Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Апгрейд, еще апгрейд...

Архив
автор : Анатолий Левенчук   10.11.1998

 

  • Система - функционирующий как единое изделие набор сменных компонентов, соединенных между собой стандартными интерфейсами.
  • Компонент - отдельный узел (блок, плата, программа, устройство), который выполняет определенную функцию в системе. Компоненты интегрируются в состав системы посредством стандартных интерфейсов. Как правило, существует ряд однотипных компонентов различной функциональности и стоимости, присоединяющихся к системе по одному интерфейсу.
  • Интерфейс - стандарт присоединения компонентов к системе. Интерфейсом (междумордием) часто называют и те части изделия, которые воплощают конкретные соединения (разъемы и обслуживающие их микросхемы в аппаратуре, экранные изображения управляющих элементов и генерирующий их программный код).
  • Апгрейд - любая модернизация системы, направленная на улучшение пользовательских качеств. В современном понимании апгрейд - замена стандартных (в различных значениях этого слова) компонентов в составе системы. Когда говорят об апгрейде системы, обычно имеют в виду либо апгрейд одного или нескольких ее компонентов, либо всей системы целиком (то есть замена всех компонентов, возможно, связанная с изменением межкомпонентных интерфейсов).

Такое впечатление, что массовый потребитель сегодня вынужден соревноваться с производителями. И дело вовсе не в опережающем росте его потребностей, но в ограниченности его возможностей освоить все предложения творцов новейших технологий. Ситуация подобна той, что описана в давнем парадоксе Ахиллеса и черепахи: когда Ахиллес пробегает свой первый метр, черепаха успевает сдвинуться на сантиметр. Когда Ахиллес пробегает этот сантиметр, черепаха сдвигается еще на миллиметр и так далее. Как Ахиллес никогда не догонит черепаху, так и пользователь никогда не догонит компьютерный прогресс, не сможет иметь лучший компьютер и лучшую программу. Не сможет, но очень хочет.

С этим явлением сталкивался каждый, кто покупал компьютеры и программное обеспечение. Апгрейд (англ. upgrade - модернизация) всего компьютерного хозяйства - тяжелое бремя и необходимость. Моральное старение вполне работоспособной техники и программ происходит сейчас за полгода-год, максимум - два-три года. А далее - неизбежный апгрейд. Вполне еще работоспособное старое оборудование и программы либо выкидываются полностью, либо в них заменяются ключевые части, либо к ним докупаются всевозможные дополнительные устройства и модули.

Так живет весь мир, необходимость апгрейда учитывается производителями, торговцами, пользователями. Жуткая антиутопия "4510 по Фаренгейту" становится реальностью: помните, как герой нес домой настоящую табуретку, не одноразовую? Теперь мы "доброволоком" покупаем компьютеры и программы, срок службы которых в десятки раз меньше, чем настоящих табуреток, и которые обходятся в десятки раз этих табуреток дороже. Быстрее, выше, сильнее - производители словно договорились высосать из пользователей последние деньги и почему-то в этом преуспевают.

Как именно они это делают?

Почему пользователи согласны платить?

Какие типы апгрейдов бывают?

Какие сервисы разворачиваются вокруг апгрейдов?

Какая стратегия поможет и пользователям и, производителям получать от апгрейдов прибыль, а не убыток?

Какая роль в этом процессе принадлежит торговцам?

Какие способы финансирования апгрейдов существуют?

Что такое апгрейд?

Очевидным примером концепции непрерывного апгрейда является человек: он непрерывно растет, изменяет свои характеристики, самообновляется, обучается, пытаясь по мере сил соответствовать возрастающим запросам окружающей среды. Сегодняшний он не равен себе вчерашнему, каждый день он апгрейдит себя, окружая дополнительными приспособлениями: одеждой и домами для приобретения всепогодности, автомобилями для более быстрого передвижения, компьютерами для лучшего думания. В результате человек пригоден к использованию много лет. Такой вот обмен разных внутренних и внешних органов, по аналогии с обменом веществ. Я недавно сапгрейдил себе глаза (то есть купил новые очки). Сапгрейдил международный слух (установил на компьютер NetMeeting). Сапгрейдил свою память (купил новый компьютер с весьма емким винчестером). Люди из голых обезьян постепенно превращаются в киборгов, и когда-нибудь они будут рутинно апгрейдить себе руки, ноги, сердце, мозг и мечтать о возможности сапгрейдить Землю, на которой живут.

