Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как я учился в Америке

Архив
автор : ДМИТРИЙ САРЖИН    03.11.1998

Это было давно, кажется, в прошлую пятницу.
А. А. Милн

Все описываемые здесь события происходили давным-давно. Но изменилось ли что-нибудь с тех пор? Читайте и судите сами.

В 1994 году между Рыбинским авиационным технологическим институтом и Фитчбургским государственным колледжем (штат Массачусетс) проводился обмен студентами, обучающимися по специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем". Он предполагал полугодичное (один семестр) обучение российских и американских студентов за рубежом, их знакомство с системой образования и образом жизни сверстников.

Отбор был суров. Но справедлив

Для того чтобы попасть на обучение, необходимо было пройти очень жесткий отбор в родном институте (тогда он еще не назывался академией). Основными требованиями являлись знание языка и хорошие показатели в учебе. Я любил английский язык, окончил несколько факультативных курсов, работал переводчиком у американских миссионеров, кроме того, у меня были в Америке друзья по переписке. В учебе я также не отставал, три курса закончил без единой четверки, делал доклады на студенческих конференциях, занимался научно-исследовательской работой, участвовал в работе профкома. В общем, у меня были все шансы поехать учиться.

Первоначально в группу предварительной подготовки было отобрано шестнадцать студентов. Через пару месяцев, как в известной считалке, их осталось шестеро. В Америку, после дополнительного полугодового обучения американским преподавателем, должны были поехать трое. Я оказался среди трех счастливцев.

Каким я увидел колледж

В Фитчбург мы приехали ранней осенью, еще до начала занятий. Правда, осень в Массачусетсе скорее походила на наше лето, светило яркое солнце, люди ходили в шортах и футболках. Учебные здания были закрыты, общежития тоже, на территории студенческого городка работала только полиция, и теплилась жизнь в одном домике - общежитии международных студентов. Как раз в нем меня и поселили.

Колледж представляет собой комплекс учебных зданий, разбросанных на довольно большой территории (много десятков гектаров, причем вся земля - собственность колледжа). Здесь были общежития, большая библиотека (с кафе и баром), столовая, полицейский участок, спортивный комплекс и стоянки для автомашин. В колледже одновременно обучается около трех тысяч студентов, поэтому все помещения созданы с расчетом именно на такое большое количество людей.

Я выбираю

Сразу после начала занятий колледж наполнился бурной жизнью. Одна из первоочередных задач студента в начале семестра - быстро подобрать подходящие для себя курсы. Дело в том, что студент за год должен сдать определенное количество предметов, перечень которых определяется им самостоятельно (естественно, в рамках специальности). Таким образом, имея на руках схему необходимых курсов и их требований, студент начинает выбирать себе загрузку на семестр. Нагрузка курса считается в лекционных часах в неделю. В среднем на один курс отводится 2-3 часа в неделю, а всего необходимо набрать от 8 до 12 часов. Таким образом, приходится выбирать от трех до шести курсов в семестр. Курсы нужно выбирать как можно раньше, так как на любом курсе число студентов не превышает
25-30 человек. Есть даже понятие бронирования, когда преподаватель обязуется взять данного студента на свой курс (для этого пишется специальная бумага). На каждый курс установлены расценки, в зависимости от количества часов в неделю и квалификации преподавателя. После начала семестра в течение месяца можно поменять курсы: выбросить одни, взять другие. Например, я сначала решил изучать социологию, но после первого проверочного занятия, где в течение 45 минут необходимо было ответить на 60 довольно сложных вопросов, решил, что ее изучение можно продолжить в России в более спокойной обстановке. В течение трех месяцев с начала семестра можно прекратить занятия на курсе без получения неудовлетворительной оценки. Правда, деньги за курс возврату не подлежат.

После выбора курсов студенты приобретают учебные пособия в библиотеке колледжа. Это довольно дорогое удовольствие, ибо каждый учебник стоит от 20 до 100 долларов, а требуется их немало.

