Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Терпение, или Норовя надуть

Архив
автор : Евгений Козловский   10.11.1998

Вред или польза действия обусловливается совокупностью обстоятельств.
Глупец гадает; напротив того, мудрец проходит жизнь как огород, наперед зная, что кой-где выдернется ему репа, а кое-где и редька.
Не уступай малодушно всеобщим желаниям, если они противны твоим собственным; но лучше, хваля оные притворно и нарочно оттягивая время, норови надуть своих противников.
Из "Сочинений Козьмы Пруткова"

С первого, кажется, дня, как я приволок домой свой первый компьютер, XT-подобный Robotron, я раскладываю компьютерные пасьянсы (франц. la patience - терпение). Полагаю, что, если суммировать время, проведенное за этим пустым занятием, и сравнить его со всем остальным моим машинным временем, первая сумма заметно превысит вторую. Чем раскладывание пасьянса лучше или хуже гонок по коридорам "Квэйка", сдвигов-поворотов тетрисных многоугольников или, скажем, игры в виртуальные шахматы, - я, право, и не знаю: все, наверное, зависит от характера или чего-нибудь... этакого. Но мое пристрастие к пасьянсам подобно пристрастию к табаку: такова же, примерно, тяга, столь же сложно отказать себе в удовольствии, попытаться отвыкнуть. Где-то в Евангелии сказано, что нельзя соблазну не прийти в мир, но горе тому, через кого он приходит. Если я посредством этого "Огорода" заражу кого-нибудь своей страстью, гореть мне, наверное, в Геенне Огненной. Но страсть на то и страсть, что не подвластна ни рассудку, ни морали.

Карточные пасьянсы, разумеется, древнее компьютеров, но компьютерные пасьянсы вполне соответствует скоростям жизни компьютерного века. Казалось бы, не все ли равно: провести четыре вечерних часа в субботу за аккуратной, неспешной, успокаивающей (или, напротив, распаляющей) нервы раскладкой-перекладыванием карт на скатерти, успев сыграть любимый пасьянс раз шесть (из которых он ни разу не сойдется), или за те же четыре часа прогнать пасьянс раз шестьдесят (основное время в случае карт реальных уходит на их первоначальную сдачу да на поправку плохо легшей карты), - однако у меня, в случае натуральном, возникает ощущение теряемого зря, пропадающего времени. Чушь, правда? Оно ведь так и так пропадает... Зато моей жене, компьютером пользующейся исключительно для дела и его органически не любящей, компьютерный пасьянс не способен доставить и малейшего удовольствия: она уверяет, что главное - это как раз неторопливое, терпеливое общение с глянцевыми картонными прямоугольничками.

Как-то, не помню в какой книжке, я прочел, что один из персонажей, раскладывая пасьянс, сам с собою порой мухлюет. Забавно. Это была чуть не единственная характеристика, но образ сложился мгновенно и вполне определенный. С компьютерными пасьянсами этот номер, как вы понимаете, не проходит. Да и случайной ошибки в следовании правилам не сделаешь.

Пасьянсы, прикладываемые к Windows, меня давно не устраивают: с тех самых пор, как я познакомился с совершенно замечательной их коллекцией от Interplay Productions под названием Solitaire Deluxe (Solitaire - это тоже "пасьянс"; слово, вероятно, связанное с solo, одиночеством). Не помню уж, кто именно принес мне две дискетки с этой программой, написанной еще под Windows 3.1, и с тех пор она служит мне верой-правдой, не разу не зависнув и не вызвав за несколько лет эксплуатации практически ни одного нарекания (ну, разве что тут, среди 24 пасьянсов не нашлось места одному из моих любимых: canfield, - но тот же Прутков раз, наверное, пятнадцать уверял в своих "Афоризмах", что необъятное объять все равно невозможно и что надо плюнуть в лицо человеку, который утверждает противное). Перед написанием этого "Огорода" я предпринял в Сети поиск по словосочетанию "Solitaire Deluxe" плюс "Interplay" (игра выпущена во вроде совсем и не давнем 1995 году, а поди ж ты: в About'е нету www-адреса!), обнаружил тысячи ссылок и, попав по одной из первых на сайт компании (www.interplay-store.com/noflash/index.html), выяснил, что уже есть вариант для Windows 95/98 (как и все еще продающийся вариант для Windows 3.1, он стоит всего 19,95 доллара). Но кризис превратил мою кредитную карточку в сувенир, напоминающий о несправедливо хороших временах, и я не сумел позволить себе обновление. Надо полагать, что где-то в Сети лежат и ворованные варианты, но до них я так и не добрался, проведя в поисках около часа. Возможно, вам повезет больше и вы мне даже бросите ссылочку.