Пример отсутствия апгрейда - телевизор. Телевизор не слишком-то улучшишь, проще его выбросить и купить новый. Хотя и тут можно говорить об апгрейде, ибо телевизор представляет собой один-единственный компонент, имеющий к миру вполне стандартный интерфейс. Поэтому замена одного телевизора на другой улучшенный вполне подходит под определение апгрейда.

Чаще всего под апгрейдом понимают переход от одной версии или марки изделия (или реже - повторяющейся услуги) к другой с целью улучшения тех или иных пользовательских характеристик. При апгрейде может меняться как все изделие, так и только некоторые компоненты.

Обычно говорят об апгрейде системы, когда в ней меняется компонент. Так, замена старой мышки на мышку "с колесиком" означает апгрейд компьютера путем замены мышки. Апгрейд мышки в свою очередь означает замену или добавку компонента в самой мышке (хотя я и не представляю, какие компоненты в мышке можно менять). Пользователям обычно не до таких тонкостей, и сегодня все чаще и чаще можно услышать про "апгрейд компонента", когда его попросту меняют целиком. Замену мышки в компьютере, скорее всего, все-таки назовут "апгрейдом мышки", а добавку памяти - "апгрейдом памяти".

Такое словоупотребление может приводить к неоднозначностям, если некоторые компоненты сами представляют собой систему. Сейчас такие иерархические системы встречаются все чаще. Например, "апгрейд видеокарты" может означать как замену в компьютере одной видеокарты на более мощную другую, так и замену/добавку модулей памяти на плате самой видеокарты.

Стандарты

Все внимание при апгрейде обычно уделяется компонентам. Компоненты в большинстве случаев можно пощупать или посмотреть, именно они попадают в прайс-лист. Но первенство в широком распространении апгрейда я отдал бы невидимой части - стандартным интерфейсам.

Апгрейд возможен там и тогда, где и когда появляются многокомпонентные системы, основанные на стандартных интерфейсах.

Закон универсален, причем происхождение стандартов зачастую не так важно (см. "Четыре колонки", "Компьютерра" #5[233] от 9 февраля 1998 года). Автомобили, как правило, апгрейдятся на основе частных стандартов, установленных конкретными производителями самостоятельно, хотя есть исключения - апгрейд шин или автомагнитолы, установка сигнализации. Компания Microsoft являет пример подобного подхода с частными стандартами производителя в своих софтверных продуктах.

Более распространен случай существования стандартов, независимых от конкретных производителей - либо общественность "приватизирует" стандарт (как случилось в свое время с "IBM/PC-совместимыми" компьютерами или с набором команд Hayes-модемов), либо этот стандарт оформляется независимой организацией по стандартизации или (наиболее распространенный случай) консорциумом производителей. Бизнес по разработке отраслевых стандартов практически не присутствует в России и вполне заслуживает рассмотрения в отдельной "теме номера" (подробности на www.ice.ru/libertarium/stdev).

Компоненты

Для компьютеров, как типичной компонентной системы, апгрейд представляет просто способ их жизни у пользователя. Каждый компонент компьютера может существовать для нескольких стандартов и в рамках каждого стандарта иметь множество разнообразных вариаций. Минимальный набор комплектующих, чаще всего подвергающихся апгрейду в составе одного целого - компьютера:

  • Материнская плата
  • Процессор
  • Корпус
  • Память
  • Видеокарта
  • Монитор
  • Жесткий диск
  • Клавиатура
  • Мышь (и даже коврик для мыши)
  • CD-ROM-дисковод
  • Флоппи-дисковод
  • UPS (ИБП можно смело записать в необходимый компьютерный компонент, как монитор или клавиатура)
  • Звуковая плата (optional)
  • Видеоускоритель 3Dfx (optional)
  • Модем (optional)
  • TV-тюнер (optional) и т. д.

