скобках) и номера версий (возможно, когда вы будете читать эти строки, в Сети появятся более свежие).

Первым был найден эмулятор Z-80 v3.03 (G. A. Lunter). Он-то и вдохновил меня на дальнейшие поиски, так как в этой программе я наконец увидел все шестнадцать цветов, поддерживаемые "Спектрумом". Но была одна загвоздка: это shareware-программа, и за регистрацию нужно выложить 23 доллара, иначе определенные функции работать не будут. Регистрация - дело, конечно, хорошее, но существует множество абсолютно бесплатных эмуляторов, не уступающих этому по возможностям.

JPP v14/12/92 (A. Gulbrandsen) и Irish (K. Phair) - известные эмуляторы, но уже довольно устаревшие, поддерживают мало форматов файлов и эмулируют только ранние модели Spectrum. Я упомянул их лишь затем, чтобы вы не тратили на них время.

Nuclear ZX Spectrum v3.69 (R. Garabik, L. Salanci) - неплохой эмулятор, однако отсутствие поддержки PC-джойстика и звуковой карты разочаровывает.

Warajevo v1.50 (Z. Juric, S. Ribic) - примерно то же самое, что и предыдущий эмулятор, но с PC-джойстиком и базой данных для программ. Скачав эту версию, позже я обнаружил, что в Сети есть и более поздняя версия (v2.00), поддерживающая tzx-формат и еще много чего. Этот эмулятор неплох и продолжает развиваться; так что рекомендую. Авторы начали создавать программу в Сараево, когда там шла война. В doc-файле можете почитать, как нелегок труд программиста в полевых условиях, когда нет электричества и прочих благ мирной жизни.

Следующие три эмулятора созданы нашими соотечественниками (громкое "Ура!!!").

UKW v1.2 (?). Программа имеет довольно мощный отладчик.

ZX-Emulator v0.30b  - видимо, автор этой программы В. С. Юдин является большим специалистом в области программирования видеокарт, так как этот эмулятор лучше всех из мною виденных справляется с эффектами на бордюре и прочими, связанными с частотой строк и кадров. Отличные эмуляция и звук. Неудобства: низкая частота смены кадров (около 50 Гц - как в телевизоре) и отсутствие поддержки джойстика.

ZX-Spectrum v3.04b (Н. Шалаев) - неплохой выбор для любителей экспериментировать. Программа предоставляет богатый выбор настроек и позволяет самостоятельно создавать и подключать расширения, например, для загрузки файлов какого-либо формата. К сожалению, через звуковую карту выводится только звук синтезатора, звук динамика выводится через PC-спикер.

ZX-32 v1.03b (V. Kapartzianis) - единственный из всех представленных эмуляторов для Windows 95. Из недостатков отмечу искажения звука, а также то, что при работе в полноэкранном режиме появляется чересстрочная развертка.

X-128 v0.8 (J. McKey) - этим эмулятором я пользуюсь чаще всего. Эмуляция, в том числе и под Windows, отличная, программа поддерживает все необходимые форматы, хорошо работает с джойстиком, неплохо выводит звук.

Конечно, существует еще очень много эмуляторов для разных платформ. Возможно, я не нашел самый совершенный и мощный из них, но если это так, то здесь вам и карты в руки.

Ресурсы

Помимо всего прочего, на вышеуказанных страничках вы найдете много ссылок на другие страницы, посвященные этой же тематике. Если этого окажется мало - поисковые машины к вашим услугам.

Сводная таблица


1 Несколько лет назад "Спектрумы" были самыми распространенными домашними компьютерами в нашей стране. Для тех, кто с этим семейством ПК не знаком или знаком понаслышке, сообщу, что ZX-Spectrum был разработан в 1982 году в Великобритании компанией Sinclair Research Ltd под руководством Клайва Синклера. Наибольшее распространение "Спектрумы" получили в Европе. В СССР они появились в середине 80-х, несколькими годами позже было начато производство Spectrum-совместимых ПК. К этому времени число выпущенных программ исчислялось десятками тысяч.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.