Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сорок сороков

Архив
автор : Евгений Козловский   29.09.1998

Любители абличений могут не торопиться строчить письма об очередном проявлении ламерского невежества Козловского: я знаю, что скорость передачи данных у так называемого односкоростного CD-ROM-привода не 40 Кбайт/с, а 150. Но не могу же я назвать "Огород" "Сорок стопятидесяток". А "Сорок сороков" - могу.

После этого намеренно замысловатого вступления все поняли, что речь пойдет о новом сорокаскоростном драйве. Многие даже решат, что об асусовском, ибо он уже появился в Москве, даже, кажется, в "Рознице" информация проскочила, - и поймут правильно. Возможно, появились "сороковники" и у других фирм - мне об этом пока не известно, да оно и не так важно. Вопрос в значительной мере концептуален. Если мы умножим 150 Кбайт/с на 40, получим поток данных, сравнимый с потоком данных довольно распространенных сегодня бытовых винчестеров. Нет-нет, я понимаю: современный винчестер все равно чуть побыстрее, да и заявленная символом "40х" скорость относится (при благоприятных условиях) только ко внешней дорожке диска (на внутренней с 6000 Кбайт/с она падает до 2800 Кбайт/с, что, впрочем, тоже внушает и вызывает), - тем не менее...

Тем не менее, я воспринимаю появление этой самой сакраментальной циферки как не то чтобы революцию, но уж как минимум - как заметный скачок: при таких скоростях уже можно не держать на винчестерах огромные программные пакеты (молодежь, в первую очередь, интересуют игры, но есть ведь и CD-вариант Microsoft Office, и CD-вариант Corel Draw). Можно реально и удовлетворительно проворно пользоваться и разного рода графическими библиотеками, которые при самых невысоких ценах на винчестеры все равно не уместятся ни в один Big Tower; сколь угодно большими и сложными базами данных... Короче, особенно если учесть реальные же цены на CD-писалки, появление 40-скоростного CD-драйва привносит в архитектуру PC некоторое своеобразие.

DVD с re-writer’ами хоть вроде и грядут, но грядут как-то слишком уж медленно; магнитооптика, хоть и продолжает брать вполне внушительные вершины, вряд ли возьмет главную: Вершину Стандарта; Zip и Jaz, хоть и распространены, доверия внушают все меньше, ибо слишком много было (и есть) в них рекламы и слишком мало - концепции и науки. У меня ощущение, что CD-writer + быстрый CD-ROM drive - на сегодня решение как storage-проблемы, так и проблем, связанных с большими объемами информации, - оптимальное. Я, во всяком случае, выбрал именно этот тандем.

Должен признаться, что по части CD-драйвов я долгое время плелся в хвосте прогресса, что являлось оборотной стороною стремления быть в его голове. Правда, первый появился у меня сравнительно рано, стоил безумных денег (баксов чуть ли не шестьсот), но был... двухскоростным. Потом я сменил его на шестискоростной, но удовольствия почувствовать не успел: для программной декодировки видео тогда еще слаб был сам компьютер, а ускорение установки разных программ было... гомеопатическим. Да и дистрибутивы на CD только-только появлялись, в основном оставаясь на дискетах. Далее у меня появился PD-драйв, который параллельно являлся и CD-ROM-драйвом, но - четырехскоростным; далее - CD-writer, который читал тоже - первый на 4х, следующий - на 6х. (Не так давно появился Plextor с чтением на двенадцати скоростях, но это было не так давно и снова страшно отставало от прогресса читалок.) А прогресс тем временем шел мимо меня: появлялись приводы 8-скоростные, 12-ти, 16-ти, 20-ти, да вдобавок дешевели, дешевели, дешевели... "Зачем они мне? - думал я. - Для видео четырехскоростного хватает, для работы же с компакт-диска - все равно слишком медленно".

Идея купить читалку побыстрее возникла, когда упомянутый Plextor, насаженный на Tekram’овский SCSI-контроллер, заработал более чем стабильно, и жаль стало времени на перекачку информации с компакта-оригинала на винчестер: хоть пишет Plextor на четырехкратной скорости, чтобы писать с CD влет, драйв должен иметь заметный запас. Кроме того, мне не удалось запустить компьютер с загрузочного компакта, на который был записан образ не дискеты, но 640-мегабайтного диска. "Вдруг, - решил я, - глючит SCSI, а в IDE-варианте все заработает?" (Заранее говорю: и в IDE-варианте не заработало, но я склонен грешить на WinOnCD, с помощью которого делал загрузочный диск, а не на саму систему.)