Графика у программы изумительная, на выбор вы имеете 29 (!) карточных рубашек (правда, некоторые из них - просто цветовые вариации соседних, но глаз и такие вариации радуют) и 25 скатертей, причем одна из них - bit map на выбор, так что можно, как, например, я, использовать собственноручные фотографии или даже что-нибудь нарисовать.

Из двадцати четырех предоставляемых программой пасьянсов (среди них приблизительно половина - на две колоды; карты там довольно мелки, но все же вполне различимы) я постоянно и циклически раскладываю шесть: Calculation, Four Corners, Golf, Klondike, Pyramid и Three Shuffles and a Draw. Почему? Да, видно, как привык еще в DOS-варианте к правилам, так, выходит, этих шести мне и хватает до сих пор. Может, консерватизм возраста...

Первый, Calculation: нужно разложить всю колоду на заранее подготовленные двойки по следующим правилам: на первую класть карты подряд: тройка, четверка, пятерка и т. д.; на вторую - через одну: четверка, шестерка, восьмерка...; на третью - через две и на четвертую - через четыре. Карты, которые не ложатся в кучки, можно класть одну на другую на любое из четырех полей под ними. Забирать их назад можно, естественно, только если они верхние.

Вроде бы все просто, однако пока последовательность карт не выучивается, как таблица умножения, и не выясняются некоторые закономерности (вроде тех, что короли - замыкают кучки, так что если они запирают какую-нибудь карту, пасьянс вряд ли сойдется; не столь очевидно и окончательно, но аналогичную роль играют и девятки; дамы же, напротив, должны быть под рукой, потому что практически так выходит, что, когда они спрятаны "временным сносом", извлечь их в нужный момент удается редко) - победить непросто. Чем дольше ты играешь в "Калькуляцию", тем очевиднее становится факт, что от твоего умения тут зависит едва ли не больше, чем от расклада. Чем, в сущности, этот пасьянс и привлекает меня едва ли не сильнее других. Причем, если нету особого невезения в раскладах (такие периоды заставляют думать о превратностях фортуны), сходится из каждого десятка пасьянсов по семь-восемь.

Golf в этом отношении - полная противоположность "Калькуляции": там от тебя не зависит практически ничего - только от расклада. Нет, конечно, требуется внимание - на третьем часу игры (особенно когда он совпадает с третьим часом ночи) начинаешь пропускать очевидности, - но даже когда не пропускаешь ничего, шанс, что пасьянс сойдется раньше, чем с сотой попытки, близок к нулю. Его раскладка воспитывает характер почти так же хорошо, как жизнь в этой стране...

Правила совсем просты: полколоды лежит в семи столбцах по пять карт в каждой, одна - в центре внизу, а рядом с нею - кучка оставшихся, рубашкою вверх. Нужно набирать по восходящей или нисходящей карты от этой центральной. Когда набирать больше нечего, остается вскрывать очередную из запасной кучки. Когда та кончается, вы проиграли.

В общем, конечно, бывают случаи, когда перед вами разветвление; но, когда проверяешь вариант, выясняется, что от пути, который ты выбрал, зависело мало. Совершенно почти как с судьбой в России. Еще одна забавная мудрость, которой учит "Гольф" (бокс, говорят, тоже): можно по очкам набрать гораздо больше, чем победив вчистую: подсчитывается длина последовательности снятых карт. Если вы, положим, от первой выложенной карты прошлись по тридцати из тридцати пяти, а остальные карты кучки не дали ни одной зацепки, вы можете набрать две с половиной тысячи очков; если же вы сняли все карты, но сравнительно короткими сериями, счет может едва-едва достичь двух тысяч. Тем не менее, я, например, подлинную радость получаю только от полной очистки скатерти...

(Тут, в скобках, поясняю возможности, предоставляемые Solitaire Deluxe; их меньше, чем в реальных, картонных картах, но все же больше, чем в реальной, некартонной, жизни: вы можете взять назад последний ход; вы можете повторить расклад последней игры; как и в жизни, вы можете записать игру - что-то вроде мемуаров, - а потом ее прочесть... и прослезиться; сохраняется и счет десяти игр, причем в списочек попадают только те числа, которые больше чисел хранимых.)