К стоимости обучения добавляются затраты на медицинское обслуживание (в колледже есть медпункт), занятия физкультурой (посещение спортзала), компьютерное обеспечение (компьютеры, лазерные принтеры, бумага, Интернет, модемы), культурную программу (существует множество заранее запланированных мероприятий), библиотечное обслуживание и многое другое. Конкретная цена услуг сильно зависит от типа колледжа (государственный или частный, престижный или не очень) и места жительства студента (внутри штата, из другого штата или из-за границы).

Процесс учебы пошел...

Во время обучения много внимания уделяется самостоятельной работе студентов. Лекции служат формальным средством получения знаний, причем на них преподаватель либо будет высказывать свои мысли по изучаемому предмету, либо сошлется на литературу. Как правило, студенты не конспектируют лекции, так как весь материал есть в учебниках или раздается в напечатанном виде. Конечно, на лекции можно получить довольно много важной информации, но все же самостоятельной работе, дома или в библиотеке, отводится решающая роль. Часто на дом предписывается выполнение какой-либо проверочной работы, контрольных заданий.

Большинство американских студентов предпочитают учиться вдали от родного дома, без финансовой поддержки родителей, поэтому параллельно с обучением они вынуждены работать, чтобы оплатить счета за образование и проживание. Я тоже во время учебы в колледже работал на кафедре программирования (писал пакетные файлы операционной системы сервера) и на кафедре математики (обобщал результаты опроса больных синдромом хронической усталости).

Великовозрастные студенты

Я выбрал несколько курсов на уровне колледжа, а один курс, по сетевому программированию под Unix, на уровне магистратуры. Меня сразу поразил возраст студентов, обучающихся в магистратуре. На лекциях приблизительно 90 процентов студентов были в возрасте от 30 до 40 лет. Это связано, на мой взгляд, с большими материальными затратами на обучение и привычкой к самостоятельной жизни. Большинство американцев не могут в юности самостоятельно оплачивать учебу в колледже и последующее обучение в магистратуре. Они также боятся самого процесса обучения из-за сложности приобретения знаний и высоких экзаменационных требований.

Технология обучения

Обучение в колледже построено на полной добровольности, вплоть до выбора предметов и преподавателей, а также отсутствии очевидных стимулов учиться лучше.1 Действительно, отчисленным студентам не грозит армия, а все учащиеся, вне зависимости от уровня знаний, платят за образование одни и те же деньги. Стипендии могут дать только в исключительных случаях, поэтому получение высокой итоговой оценки решающего значения не имеет.2 К тому же американцы выполняют лишь обязательную программу, не проявляя особой творческой инициативы. Правда, они делают это с завидной пунктуальностью и могут в течение нескольких месяцев ежедневно изучать какой-либо предмет по 15 минут в день. Лично мне никогда не удавалось совершить такой подвиг.

Если сравнивать объемы курсов, то в российских вузах на них отводится почти в два раза больше времени (около 30 часов в неделю). Это же касается практической и самостоятельной работы студентов.

Достоинство отечественной системы обучения - летняя практика. Такой практики у американцев нет.3 Есть платные курсы повышения квалификации, которые не являются обязательными для получения диплома бакалавра.

Обязательным элементом обучения являются курсовые работы. Уровень таких работ в российских вузах довольно высок и, на мой взгляд, соответствует уровню выпускной работы по предмету в американских колледжах.

Дипломная работа у инженера-программиста по уровню также соответствует выпускной исследовательской или практической работе на степень магистра в магистратуре американских вузов.

Матчасть колледжа

Огромным преимуществом обучения за рубежом я считаю высокий уровень оснащения вычислительной техникой и богатые библиотечные фонды. Колледж, в котором я учился, имеет большую библиотеку, расположенную в четырехэтажном здании. Доступ к стеллажам с литературой свободный. На все здание приходилось два-три библиотекаря, и система работы библиотеки строилась на предположении, что книги не воруют. Меня поразила общедоступность компьютеров и развитость средств коммуникации. В библиотеке также были компьютеры, используемые для поиска книг, причем искать можно как в самом книжном фонде колледжа, так и в других библиотеках штата Массачусетс и по всей Америке. Особенно меня удивляло то, что вся эта техника напрямую подключена к Интернету.