Межкомпонентные интерфейсы, которые применяются для объединения всех этих компонентов в единую систему-компьютер, непросто даже перечислить. Во многих компонентах также существуют дополнительные интерфейсы, по линии которых возможен апгрейд компонентов (добавка памяти в видеокарту, замена версии BIOS на системной плате и т. д.).

Примерно такое же положение дел с аудиоаппаратурой класса hi-fi (я здесь не учитываю вариант hi-end, где многие компоненты могут быть разделены еще на несколько):

  • CD-плейер (в hi-end разбивается на CD-транспорт, цифровой кабель и СD-конвертер)
  • тюнер
  • усилитель-коммутатор (интегральный усилитель в hi-end разбивается на предусилитель, межблочный кабель и оконечный усилитель);
  • акустические системы
  • активный сабвуфер
  • акустические соединители
  • межблочные соединители
  • стойки для аудиокомпонентов и стойки для акустических систем, шипы1 и т. д.
  • головные телефоны

В данном случае существование стандартов на интерфейсы между компонентами не так бросается в глаза, но эти стандарты, безусловно, есть: входные/выходные сопротивления компонентов, типы разъемов, уровни сигналов, выходная/потребляемая мощность и т. д., вплоть до стандартных формфакторов компонентов.

Главное при апгрейде - четко понимать, каким стандартам соответствуют те или иные интерфейсы различных компонентов. Компьютерный CD-дисковод и музыкальный CD-транспорт отнюдь не взаимозаменяемы, они включаются в свои системы по различным электрическим и механическим интерфейсам, хотя "начинка" их может быть почти одинаковой. Для продвинутых читателей можно предложить задание на дом: представить, из каких компонентов будет состоять музыкальный центр следующего (цифрового) поколения, и предположить, какова будет стратегия апгрейда для сегодняшних пользователей. Подсказка: обычный винчестер емкостью 10 Гбайт сегодня может нести 300 часов звука "почти CD-качества" (формат RealAudio), а стоимость его около 250 долларов.

В чем привлекательность апгрейда?

Часто для существенного подъема важных характеристик системы нужно потратить совсем немного. Правда, разные люди считают важными разные характеристики и согласны доплачивать каждый за свое.

Например, ноутбук у меня был с 32 Мбайт RAM, и я - по традиции - считал такой объем памяти вполне достаточным. Но как-то один знакомый запустил на моем ноутбуке системный монитор и сообщил, что по приборам нужно добавить памяти до 96 Мбайт. Я послушался и вложился в дополнительную память (меньше 10 процентов от общей стоимости ноутбука). Время старта всех задач уменьшилось вдвое. Интересно, сколько нужно было бы потратить для получения вдвое большей производительности по старту задач, если бы я тратил деньги не на память, а на более быстрый процессор или более быстрый жесткий диск? И, конечно, этот рецепт повышения производительности был верен только для меня, у большинства компьютеризированных детей, которых я знаю, планы апгрейда начинаются с видеоускорителя 3Dfx и продолжаются звуковой картой, а память часто идет на третьем-четвертом месте.

По старинной русской традиции, гостей я принимаю на кухне, на кухне же и работаю со своим ноутбуком, поэтому музыкальная система на кухне у меня и стоит. Год назад купил себе на кухню активный сабвуфер за 300 долларов к колонкам за 200 долларов пара. Я не представляю, сколько нужно было бы заплатить для "лобового" решения проблемы "кухонного" баса на том же уровне качества, приобретая более дорогие "обычные" колонки. К тому же сабвуфер весьма мал и стоит у меня на кухне под столом, а куда бы я на кухне дел весьма объемные "обычные" акустические системы, я не знаю.

