Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Врачу, исцели ся

Архив
автор : Анатолий Левенчук   05.10.1998

Бизнес - это конкуренция (в английском языке более мягко: "competition" - соревнование). Побеждают те участники соревнований, кто громче всех сулит, а затем действительно дает клиентам максимум сервиса за минимум оплаты. Это правило соблюдается как во время бума, так и во время спада, и за его соблюдением снаружи фирмы обычно следят сами клиенты.

А изнутри фирмы производственные процессы во время бума и во время спада, как правило, различаются. Во время экономических бумов предприниматели думают только о захвате рынка, маркетинге, новых клиентах. И только во время кризисов (например, в эти дни) начинаются систематические размышления о том, во сколько фирме обходится это агрессивное поведение.

Я встречал мало людей, которые могут держать в своей предпринимательской голове одновременно рост бизнеса и снижение производственных издержек. Сегодня компьютерщики (как и во время спада, связанного с президентскими выборами 96-го) приступили к размышлениям над возможными путями снижения издержек. Я только и слышу новости о сокращении бизнеса путем грубого и стандартного снижения издержек: увольнения персонала, сокращения средств на рекламу и т. д. Мне кажется, что это довольно радикальный способ лечения проблемы: нет бизнеса - нет и издержек.

С другой стороны, кризис и спад - это тоже жизнь, хотя замедленная и в меньших объемах. В этой малоденежной жизни тоже существует спрос на товары и услуги. Как и всегда, этого спроса не хватает на прокорм всех желающих его удовлетворить.

Я бы сегодня обратил внимание компьютерных бизнесменов именно на то, что они без устали талдычили своим клиентам все эти трудные годы: "применение новых технологий позволит вам драматически снизить издержки". Такой поворот совсем не тривиален - я знавал, например, торговца рекламными площадями, который мог объяснить любому человеку роль и значение рекламы. Любому - кроме себя самого. Как обычно, сапожник без сапог, врач болеет, а компьютерщик - не пользуется новыми технологиями.

Я читаю рекламные сообщения компьютерщиков, как уникальные рецепты по выживанию в трудные времена: на каждый вложенный в новейшие технологии у. е. можно значительно сократить расходы фирмы. Если это не так, то компьютерщики врут. Если так, то вот он - кратчайший путь к выживанию во время спада.

Не мне рассказывать профессионалам, какой арсенал технологий снижения издержек они имеют. Собственно, вся "Компьютерра", на мой взгляд, только об этом. Начинать нужно (как всегда во время кризисов) с телефона, телеграфа, почты, банка. То есть со связи и финансов.

Связь сегодня окончательно уходит из бумаги и междугородних телефонов. Сравнивать почту бумажную и электронную по стоимости просто нельзя. А если добавить использование сертификатов Verisigne и Thawte, то можно организовать простейший документооборот, а не просто обмен записками. NetMeeting или аналогичные программы позволяют разговаривать не только с российской, но и с американской глубинкой за пару у. е. в час. Вызывать на подобный разговор можно по пейджеру: услуга пересылки сообщения на пейджер через Интернет стала сегодня стандартом. Так что телеграф, почту и телефон компьютерщики уже взяли.

С банком тоже просто. Прежде всего, счет не обязательно должен быть в банке на соседней улице. Поскольку связь уже "наша", то можно технически легко и дешево управлять счетом в надежном банке, находящемся в любой точке мира.

Вообще, издержки нужно тщательно оценивать и учитывать - иначе не понятно, как их сокращать. Это весьма непросто, учитывая, что рубли и у. е. находятся в сложной нелинейной зависимости, а все товары и услуги приобретаются в разное время по разным ценам и курсам. Российская специфика проявляется также в том, что бухучет может поспорить с квантовой физикой в сложности. Например, он имеет такую очаровательную странность, как цвет. Тут и проявляются преимущества отечественных программ - они легко справляются с такой черно-бело-зеленой бухгалтерией.

Для принятия решений потребуются также программы финансового анализа, помогающие в фиксации и оценке хода оплат (cashflow, я не люблю переводить это понятие через ненашенскую метафору "потока"; в России деньги не текут, а идут). Важно, чтобы применяемый софтварий помогал дисконтировать все будущие траты и доходы с учетом разных сроков кредитования, отгрузок, приходов денег и т. д. Дисконтировать - это приводить оценку расходуемых и получаемых денег завтрашних к величинам денег сегодняшних. Простая истина "время - деньги", оказывается, имеет под собой нехитрую математику. Тут хелпом к соответствующим программам не отделаешься, придется и бумажные книжки почитать, а то и на курсы записаться.

Автоматизация бизнес-процессов позволит исключить лишний "человеческий фактор". Я знаю фирмы, которые сначала увольняли половину сотрудников, а затем автоматизировали деятельность оставшихся. В этом случае автоматизация воспринимается всеми оставшимися сотрудниками как долгожданное облегчение их непомерного трудового бремени, а не как лишние для них хлопоты.

Нужно также смелее применять другие технологии. Помните про двух индейцев под одним одеялом, которые не замерзают? В трудные времена фирмы так и поступают - сливаются. Посмотрите, например, как полюбили сегодня друг друга российские банки - вчерашние конкуренты! Если вы не думали еще о франчайзинге, подумайте об этом сегодня. Если толком не знаете, зачем нужен лизинг, - самое время ознакомиться с этим способом приобретения (или продажи!) дорогого оборудования.

Продуктивным ходом будет также самому стать клиентом - применить аутсорсинг (купить "на стороне" сервис, который вчера делали уволенные сегодня собственные сотрудники) или использовать дополнительные мозги консультантов.

До трети расходов фирмы обычно приходится на офисные и производственные площади - но, пожалуй, сегодняшний нашпигованный электроникой офис может быть вдвое меньше (то есть вдвое дешевле), чем вчерашний.

Не лишним будет подумать, какую часть бывшего рекламного бюджета нужно отдать на развитие и продвижение собственного вебсайта. "Правильный" вебсайт вкупе с интранетом позволит держать не только дешевый офис подальше от центра города, но и поддерживать отношения с партнерами, проводить послепродажное обслуживание и т. д. и т. п. Все больше и больше людей предпочитают "изучить вопрос" перед покупкой - и делают это через Интернет. Я думаю, в тяжелые времена это интернетное "изучение вопроса" бережливыми клиентами быстро станет правилом - поэтому побыстрее переходите от изучения Интернет-маркетинга к его разворачиванию.

Врачам делать себе операцию, например, вырезать аппендикс, трудно. Компьютерщикам, внедряющим новые технологии, тоже не позавидуешь. Но я думаю, мы выдюжим - не впервой.

И да поможет нам Интернет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.