В той же библиотеке размещались общедоступные классы компьютеров, предназначенных для решения домашних заданий студентами различных специальностей. Большинство преподавателей выставляли обязательное требование - предоставить результаты работы в печатном виде, особенно это касалось языковых и математических курсов. Для этого имелось достаточное число лазерных принтеров. В российских вузах из-за отсутствия печатающих устройств и бумаги выполнение таких требований было бы невозможно.

На первых же занятиях по английскому языку для иностранных студентов (а таких было немало) мы сели писать сочинения за Macintosh. В колледже я в первый раз увидел "живой" Macintosh. Он стоял в комнате у соседа и использовался им исключительно как печатная машинка. С Macintosh у меня произошла забавная история. Во время практических занятий по английскому языку с использованием компьютеров я вставил дискету в узкую щелку дисковода, даже не подумав о том, как я ее оттуда достану. После успешного форматирования (система предлагает сделать это автоматически) и записи нужной информации у меня возникло желание забрать свой диск обратно. О ужас, кнопки извлечения диска нигде не было! Безуспешно обшарив весь блок компьютера, я подошел за помощью к оператору, сидевшему в этом же классе за соседним столиком. Оказалось, что надо просто бросить иконку гибкого диска в нарисованный на экране мусорный ящик и получить свое сокровище обратно.

Здесь же я впервые ознакомился с операционной системой Windows, о которой у нас я только слышал на лекциях и читал в журналах. Программировать в ней тогда я так и не попробовал, со временем было туго, но запомнил, что Visual Basic, используемый у них на некоторых курсах по программированию, позволяет писать программы очень быстро и просто.

Окно в мир

Студентам-программистам и их преподавателям принадлежало в колледже целое здание. В нем находились классы с различными типами компьютеров: 386-ми, 486-ми, Pentium и рабочими станциями Sun. Там же находился всеми любимый класс с сорока терминалами для VAX. Здесь всегда было людно. С помощью терминалов очень быстро и удобно отправлять и получать электронную почту. Каждому в колледже был дан электронный адрес и дисковое пространство в 10 Мбайт, поэтому любителей посидеть за компьютером было много. Я сразу примкнул к их компании. Сначала помаленьку начал осваивать азы электронной почты, затем увидел, что это удобно и интересно. Я раздобыл информацию о серверах подписки. Попробовал один, затем другой. В итоге ежедневно стал получать не один десяток писем. Во время пятнадцатиминутного перерыва между занятиями я успевал пройти в здание с терминалами и прочитать свежую почту, а если позволит время, ответить на некоторые письма.

В самом конце моего пребывания в США я познакомился со всемирной сетью Интернет, используя браузер Mosaic в классе рабочих станций Sun. О том, как пользоваться браузерами, в те времена знали даже еще не все преподаватели. То, что я увидел, мне очень понравилось. Скорость работы была высокой, так как Unix'ы были напрямую соединены с Бостоном, а оттуда - оптоволоконным кабелем с Нью-Йорком. Вообще, в плане вычислительной техники колледж был прекрасно обеспечен, уже несколько лет там работала оптоволоконная связь между центральными зданиями.

Моя учеба

Отличительная особенность многих российских студентов заключается в том, что выполнение курсовых работ они оставляют на самый конец семестра, а затем, авралом, разгребают все накопившееся.4 Не был исключением и я. Курсовую работу по сетевому программированию, которую необходимо было делать со второй недели семестра, я постоянно откладывал. В итоге за последние две недели мне предстояло выполнить очень много. К счастью, я был не один. Оказалось, что студенты из Индии (родственные души) действовали аналогично. Я сел за книжки, просиживал в лаборатории программирования сутками и сделал всю программу практически за неделю.