Та же история произошла с аудиокабелем. Я, как и большинство моих друзей, не считал межблочный кабель полноценным аудиокомпонентом, зато считал рассуждения о его влиянии на качество звука типичной лженаукой. Спасибо продавцу, который просто уговорил меня "послушать" разные кабели - я до этого эксперимента искренне считал, что разницу в кабелях я просто не услышу. И тупо бы завидовал звуку вдвое более дорогой техники. В результате, добавив 100 долларов к цене обычного аудиокабеля, соединяющего проигрыватель компакт-дисков с усилителем, я получил такое же улучшение качества звука, как если бы купил новые, вдвое более дорогие усилитель и проигрыватель. Полезно помнить, что между двумя интерфейсами (в данном случае разъемами RCA) всегда есть место для дополнительного компонента.

Купив адаптер флэш-памяти к цифровому фотоаппарату (простой переходник между интерфейсом SmartMedia и интерфейсом PC Card - меньше 10 процентов от цены фотоаппарата), я минимум в десять раз уменьшил время извлечения из него файлов-фотографий. А заменив в нем по совету Козловского обычные батарейки на идентичные по интерфейсу (форм-фактор, напряжение) никель-металлгидридные аккумуляторы, я увеличил в пять раз время его работы без замены источников питания.

Перейдя со старинных программ UUCP-протокола приема электронной почты на программы POP3 (бесплатно по деньгам, но с потерей некоторого количества драгоценного времени), я уменьшил время приема почты на порядок. Замена интерфейса (вернее, установка новой программы, поддерживающей POP3) "окупилась" за неделю, дальше пошел чистый выигрыш.

Но это все о добавлении и/или замене компонентов. А что происходит с системами?

Обмен веществ

Михаил Монастырский, с 1991 года занимающийся Интернет-провайдингом в Ростове-на-Дону, как-то заметил, что Интернет-сервер на PC стоит всегда 3500 долларов. Так было в 1991 году при покупке первого сервера, так было в 1994 году при покупке второго, так оказалось и в 1996 году, когда он рассказывал мне эту историю при покупке третьего. Я думаю, ничего не изменилось: наверняка замечание Монастырского про постоянство стоимости Интернет-сервера сегодня тоже выполняется. Другое общеизвестное наблюдение гласит: домашний компьютер нужно покупать за 1300 долларов, а более дешевые машины уже считать безнадежно устаревшими. Конечно, за одни и те же деньги в разное время пользователи получали совершенно разные по возможностям компьютеры. Я бы затруднился как-то сравнивать машины 1991-го и 1998 годов... Основное отличие - не в производительности и системе команд, а в возможности апгрейда современных систем.

Законы о постоянной стоимости верны только для покупок начальных систем (наборов компонентов). Но в эпоху апгрейда подчас о системах нельзя точно сказать, когда они куплены! В компьютере Козловского на сегодня не осталось ни одного компонента от первоначально купленного набора. У меня то же самое произошло с кухонной аудиосистемой. Такой вот обмен веществ... пардон, органов, то есть компонентов в системе. Системы "рождаются", "растут", потребляя новые компоненты и избавляясь от старых, "воспитываются"... Любите ли вы детей? Но компонентные системы не совсем дети.

Апгрейдный цикл начинается с разовой покупки функционально законченной компонентной системы, затем идет длинная череда разнообразных апгрейдов, одни компоненты заменяются, другие добавляются. В какой-то момент становится ясно: никакие апгрейды этой системе уже не помогут. Проще пойти в магазин, выбрать новую систему (набор компонентов) покруче и попытаться забыть об апгрейде на два года. Но уже через год ограничения купленной техники станут явными, и через полтора года технику нужно будет опять куда-нибудь "подарить", а себе купить новую "стартовую" систему за такую же сумму, но на основе современного набора стандартов. Апгрейдный цикл затем повторяется и становится все короче и короче. Знакомая модель? Это же модель наркозависимости!

Фармакокинетика апгрейда

Как только была замечена аналогия с наркозависимостью, стало возможным смело применять соответствующий описательный аппарат, который дает фармакокинетика - наука, изучающая изменения во времени концентрации в организме лекарственных (в том числе наркотических) веществ в зависимости от различных схем приема.