Я посмотрел в прайс-листы и обнаружил в "Пирите" 34-скоростной ASUS по, как мне показалось, почти комической цене долларов в 75 (покупка, точнее - цена, первого CD-драйва травмировала психику, вероятно, навсегда). Я позвонил, и мне сказали, что, если я немного подожду, мне предложат 40-скоростной, уже объявленный ASUS’ом и вот-вот ожидаемый. Ждать я не стал, взял 32-скоростной и начал получать удовольствие от "сменного винчестера". Но не писал, приберегая тему для рекорда.

Грянул кризис. О "Пирите" поползли слухи, что он закрылся. Но, видать, не совсем, поскольку о разговоре не забыли, и 32-скоростной был заменен на 40-скоростной. Цена - 80 долларов. (Когда я за ним приезжал, торговля, хоть слегка и примороженная, все-таки, слава Богу, шла.)

Называется драйв ASUS CD-S400, сделан на OEM-основе (кажется, Hitachi), но специальный антивибратор-амортизатор (DDSS - Double Damping Suspension System), совершенно необходимый для скорости вращения 8900 оборотов в минуту (!!!), разработан самой ASUS. Никакого биения даже дисков, на которые я собственноручно клеил этикетки, не замечено мною ни разу. Раскрутка после обращения, правда, некоторое время занимает, но если усыпить винчестер, и он раскручивается не вдруг. Диски, не читавшиеся на парочке находящихся в моем распоряжении вполне приличных дисководов, на асусовском читаются на раз, так что, хоть и не ставил эксперимента, скупив коробку "китая" на Горбушке, получил ощущение, что 40-скоростной ASUS более чем удовлетворительно способен к чтению разной дряни. С которой, впрочем, дела лучше все же не иметь.

На лицевой панели, по старой доброй традиции, от которой последнее время как-то, по моим наблюдениям, производители, гонясь за дешевизной, стали отступать, есть кнопки для управления проигрыванием звуковых компакт-дисков, правда - только в одну сторону, вперед. Особо и отдельно (в свете приобретения SB Live!) меня порадовал цифровой выход, который я и соединил с цифровым входом звуковой платы: звук стал тише, но, кажется, чище.

Для того чтобы проявить себя в полной красе, CD-S400 требует от IDE-контроллера поддержки режима Ultra DMA Bus-мастеринга. Что, слава Богу, на современных "мамах" обычно имеется.

Вот, пожалуй, и все.


Хвосты

Special Ogorod Edition

После двух "Огородов" о Sound Blaster’ах на меня буквально посыпались письма с уточнениями, дополнениями, советами и даже программами. "Компьютерра" по кризисным временам тоща, и ждать, пока Башилову найдется место для достаточно жирных хвостов, можно так долго, что все успеет устареть. Посему я потеснился и включил в нынешний ASUS’овский "Огород" несколько таких писем и даже один отзыв с нашего нового сайта (www.computerra.ru/1998/36/18/gb.html).

 

Уважаемый Евгений!

С нескрываемым интересом прочитал вашу статью "Портрет "живого" SoundBlaster’a...". Вообще-то, я сам недавно приобрел точно такой же, и мне не совсем понятны ваши проблемы с эмуляцией и занятым прерыванием. Если отключить для данной конфигурации Creative SB Live! SB16 Emulation (чтобы на нем красный крестик поставился), а также удалить эту злосчастную строчку из autoexec, то все работает прекрасно, и прерывание остается свободным. При желании поиграть под ДОСом все можно восстановить за полминуты, всего-то разрешив устройство.

Проверил. Все именно так. Впрочем, этот факт не умаляет моего изумления от нестираемости строчки в autoexec.bat, даже когда он read only.

 

А проблема с DAT, вероятнее всего, связана с достаточно кривоватой реализацией S/PDIF на этой карте. На цифровом выходе идет 48 кГц, и если у вас был DAT, у которого частота дискретизации переключается вручную (тумблером на морде), то там наверняка стоит 44,1 кГц, и, естественно, оно работать не будет.

По поводу входа ничего сказать не могу. Может, он тоже только 48 понимает, но, вообще-то, вряд ли, так как и CD-ROM подключается по тому же самому S/PDIF, имеет частоту, естественно, 44,1 кГц и при этом вполне работает.

А работающий цифровой выход я наблюдал на прошлой неделе на "Мосфильме". Там купили этот бластер, подключили его к цифровому пульту O2R, и он прекрасно работает. А на выходе всегда 48. Можете попробовать слить новые драйвера, они что-то на сайте писали про проблемы как раз с цифровыми входами/выходами (и про успешное их преодоление).

