Здесь и сейчас
АрхивCколько материалов в последнее время начиналось со слов о кризисе, и не сосчитать. Он, изверг, прямо в гнезде придушил желторотого птенчика отечественной электронной коммерции.
На состоявшемся 16 октября семинаре "Приоритеты развития электронной коммерции в российском сегменте Internet на современном этапе" (организаторы: Группа "Платежные системы Internet", Межтерриториальная коллегия адвокатов "Межрегион", Институт Европы РАН) основной приоритет стал очевиден (по крайней мере для меня): как начать зарабатывать в Интернете деньги. С технологиями вроде бы разобрались, правовые вопросы уже не кажутся делом первостепенной важности.
А зарабатывать стало труднее. И вот почему:
- Кризис системы карточных платежей резко сократил число клиентов с готовым платежным инструментом для Интернета в руках, которым надо было только предложить нужный товар на приемлемых условиях.
- Банковский кризис подорвал доверие к финансовым институтам и безналичным платежам, из-за чего сократилось число потенциальных клиентов, которым осталось сделать лишь один шаг - завести карточку или положить деньги в банк, осуществляющий платежи в Интернете.
- Товары, предлагаемые Интернет-торговцами, в основном, импортные. Зачастую это высокотехнологичные продукты, компьютерные комплектующие и т. п., то есть те товары, спрос на которые упал сильнее всего.
- И наконец, доступ в Интернет для многих становится непозволительной роскошью.
Поэтому мнение Владимира Соркина, руководителя компании V6, считающего, что в ближайшие месяцы число пользователей Интернета останется на прежнем, докризисном уровне, я бы назвал излишне оптимистичным.
Впрочем, достоверных сведений о численности российских пользователей Сети нет. Называют цифры выше миллиона, во что (даже учитывая лиц, имеющих доступ к Интернету на работе) поверить трудно. Пожалуй, не погрешит против истины осторожное "несколько сот тысяч". Те из них, кто обладает кредитной карточкой, уже освоились с покупками в CDNow или в Amazon.com. Наверняка пользуются спросом товары и российских "электронных коммерсантов".
Константин Преображенский из Группы "Платежные системы Internet", выступая на семинаре, сказал, что на 10 октября в российском сегменте Сети действовало около шестидесяти виртуальных магазинов. Кризис прошелся катком лишь по восьми - на их сайтах жизнь замерла.
Он же назвал существующие платежные системы: CyberPlat банка "Платина" и Instant! Промсвязьбанка (бывший Элбим-банк). На момент проведения семинара система Instant!, однако, запущена еще не была - как сообщалось, из-за юридических проволочек. Тем не менее официальный пресс-релиз о ее запуске почему-то был распространен.
Пока находятся в опытной эксплуатации системы "Элит" (компании "АйТи" и Автобанка), WebMoney (банка IMTB), PayСash (банка "Таврический"). Присутствовавший на семинаре представитель DataX/Florin добавил к списку разрабатываемую этой компанией систему Cashew.
Очевиден перекос: платежных систем для обслуживания нынешнего смехотворного оборота рынка электронной коммерции более чем достаточно. По утверждению участвовавших в семинаре игроков рынка, обороты Интернет-магазинов составляют в лучшем случае несколько сотен рублей в день. Впрочем, статистики нет и здесь. Летом такая ситуация воспринималась совершенно спокойно: рост числа пользователей Интернета и нормально функционирующая система карточных платежей должны были безо всяких дополнительных усилий принести деньги в "российский сегмент Интернета". Однако кризис ударил и по карточкам, и по развитию Интернет-торговли.
Проблемы финансовой системы в целом отдельные банки и разработчики платежных систем решить не в состоянии. Поэтому сейчас заинтересованным сторонам приходится придумывать "обходные" меры.
Представитель Центрального телеграфа Александр Мелевский предложил создать некое "платежное поле", то есть объединить существующие платежные системы и их мерчантов надсистемным образованием, а главное, привлечь ведущих Интернет-провайдеров.
Нынешнюю ситуацию, когда имеется несколько систем, он сравнил с разрозненными феодальными княжествами, которые вместе гораздо слабее единого государства. Создание "платежного поля" приведет к мерчантам клиентов всех существующих платежных систем, а привлечение провайдеров расширит клиентскую базу. Это позволит, по мнению Александра Мелевского, значительно увеличить обороты электронной коммерции. Не уверен, что овчинка стоит выделки: усилия по созданию подобной системы могут оказаться несоизмеримыми с эффектом.
В мировом Интернете существует несколько конкурирующих платежных систем, среди них уже выделились лидеры, и стихийное развитие рынка не сдерживает рост электронной коммерции.
Г-на Мелевского, как и многих других, мне кажется, больше всего смущает тот факт, что все российские платежные системы тесно увязаны с конкретными банками. Они разрабатываются либо в недрах самих банков, либо при их непосредственном участии. Но ведь по-другому в России и быть не могло. Основные мировые системы Интернет-платежей (например, Cybercash или OpenMarket) разрабатывались специально созданными компаниями, которые затем предлагали готовые решения банкам. В российских условиях, по понятным причинам, таких компаний появиться не может, поскольку рынка капиталов, на котором они могли бы получить средства для развития, у нас нет (а упомянутые западные компании, кстати, до сих пор, спустя три-четыре года после своего образования, работают в убыток). Поэтому не стоит корить существующие системы за "привязку" к банкам, тем более что та же "Платина" всячески старается подчеркнуть свое стремление "развязать" систему CyberPlat c помощью карточек, а также путем привлечения других банков.
Виктор Вайнштейн, руководитель департамента электронных платежных систем компании "АйТи", справедливо заметил, что для преодоления кризиса платежей нужно использовать работающие инфраструктуры. Таковыми являются российские карточные системы, которые пострадали незначительно и из "маздаев" вдруг превратились в "луч света в темном царстве".
Вполне возможно, что иностранным банкам вскоре позволят прийти в Россию. Если это произойдет, то банки приведут с собой и SET, и Cybercash, и другие уже признанные Интернет-сообществом решения (а также надежные карточки), которые смогут создать то самое "единое платежное поле".
Другой путь развития электронной коммерции предложил Александр Евтюшкин, главный редактор издательства "Бизнес и компьютер": при открытии счета в банке бесплатно раздавать системы "клиент-банк" для управления счетом через Интернет. Мысль, конечно, здравая. Помню, Максим Отставнов в одной из статей предлагал банкам идти еще дальше: инвестировать в провайдерский и телекоммуникационный секторы, а также кредитовать приобретение компьютеров. Где бы только найти такой банк...
По моему мнению, сейчас основные усилия нужно сосредоточить не на расширении клиентской базы, а на том, чтобы удовлетворить уже имеющийся спрос. Для этого необходимо прежде всего заинтересовать гораздо больше продавцов, чем имеется сейчас. Когда на семинаре попросили отозваться владельцев Интернет-магазинов, поднялось всего несколько рук.
Но одной лишь заинтересованности, разумеется, недостаточно. Торговля в Интернете требует средств и умения не меньше, чем обычная: нужно знать, что продавать и как продавать. В общем, главными проблемами электронной коммерции являются не платежи и не сокращение числа пользователей, а "банальный" менеджмент и маркетинг. Торговать в Интернете можно. Даже здесь и сейчас.
|