"Полезность" компонентной системы в данном случае можно отождествить с концентрацией наркотика, причем полезность выразить непосредственно в деньгах. На мой взгляд, полезность тех или иных систем убывает со временем примерно по тем же законам, что и концентрация наркотика. А концентрация падает со временем в силу самых разных причин (скорость этого падения обычно характеризуется "периодом полураспада", когда концентрация падает вполовину). Следовательно, в нашем случае можно измерить скорость "морального старения" компьютера или аудиосистемы временем падения его рыночной стоимости до половины от начальной величины (физическое старение в расчет не берем).

Ударной (начальной) дозой, конечно, является покупка базовой системы. "Полезность" в этот момент равна покупной стоимости. Далее полезность падает, и способом поддержания полезности (концентрации наркотика) начальной системы для владельца является своевременная замена в ходе непрерывного апгрейда тех или иных компонентов. Этому в фармакокинетике соответствуют поддерживающие дозы - нужны деньги на закупку компонентов и обслуживание. Если не проводить апгрейд, полезность системы для ее владельца будет резко падать, и пользователь начнет ощущать неудобства "низкой концентрации". Закон есть закон - технически ничего не ломается, все работает, а пользователь недоволен просто потому, что прошло время. Более того, аппетиты обычно растут во время еды, и прирост субъективно ощущаемой полезности на единицу поддерживающей дозы (вкладываемых в докупку компонентов денег) скоро не будет удовлетворять нашего апгрейдомана. В какой-то момент он замечает: каждая доза апгрейда, поддерживающая или увеличивающая полезность, обходится ему слишком дорого. И тогда он сменит наркотик на более сильный: купит новую базовую модель, потребительские качества которой определяются другим набором стандартов (системных интерфейсов). Например, вместо системной платы на базе Socket 7 покупается плата, использующая Slot 1, ибо иначе многие апгрейды оказываются недоступными. Конечно, такая замена не означает конца истории. Весь цикл непременно повторится.

Задача оптимизации апгрейда ставится в "фармакокинетической" метафоре похожим образом: максимизация площади под фармакокинетической (апгрейдокинетической?) кривой зависимости концентрации (полезности) от времени и выравнивание ее колебаний при минимизации начальной и поддерживающих "доз".

Фармакокинетическое понятие передозировки (избыточной, не используемой концентрации) к апгрейдам тоже применимо. Часто встречаются такие странные действия, как покупка двухпроцессорных серверов в качестве секретарской пишущей машинки. Также часто встречается закупка "на вырост" современных компонентов (звуковых плат, видеоускорителей), безнадежно устаревающих к моменту действительного их использования.

Конечно, фармакокинетическое описание не является единственным. Более того, апгрейды чаще описываются в терминах "инвестиции", "дисконтирование", "амортизация".

Апгрейд - это надолго

Мир изменился в очередной раз. Как-то постепенно и незаметно человечество перешло на компонентные системы, а с ними пришел вечный апгрейд как способ существования.

Ахиллес, конечно, догонит черепаху. С софизмами бороться проще, чем с парадоксами, ошибку в рассуждениях можно исправить или просто проигнорировать все рассуждение, ответив действием на черепаший вызов. Ахиллес имеет теоретическую и практическую возможность выиграть гонку.

Но массовый потребитель в погоне за окончательным апгрейдом не победит никогда. Эта безумная гонка отнюдь не с черепахами, а с другими людьми: инженерами, продавцами, маркетологами, экспертами по стандартизации, изобретателями. Эпоха бесконечных апгрейдов только начинается, и с ней приходит апгрейд-ориентированная бизнес-модель.

 

Cегодняшние варианты апгрейда музыкальных компонентных систем и компьютеров характеризуются примерно одним уровнем цен и сложностью стратегий.

Владельцы аудиосистем часто не проводят апгрейд просто потому, что не догадываются о его возможных выгодах. Толстые глянцевые аудиожурналы не часто делятся секретами апгрейда с теми, кто хочет модернизировать аудиосистемы стоимостью ниже 1000 долларов. Приходится читать "между строк" или по-английски. Я приведу здесь несколько весьма спорных рекомендаций.

Прежде всего, смените комплектный тоненький кабель, идущий от мини-центра к колонкам, на специальный толстый акустический - недорогие кабели стоят от 2 долларов за погонный метр. Акустический кабель - вполне полноценный аудиокомпонент (существуют десятки их разновидностей с различными характеристиками), имеющий стандартный интерфейс подключения.