Тут я, увы, ничего точно сказать не могу. Алексей Узуев, который взял мою карту на несколько дней - попробовать, - вернул ее вместе с заплаткой для цифровой записи: проблема вроде бы заключалась в запрете на цифровую перепись треков с копирайтом. Я заплатку установил, но повторять запись не стал. А когда в Москву заглянул Дмитрий Симаненков, известный по "Цифре и звуку", я решил его поэксплуатировать. Мы подключили к входу/выходу SB Live! цифровой Sony, индикатор уровня записи поначалу был мертв, но Дмитрий повертел верньерчики, и индикатор ожил. Возможно, я в своем первом эксперименте нужный верньерчик не повернул, возможно - поворачивал, но не стояла заплатка. Так или иначе, цифровая запись произошла вполне легко и успешно, но, когда мы стали ее слушать, Дмитрий поразился тому, что она заметно хуже на слух, чем оригинал. Ларчик открылся просто: DAT-магнитофон мы слушали, подключив его линейный выход напрямую на вход колонок Yamaha. А оригинал - через цифровой выход/вход - с ASUS’овского CD-драйва через Environments-коррекцию Sound Blaster’а. И искушенный слух Дмитрия счел этот последний звук заметно лучшим.

 

По поводу TV-Phone: на их сайте (www.aver.com) лежит новая версия драйвера и смотрелки (вроде как 1.36). Если поставить оные, то все работает чудно, регулятор громкости появляется.

И впрямь: появился и заработал.

 

Кстати, у меня самого "не совсем" TV-Phone: то есть я купил весной в "Формозе" ОЕМ-вариант под названием "Телемастер". Таких и сейчас в продаже навалом, так что это может быть интересным.

Ну вот, и продавец меня предупредил, что он как бы "не совсем", то есть если не поставить драйвера, скачанные с Интернета, радио работать не будет.

Проверил. Ни фига не работало. А вот с этими новыми драйверами все работает чудесно. Правда, после удаления старого устройства в Sound, Video & Game, надо тщательно стереть все DLL в windows\system и все INF.

Да, кстати. Если в файле Avrtv.ini в разделе FM поставить Low=6500, то приемник будет прекрасно ловить радиостанции в нижнем УКВ-диапазоне. Правда, моно.

И еще, кстати. Я тут не так давно скачал программуську для просмотра телетекста. Ничего подобного к плате не прилагалось, а в инструкции были лишь какие-то намеки про то, что какие-то варианты тюнера как-то иногда могут показывать какой-то телетекст при наличии какого-то софта на каком-то сидюке, который, естественно, в данном варианте не прилагается.

Телетекст принимается вполне прилично, если не обращать внимания на то, что он получается на волапюке. Скорее всего, надо ему шрифт подходящий подсунуть (с русскими буквами на местах латинских), но в Интернете на видном месте таких не валялось, а самому делать лень.

Если у вас нет этой программульки, то могу прислать. Занимает 1,53 Mb.

С уважением, Андрей Коринский

Я попросил. Андрей прислал. И впрямь: телетекст заработал, свидетельство чему и помещаю.

 

Здравствуйте, Евгений!

Давно собирался написать вам по поводу Blaster’ов и глюков в Q2, да все недосуг было. Однако прочитав последний "Огород", все-таки решился не откладывать в долгий ящик. В связи с чем хотелось бы дать несколько комментариев.

В первом из "Огородов" вы писали про "волшебную" карточку Sound Blaster 128 PCI.

Так вот эта карточка собирается на чипе Ensoniq 1371, который является дальнейшим развитием схемы Ensoniq 1370. Последний поддерживает 32 ноты, а 1371-й - 64 ноты, и модификация его - 128. Следует отметить, что Ensoniq куплен Creative (об этом можно было узнать на сайте или у вас в "Компьютерре"), и продукты соответственно назывались: Creative Ensoniq AudioPCI, Creative Sound Blaster 64 PCI и Creative Sound Blaster 128 PCI.

SB Live! является оригинальной разработкой и ничего общего с предыдущими писиайками не имеет (поэтому у вас и пропали глюки в "Quake 2"). Он собирается на чипах от E-mu (являющейся дочерним предприятием Creative), а как следствие этого, использует формат сэмлов SF2, а не ECW, как все Ensoniq'и.

Теперь по поводу глюков. Я понимаю, что вы хоть и не игроман, но, видимо, пользователь весьма квалифицированный. Однако странно, что вы не прочитали документацию к "Quake 2". Там четко написано: "Если у вас Ensoniq SoundScape или AudioPCI, то используйте команду 's_primary 0'". Все глюки сразу прекратятся.

С уважением и наилучшими пожеланиями вам и вашему компьютеру,

Александр Краснов

И напоследок - отзыв с сайта и мой к нему комментарий:

 

...Написать о звуковой плате не разу не упомянув о качестве звука!?

LostRave (lostrave@chat.ru; 16.09.98)

Вернулся чукча из Москвы. Собрал народ в чум и рассказал, что попробовал... апельсин.

- Ну и как? - заинтересовался народ.
- У! - сказал чукча.
- Как морж?
- Не...
- Как кит?
- Не...
- Как копальхен?
- Не...
- А как?
- Как... как... как... как когда с женщиной спишь...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.