В это время у меня произошел любопытный случай. Все помещения с учебными классами в колледже работают до 10, а библиотека - до 12 часов вечера. Затем двери переводятся в состояние, когда из помещения выйти можно, а вот войти - нет. У программистов технику на ночь стараются не выключать, да и свет бывает включенным всю ночь, поэтому я остался поработать подольше. В два часа ночи двое полицейских (в каждом американском колледже есть полиция, обеспечивающая безопасность на территории студенческого городка), совершая обход помещений, зашли в класс, где я занимался курсовой работой по сетевому программированию. Они не смогли поверить столь усердному рвению студента в приобретении знаний и стали выяснять, кто я такой. К счастью, у меня была с собой пластиковая карточка студента, выдаваемая каждому учащемуся. В такой карточке содержится полная информация о студенте и учебном заведении. Закончилось все тем, что они вежливо попросили меня покинуть помещение и впредь не заниматься так долго. Затем, даже не подождав, когда я уйду, полицейские вышли из здания.

И на Солнце бывают пятна

Сразу скажу и о недостатках обучения, с которыми мне пришлось столкнуться. Все техники и преподаватели владели (в смысле умения работать) только стандартным, легально приобретенным, программным обеспечением. Как вы знаете, у нас в России, в результате свободного отношения к авторским правам, у преподавателей и студентов есть возможность ознакомиться с гораздо большим количеством программных продуктов.

Прекрасно настроенная система компьютеров поставлялась с базовым набором ПО, удаление и использование других программ было практически невозможным. Например, я не смог найти в колледже повсеместно используемый у нас редактор текстов Microsoft Word, так как его заменил более простой и дешевый AmiPro. Несколькими годами позже, встретившись с заведующей кафедрой программирования этого колледжа, я поднял вопрос об использовании Delphi как среды для разработки клиент-серверных приложений взамен Visual Basic. Я с удивлением услышал, что у них, к сожалению, недостает средств для приобретения этого программного продукта.5

Пора домой

Уже за месяц до окончания обучения за рубежом я заскучал по России, друзьям, институту. Красивая и беззаботная жизнь стала надоедать, захотелось вернуться в привычные условия. Американское питание в столовой перестало удивлять так, как это было вначале, когда диковинные блюда еще не были перепробованы. Кусочки льда в стакане кока-колы только холодили душу. Ежедневное общение по электронной почте с родителями лишь усиливало ностальгию, несмотря на то, что круг моих новых друзей был довольно обширен. Я мечтал о возвращении домой.

В конце декабря, после успешно сданных экзаменов, мы направились в Нью-Йорк, а оттуда - прямым рейсом в Москву. Столица встретила нас морозом и большими сугробами. Вот так и закончилось мое обучение за рубежом.

Я получил отличные оценки по всем предметам. Американские преподаватели остались довольны всеми русскими студентами. Но... в результате поездки я сделал для себя вывод, что обучение в России ничуть не уступает обучению за рубежом, а может быть, в чем-то и превосходит его. Хотелось бы верить, что единственный недостаток - слабая материальная база - будет когда-нибудь устранен.


1 Здесь и далее - комментарии Бориса Вейцмана: это не совсем так. Если студент получил неудовлетворительную оценку, ему не зачтут часы за пройденный курс, а денег не вернут. Кроме того, многие (почти все!) студенты берут заем в банке на обучение. Условия займа бывают разные, но часто они включают определенный средний балл.

2 Кроме того, средний балл крайне важен при устройстве на работу по окончании вуза.

3 Это неверно. Есть масса программ internship - летней работы студентов в компаниях и организациях (вероятно, после сексуальных приключений президента США все знают слово "интерн").

4 Не только русских. В Penn State в период экзаменационной сессии студенческий отдел библиотеки работал круглосуточно.

5 При этом в Америке действует практика специальных цен на ПО для вузов. Они могут быть в два-три раза ниже обычных, а часто ПО просто бесплатно. Компании-производители хотят приучить будущих специалистов к использованию именно их программных продуктов - по понятным причинам.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.