Затем смените колонки - пара за 200 долларов вполне подойдет (не забудьте интерфейсные характеристики: мощность, сопротивление).

Обязательно добавьте к системе активный сабвуфер за 150-250 долларов (интерфейс: либо через специальный выход для сабвуфера, либо прямо от выхода усилителя параллельно основным акустическим системам). Не верьте, что сабвуферы хороши только для воспроизведения бас-гитары. Подумайте, скажем, о том, как относительно крохотные динамики обычных колонок воспроизводят звук большого барабана. Взрывы и прочие эффекты меня не волнуют, мы же говорим о музыке?

Смените собственный (идущий в комплекте) соединительный кабель мини-центра на хороший, это обойдется еще в 50-150 долларов. Интерфейс: разъемы RCA.

На небольшую полускачанную велосипедную шину положите фанерку, поставьте на нее вашу аппаратуру и положите сверху мешочек с сухим песком. Эта супердешевая конструкция вполне сможет конкурировать по влиянию на качество звука со многими лучшими антивибрационными стойками для аппаратуры. Интерфейс: ножки аппаратуры, через которые передаются вибрации.

Включите аппаратуру в сеть через компьютерный кондиционер питания, ибо некоторые импортные кондиционеры помогают чрезвычайно. Интерфейс: сетевой разъем.

Затем смените усилитель (интерфейс: RCA-выход CD-проигрывателя есть даже у простейших мини-центров, тонкости типа входных/выходных сопротивлений и уровней сигнала не так важны). CD-проигрыватель можно поменять последним. К этому моменту вы уже будете понимать, чего на самом деле хотите от звука и аудиоаппаратуры: панорамы, глубины сцены, прозрачности, резвости, мягкости или чего-либо еще.

Ни на секунду нельзя забывать, что все компоненты должны звучать друг с другом, без прослушивания в составе конечной системы покупать компоненты нельзя! Компакт-диски (тоже компонент, и у них стандартный интерфейс "подключения") нужно приносить в магазин обязательно свои, причем любимые. Заочно (по рекомендациям) ничего покупать нельзя: слушать нужно самостоятельно, причем разным людям нравится разный звук, стандарта тут нет. Мои звуковые пристрастия коренным образом отличаются от пристрастий большинства продавцов звукотехники, а также от пристрастий многих моих друзей.

А далее - вечный апгрейд, как и в случае любых других систем. Скажем, апгрейд сабвуфера. Массовое распространение в качестве стандартизированного по интерфейсам подключения компонента аудиосистемы сабвуфер получил только в последние три-четыре года. Я считаю, что без него слышна только половина музыки, на сабвуфере за 200 долларов в техномузыке некоторые басовые ритмы не слышны вовсе (все сливается в одно громкое, но не слишком внятное бубнение), на сабвуфере за 400 долларов на басах уже заметны кое-какие ритмы, а на сабвуфере за 700 долларов эти ритмы слышны хорошо. А если сабвуфер стоит более 1000 долларов, он уже не бубнит.

Компьютерные звуковые системы тоже нужно строить так, чтобы апгрейд был возможен. Рассматривайте звуковую плату компьютера как один из источников, такой же аудиокомпонент, как CD-проигрыватель, но имеющий также интерфейс компьютерной шины. Тогда ко всем остальным аудиокомпонентам можно применить все техники построения и дальнейшего апгрейда "обычных" музыкальных систем.

Disclaimer: вам не понравится звук ни одной из аудиосистем, полученных в ходе бесконечного их апгрейда. Нет предела совершенству, и вы никогда не сможете уничтожить в себе желание сапгрейдить что-нибудь еще. Апгрейдоманом аудиоаппаратуры (здесь это называется "аудиофил") становятся очень быстро: чем более хорошее звучание вы будете слушать каждый день, тем больше недостатков в нем вы будете обнаруживать.


1 Шипы (конусы) - механические аудиокомпоненты, служащие для виброизоляции; бывают достаточно дорогими.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.