Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Это сладкое слово "халява"

Архив
автор : Владимир Каталов   05.10.1998

Продолжение. Начало в #37

Бесплатная регистрация

Очень интересный ход - просить пользователей зарегистрировать программу, но при этом давать регистрацию бесплатно. Например, вы можете встроить в программу "nag screen", который будет раздражать пользователя при каждом запуске (только смотрите, не перестарайтесь!); а тем, кто просто напишет вам письмо, давать некий регистрационный код или что-то в этом роде, чтобы его убрать.

Кто-то, конечно, писать поленится, но большинство обязательно напишет. Для "стимуляции" вы можете пообещать следующую версию (которая будет распространяться уже как shareware) со значительной скидкой (не забудьте только потом свое обещание выполнить!) или придумать что-то подобное.

Всего через несколько недель у вас будет громадный список зарегистрировавшихся - значительно больший, чем если бы вы брали за свою программу деньги. Как использовать этот список - уже другой вопрос (см. ниже).

Mailing lists

Итак, вы заполучили в свое распоряжение несколько тысяч адресов. Что это такое? "Всего лишь" потенциальные клиенты. Конечно, не надо злоупотреблять их уважением к вам и рассылать им всякий мусор - долго не протянете... А вот сообщать о новых версиях своих продуктов - то, что нужно. Если следующая версия вашей freeware-программы будет распространяться уже как shareware, то все эти люди имеют шанс стать вашими первыми покупателями. Особенно если программа им понравилась.

Организовать mailing list совсем несложно. Если у вас есть собственный сервер - хорошо. Если он работает под Linux - еще лучше, вам даже не придется тратиться на дополнительное программное обеспечение. Но даже если сервер работает под NT или его вовсе нет - не отчаивайтесь. В Сети существует немало служб, которые могут вам помочь. Вот несколько адресов:

Если вам этого мало, то сходите по следующему адресу:

После регистрации (которая на всех вышеперечисленных серверах бесплатно) вы получите подробные инструкции: как подписывать людей на эту службу, как просматривать статистику, как посылать сообщения и т. д. Обычно все это делается достаточно просто и быстро.

NoNags и другие freeware-сайты

Серверов, с которых можно скачать бесплатные и условно-бесплатные программы, в Сети великое множество. Причем я с полной ответственностью заявляю, что серверы, на которых размещаются только бесплатные программы, пользуются большей популярностью, чем все остальные. Люди знают, что ни за одну из программ, которые скачиваются с этих серверов, им не придется платить, а это весьма заманчиво.

Приведу несколько адресов, на которых за софт не просят денег:

Есть и такие серверы, на которых принимают и shareware, но только если незарегистрированная версия ничем не отличается от полной (скажем, www.nonags.com).

Кстати, и на многих shareware-серверах есть разделы, посвященные исключительно freeware. Причем многие посетители только туда и заглядывают, игнорируя все остальные программы (даже те, которые стоят всего несколько долларов)... И, надо заметить, правильно делают: как я уже говорил, freeware-программы обычно не уступают по качеству и возможностям своим shareware-собратьям.

Мало того, многие серверы ведут списки рассылки - "what’s new", "what’s hot", "cool program of the day" и т. д. Надо ли говорить, что freeware в эти рассылки попадает значительно чаще, чем shareware/trial/demos?

Статистика

Freeware программы могут служить замечательным средством для сбора статистики. В какой стране программа получила наибольшее распространение? Сколько человек из тех, кто заходит на страничку, скачивает программу? Не приступив к распространению своей программы, вы не сможете получить ответы на эти вопросы, а к моменту начала распространения желательно быть подготовленным... Замкнутый круг. Использовать здесь метод проб и ошибок нежелательно: можно попасть впросак, вложив деньги в заведомо провальный проект.

Опять же, если вы собираетесь выпускать локализованные версии своих программ, то без дополнительной информации вам не обойтись. В каждой стране - своя специфика. Скажем, не только в России любят программы с интерфейсом на родном языке (лично я все-таки предпочитаю англоязычные программы, но речь не об этом), но и в Германии, Франции, Италии и пр. А кто-то может попросить вас сделать поддержку двухбайтовых кодировок или ввод текста справа налево. Согласитесь, такие вещи надо предусматривать до того, как большая часть программы написана и даже мельчайшее изменение тянет за собой переделку половины кода, который казался уже законченным.

Тестирование

Ну конечно, тестирование! Выпускать shareware-программу без достаточной подготовки - страшновато, особенно если у вас нет такого опыта. Много ли людей будут просить технической поддержки? Нужны ли локализованные версии? Так ли необходима документация или вполне достаточно help-файла, а то и коротенького "readme"? Много ли в программе ошибок и насколько они серьезны? Наконец, что еще не мешало бы встроить в программу, чтобы сделать ее более популярной и обойти конкурентов?

Один из самых критических вопросов - это вопрос об ошибках. У мелкой компании или, тем более, у индивидуального разработчика нет ни сил, ни возможностей организовать контроль качества, тестируя свои программы на совместимость с десятками вариаций программного и аппаратного обеспечения, под локализованными версиями операционных систем, в различных "стрессовых" ситуациях и т. д. А если ошибок будет слишком много, то можно безнадежно испортить впечатление и создать себе дурную славу.

В общем, ошибки надо вылавливать и исправлять. Звучит банально, конечно, но подумайте хорошенько: Microsoft, вон, ошибки не любит исправлять, ну и как теперь Windows называют? MustDie, не иначе. Хотите, чтобы и ваше творение назвали так же? Нет? Тогда читайте дальше, что надо делать...