Подобна по КПД и отчасти философии и "Пирамида". Здесь правила пожестче, чем мне приходилось встречать в компьютерных вариациях на эту же древнеегипетскую тему: вам недостаточно убрать пирамиду - вы должны нейтрализовать и все карты из запаса. От вас здесь зависит тоже довольно мало, и сходится пасьянс весьма редко. Правила просты: исчезают карты, в сумме дающие тринадцать очков (например, пятерка с восьмеркой, дама с тузом или четверка с девяткой; король сам идет за тринадцать и исчезает без вздоха и упрека, где б ни лежал: в запасной колоде или в самой пирамиде). Удивительно, но дети младших классов особенно любят именно "Пирамиду": простейшая арифметика, которой им в "Пирамиде" приходится заниматься, доставляет удовольствие своей податливостью.

Еще одно свойство "Пирамиды", позволяющее избежать при внимательном начальном взгляде лишних душевных и телесных движений: способность сразу после сдачи оценить непременную несходимость (сходимость оценить невозможно в принципе): когда внизу лежат три-четыре карты, пары к которым застряли далеко наверху. Тоже - тренировка для жизни...

Klondike - в русском просторечии "Косынка" - известен, вероятно, всем, ибо беспременно включается в Windows как минимум с версии 3.1, в которой рекомендуется в качестве тренажера для обращения с окнами. В "Клондайке" все крайне просто: разноцветные соседние карты кладутся друг на друга по убывающей, встречающиеся тузы основывают результирующие кучки; на свободное пространство положить можно только короля. Правила настраиваются, но в наиболее употребительном их варианте карты из колоды-запаса раскрываются сразу по три, так что, зная, что нужная лежит где-то посередине или внизу этой тройной раскрышки, можно попытаться отрегулировать ее появление сверху при следующем цикле пересмотра колоды.

"Клондайк" порою сходится с первого-второго раза, порою же сопротивляется часами. Логика, которая предлагает человеку, стоящему у входа в метро или большой универмаг, пропустить выходящих (ибо находящихся внутри всегда меньше, чем находящихся снаружи), подсказывает при двух вариантах перекладывания карт предпочитать карту из "косынки", а не из колоды, однако порою бывает, что именно нарушение логики приводит к победе. Тут уже должен работать тандем "удача и интуиция". Тоже важное наблюдение для жизни.

Странным особняком стоит пасьянс Three Shuffles and a Draw - "Три пересдачи и вытягивание": он намекает, что, дескать, когда не заладилось, можно пересдать, а когда и это не помогает - одну карту из середины вытянуть. (Отчасти это напоминает и того самого героя книги, который мухлевал сам с собой.) С одной стороны - здесь подвергается сомнению четкая детерминированность мира. С другой - задавая именно три сдачи и именно одно вытягивание (а не, скажем, шесть и три или два и четыре), пасьянс наводит на мысль о всяческих мифах и сказках про три желания, которые (мифы и сказки) тоже ведь не на пустом месте выросли и отражают, возможно, не одну человеческую психологию, но и какие-нибудь скрытые законы бытия.

Правила требуют сложить внизу четыре колоды по мастям: подряд с двойки до туза, - причем освобождать нужные карты можно, только убирая крайние в кучках на ближайшие старшие с совпадением масти. Если после сдачи вы видите, что все четыре двойки заперты королями, понятно, что вам не удастся сделать ни одного хода. Но у вас есть в запасе еще две сдачи. Хотя, как показывает опыт, они уже вряд ли помогут. Опыт подсказывает и пользу от сохранения единственной попытки произвольного вытаскивания карты до самого последнего момента, лучше всего - до третьей сдачи. Хотя бывают случаи, что, внимательно посмотрев на расклад и уловив его строение, его закономерность, его, если угодно, характер, вы первым же ходом вытаскиваете из серединки нужную карту, после чего все идет как по маслу даже без пересдач.

Последний из моей серии пасьянс - Four Corners, "Четыре угла", - самый какой-то неинтересный и бесхарактерный. Довольно легко сходящийся. Надо собрать по масти и восходящему порядку четыре стопки по углам, а внутренний крест использовать в качестве временной резервной стоянки для неподходящих карт, открываемых из лежащей слева колоды. Единственная, пожалуй, философская польза, которую можно из этого пасьянса извлечь: определить в какой-то момент (когда, например, одна из ближайших кандидаток попасть на уголок погребается под последней или предпоследней картою этого уголка), что затея была пустая - и не продолжать ее зря, а смиренно смириться с поражением. Приблизительно то, что было как-то высказано Воннегутом в одной из его книг: дай мне, Боже, силы менять то, что от меня зависит, мужества - принимать не зависящее от меня и мудрости - отличать первое от второго.

Закончу же "Огород" четвертой цитатой автора трицитатного эпиграфа: "Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.