Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В белый цвет как в копеечку...

Архив
автор : Серж Скаут   17.11.1998

Cвет... Первый шок, испытываемый человеком в момент рождения, шок, по утверждениям психологов, оказывающий влияние на подсознание на протяжении всей жизни. И вместе со светом в мир чувств врывается цвет - и тоже не отпускает до самой смерти. Цвет окружает человека со всех сторон, определяет настроение и самочувствие, влияет на работоспособность и психологическое состояние, даже на саму продолжительность жизни.

Цветовое зрение отличает человека от большинства животных. Зрение - основной канал восприятия окружающего мира, и именно цвет играет важнейшую роль при интерпретации информации, полученной через глаза.

Маленький человечек учится ориентироваться в мире по ярким цветам, учится узнавать и отличать предметы, вещи и явления. Именно в детстве в подсознании выстраиваются ассоциативные ряды, связывающие цвет и ощущение, цвет и эмоцию. Вырастая, человек начинает подходить к цвету с прикладной точки зрения, учится использовать его в своих нуждах, изучать, создавать и воспроизводить цвет.

Не существует, пожалуй, ни одной сферы деятельности человека, ни одной профессии, где бы ему не пришлось решать вопросы, связанные с цветом, начиная c бытовых ("...мне пойти сегодня в красном или зеленом платье?") и заканчивая производственными ("Михалыч, %$#$%! Сколько раз тебе говорить, что в колбасу мы добавляем красную краску, а не зеленую"). Практически в любом производстве используются красители и пигменты. Цвет - самая сильная головная боль дизайнеров и художников, издателей и полиграфистов, автослесарей и текстильщиков, кинооператоров и телережиссеров... Список профессий, в которых цвет играет определяющую, а то и решающую роль, можно продолжать до бесконечности.

Появление компьютеров внесло в работу с цветом ряд гигантских изменений и, казалось бы, упростило ее. Теперь профессиональный автослесарь может за долю секунды подобрать состав краски для помятого крыла, а модница за пять минут прикинуть, как она будет выглядеть с тем или иным оттенком волос. Разнообразные цветные каталоги и журналы, электронные магазины упростили процесс покупки необходимых вещей. Вам уже не надо долго бродить между прилавками в поисках вещички "подобающего колера": можно выбрать цвет интерактивно или по образцу.

Однако эта кажущаяся легкость при ближайшем рассмотрении превращается в серьезнейшую проблему: а с чего вы взяли, что то, что вы видите на экране или в журнале, совпадет с реальным цветом? Кроме чисто технических особенностей воспроизведения цвета существует еще ряд психологических. Особенностью человеческой физиологии является то, что люди не в состоянии оценивать абсолютные значения внешних раздражителей: можно определять только приблизительные, относительные величины, да и то они настолько сильно зависят от внешних условий и внутреннего состояния, что пословица "на вкус и цвет товарищей нет" приобретает ранг аксиомы, всеобщего закона бытия. Вот вам небольшой пример субъективности человеческого восприятия: посмотрите на рис. 1 при ярком дневном свете. Какой квадрат светлее? Вроде бы, красный. А теперь отойдите в темный уголок и посмотрите на картинку еще раз. Так светлее ли красный?1

Рис. 1

Помимо проблем технических и физиологических, возникают еще и психологические. Неправильный подбор цвета или сочетания цветов может напрочь испортить как любую вещь, так и любое настроение. Вспомните, как Ипполит Матвеевич красил волосы в радикально черный цвет... Неправильное цветовое решение способно навсегда отпугнуть покупателя и даже вызвать у него стойкое неприятие не только отдельного товара, но и всей фирмы в целом.

Более того: доминирующая цветовая гамма определяет даже психологию общества в целом! Помните цвет детских игрушек советского периода? Приглушенные оттенки, обязательная примесь непонятно-грязного тона, цвета тусклые, безжизненные. Конечно, объяснялось это в первую очередь несовершенством технологии. А ведь подобные гаммы приводят к потере индивидуальности, к обезличиванию. Не случайно любая униформа, призванная подчинять, всегда имеет темный тон и слабую насыщенность: людей, одетых в серое, гораздо легче контролировать, чем тех же людей, одетых в яркие одежды. Стоит, правда, отметить, что одежда такого цвета великолепно маскирует ее владельца. Откройте любую антиутопию. Почитайте описание мира. Почувствуете уныние. Не случайно же будни называют "серыми". А гамма советского времени - очень, кстати, хорошо продуманная гамма - сочетала тусклый подчиняющий цвет одежды с ярко-алыми флагами и транспарантами, вызывающими агрессию.

В настоящее время у человека появилось куда больше возможностей создавать цвет. Цвет стал дешевле. Цветные принтеры, компьютеры, "приходящие в каждый дом", расширившаяся полиграфическая база... Каждый может сделать все, что заблагорассудится. И нехватка информации о природе цвета, технологии работы с ним, психологии восприятия зачастую приводит к некоей "цветовой импотенции": человек вроде и возможность имеет, и знает, чего хочет добиться... Но не знает, как. Эта тема номера и ставит целью переместить работу с цветом с уровня подсознательного ощущения на уровень сознательного восприятия.

В номере опубликованы два больших материала, причем только один из них написан человеком, использующим компьютер для профессиональной работы с цветом, - мной, то бишь. Более того, в этих статьях вообще очень редко упоминается слово "компьютер"! Дело в том, что со следующего номера в "Компьютерре" появится новая, давно обещанная рубрика - "AltТерра", посвященная разнообразным компьютерным художествам. Значительная часть ее будет отведена секретам работы с цветом, которая невозможна без знания теоретических основ цветовосприятия человека. Именно с целью минимального ликбеза подобраны публикуемые материалы. Однако теория без практики - ничто, и поэтому во врезках вы найдете методики и примеры использования полученных знаний в практической работе.

Первая статья рассматривает цвет с позиций физики и физиологии, объясняя ряд странностей в человеческом восприятии цвета. Второй материал подготовлен профессионалами, занимающимися разработкой и созданием концепций рекламы. В нем рассматриваются психологические аспекты восприятия цвета человеком, методы манипулирования аудиторией с помощью цветовых решений пространства, секреты и "крючки", на которые мы подсознательно ловимся. Эти материалы лишь слегка приоткрывают завесу над тайнами цвета, поэтому всех желающих поделиться своими мыслями или задать вопросы на эту тему прошу писать по адресу art@computerra.ru с пометкой "Сolor" в поле "Тема".


1 Вообще, пример относится только к напечатанным изображениям. Если у вас не получилось - не расстраивайтесь. В следующей статье вы найдете ответ, почему.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.