Я бы рекомендовал первые (beta) версии своей программы распространять бесплатно. При этом совсем не обязательно (и даже вредно) присваивать программе статус freeware (если в последующем, конечно, вы рассчитываете брать за нее деньги); вместо этого просто пообещайте каждому, кто найдет ошибку, бесплатную регистрацию. Вы будете удивлены, узнав, сколько их в программе...

Поддержка

Идея стара, как мир: можно брать деньги не за программу, а за ее поддержку. За услуги, короче говоря. Сделайте программу бесплатной (или совсем дешевой), но предупредите, что пользователь не получает при этом никаких прав (кроме права пользоваться программой), пока не заплатит определенную сумму. А вот когда заплатит - пожалуйста, задавай вопросы, проси исправить ошибки, вноси предложения для следующих версий и т. д.

Как ни странно, но это работает. По моим представлениям, львиную долю цены любого программного продукта составляет именно стоимость поддержки. Большинство пользователей обходится без помощи автора (при наличии хорошей документации, естественно), но остальные (ленивые) с лихвой это компенсируют. В моей практике было немало случаев, когда пользователи задавали вопросы из категории FAQ. Зачастую приходилось объяснять совершенно очевидные (для меня самого) вещи, а это не так уж и легко... Есть даже такие люди, которые сначала покупают программу, а потом спрашивают, как ее устанавливать или даже зачем она вообще нужна. Однако в данном случае не стоит жалеть времени, даже если это кажется вам бессмысленным.

Конечно, можно плюнуть на все и письма пользователей просто игнорировать. Однако я категорически не рекомендую вам этого, даже если ваша программа - бесплатная. Через Internet вести распространяются крайне быстро, и скоро о вас (вашей компании) поползет дурная молва: не связывайтесь, мол, ребята, они "поматросят и бросят"... Программа, не имеющая поддержки, обречена на вымирание. Если ваше творение станет настолько популярным, что вы перестанете справляться с нескончаемым потоком писем, в конце концов, наймите человека, который поможет вам заниматься поддержкой.

Web traffic

Как сделать свою домашнюю страничку в Internet бешено популярной (или хотя бы очень посещаемой)? Наверняка вы не раз об этом задумывались. Поисковые машины, сети обмена баннерами, реклама, листы рассылки, мета-теги, профессиональный дизайн, spam, наконец... Безусловно, все это работает, и работает хорошо. Но, во-первых, на это нужно значительное время (и/или деньги), а во-вторых, есть способ лучше.

Просто разместите на этой страничке свои freeware-программы и не забывайте регулярно их обновлять (выпускать новые версии). Можно распространять (точнее, помещать ссылки) и программы других разработчиков, но тоже только бесплатные (и тщательно отобранные). И люди к вам потянутся. Не знаю, как вы, а лично я, когда нахожу интересную и полезную страничку, обязательно просматриваю и другие разделы сервера - наверняка там есть еще что-нибудь хорошее. Мне кажется, точно так же поступают и другие.

Домашняя страница

Можно пойти еще дальше - вставить линки на вашу домашнюю страницу непосредственно в программу. Вы можете даже не давать своего адреса электронной почты для обратной связи, а рекомендовать посетить ваш сервер. Далеко не лишним будет и Internet Shortcut (понятно, куда указывающий) в программной группе, создаваемой процедурой установки. Кроме того, можно включить в поставку только основную (достаточно краткую) документацию, а все остальное (FAQs, подробные объяснения и пр.) поместить на сервер. Не сомневайтесь, придут очень многие, хотя бы из интереса. Но вам большего и не надо.

Словом, методов для завлечения посетителей существует немало - просто включите свою фантазию. Переборщить тут практически невозможно, разве что вы будете устанавливать dial-up connection каждые несколько минут... Главная цель - сделать адрес вашей странички для пользователя настолько родным, чтобы можно было разбудить его ночью - а он бы вам назвал URL быстрее, чем свет пробегает по ручке лопаты со скоростью триста тысяч километров в секунду (О’Генри, конечно же).

Реклама других программ

Предположим, вы разработали отличные компоненты для Delphi или C++ Builder. Не важно, какие именно, сетевые, интерфейсные, для работы с какой-то специфичной аппаратурой и т. д. В общем, вспомогательные инструменты для других программистов.

Продавать shareware, относящееся к этому классу, невероятно тяжело. Все разработчики (за редким исключением) считают себя профессионалами высочайшего класса и достаточно редко пользуются библиотеками и компонентами, созданными кем-то еще. Кроме того, в чужой работе всегда что-то не устраивает: производительность средненькая, интерфейс не очень удобный, версия компилятора неподходящая... Вот и пишут сами то, что уже давно кем-то создано.

Кстати, именно вышеперечисленными трудностями при продаже development tools и объясняется (по крайней мере, частично) их высокая цена. Причем авторы совершенно правы, полагая, что снижение цены не приведет к росту продаж: наоборот, пользователи будут думать, что раз продукт дешевый, то он не слишком хорош.

Где же выход? Могу предложить одно решение. Просто напишите две-три программы на основе своих же компонентов. И распространяйте их как freeware. При этом не забудьте упомянуть, естественно, что при разработке использовались такие-то и такие-то компоненты, которые можно взять там-то и там-то (то есть на вашей странице).

Я уверен, результат не заставит себя ждать (конечно, если freeware-программы у вас получатся полезные, и документация по использованию компонентов будут подробной и понятной). Программисты, в общем-то, такие же люди, как и все (звучит немного издевательски, но я ничего предосудительного не имею в виду: я ведь и сам программист), и они тоже нередко заглядывают на shareware/freeware-сайты в поисках новых (и, желательно, бесплатных) программ. Причем когда они пользуются практически любой программой, то совершенно подсознательно начинают анализировать, как именно реализована та или иная возможность. А вы тут как тут... со своими компонентами.

Окончание следует

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.