Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не заходя в сознание

Архив
автор : Аскар Туганбаев   22.09.1998

- Вася, почему у тебя на пироге три свечки? Да одна к тому же не горит. Тебе же сегодня ШЕСТЬ лет?!
- А я для экономии ресурсов зажигал по двоичной системе…

Попросите вашего ребенка нарисовать выдуманное животное. Любой психолог по нему объяснит вам ВСЕ про ваше чадо: психологический портрет, страхи, надежды, черты характера и предрасположенности. Острые клыки, рога, когти - сигнал о предстрессовом состоянии ребенка, пребывающего в конфликте с внешним миром, ожидающего агрессии от него и готового защищаться. Особое внимание стоит уделить нередким случаям встраивания в животных механических частей - колес, антенн, лампочек и так далее, что является одним из симптомов шизофрении. Впрочем, одного этого не достаточно, чтобы судить о состоянии ребенка, необходимы длительные и сложные консультации со специалистами. Полное рассмотрение деталей изображения заняло бы не одну журнальную страницу и вышло бы за пределы данной темы - "Первая любовь". В данном случае имеется в виду первый опыт общения ребенка с компьютером и последующее время первых шагов, открытий и радостей.

А теперь посмотрите директорию c:\games вашего компьютера. Во что играют ваши дети? Не знаете? В те же игры, что и вы? А книжки они тоже читают ваши? А может, они часами уничтожают монстров, взрывая их гранатами, распиливая бензопилами и сжигая огнеметами? Или по 15 минут в день по секундомеру - не важно. Оставив ребенка играть в детской с игрушками или посадив его на часок за компьютер, чтобы вы смогли посмотреть любимый фильм, вы достигнете совершенно разных результатов - иногда непредсказуемых. В этой теме номера мы хотели заставить вас задуматься о влиянии компьютера на детей вокруг нас.

Последнее десятилетие принесло человечеству огромный букет открытий в области высоких технологий. Мы получили в свое распоряжение небывалую мощь и невиданную скорость новых инструментов, которые обещают принципиально изменить нашу жизнь. Пока еще мы не можем представить, как будет выглядеть быт наших детей, получивших в наследство нового "друга человека" - умный, послушный и могучий… ПК.

Во все времена люди стремились найти внешний фактор, способный в одночасье изменить их участь борцов за выживание и превратить весь мир в "землю обетованную". Ранее эти функции последовательно возлагались на богов, колдунов-алхимиков и космических пришельцев. Теперь многие связывают такие надежды с компьютерами и смежными технологиями, и, похоже, "золотой век" человечества действительно наступает в результате той самой НТР, зародившейся еще в начале века. Уже сейчас, на мой взгляд, скорость проникновения компьютеров в нашу жизнь не оставляет сомнений в том, что нынешние первоклассники будут делить человеческую культуру на "докомпьютерную" и "новую": искусство, литература, научные исследования и бытовые удобства эволюционируют в свои компьютерные аналоги, а нынешняя зубная щетка без микроконтроллера и зубного сканера обретет свое законное место в Кунсткамере.

Конечно, все накопленные общечеловеческие ценности никуда не денутся. И люди еще долго будут ломиться в Лувр посмотреть на "Мону Лизу", хоть она уже не та нынче (см. новости в #35), и в первозданном виде ее можно увидеть только на экране после специальной обработки, восстанавливающей исходные цвета. Однако уже сейчас возникают и будут еще возникать новые формы и направления в искусстве, новые технологии в промышленности, новые сверхмощные информационные системы, основанные на применении компьютерных технологий. Все это делается для наших детей, а они будут развивать и приумножать это наследство человечества, уводя его все дальше и дальше по экспоненте от привычного нам мира.

Многие фантасты рисуют наше будущее, отяжеленное искусственным разумом, довольно мрачно, начиная от Брэдбери с его "Вельдом", поглотившим неразумных родителей расфантазировавшихся не в меру детей, и кончая бессменным пугалом технофобов - Терминатором. Я же, честно, не знаю, куда мы идем, на что мы влияем в этой жизни и что творится в сознании у ребенка, сидящего за компьютером. Первые ответы вы узнаете из этой темы, а дальше я жду ваших писем (электронных и не очень) с вашим мнением - мнением людей, воспитывающих своих и чужих детей в соответствии со своими представлениями о мире нынешнем и завтрашнем.

В этот раз в теме сознательно не затронуты нынешние образовательные программные продукты: на мой взгляд, западные обучалки, при их качественном исполнении, не подходят для наших детей даже после локализации, а наши "первые ласточки" ставят перед собой первоочередную цель - получение грифа "Рекомендовано министерством образования", и это определяет их нынешнее невзрачно-угнетенное состояние при всеобщем отсутствии средств, профессионалов и хороших идей. Впрочем, при значительной активности производителей и потребителей ПО данного жанра я готов в продолжении темы рассмотреть любые хорошие программы, если они действительно этого заслуживают.

Кроме того, мы не стали обозревать детские сайты в Интернете приблизительно по тем же причинам: американский сайт www.disney.com и тысячи других хороши всем, кроме одного - они сделаны американцами для их же детей. "Наших" в Сети полно, но все они, рассчитанные в основном на главных потребителей Интернета в России - взрослых, представляют не большой интерес для детей. К тому же, человек, имеющий доступ к Интернету, без труда сам найдет все немногочисленные детские ресурсы и среди них выберет то, что хотел бы показать своему ребенку. Но тут опять же широкое поле для обсуждений - пишите мне и в форумы на новом сайте www.computerra.ru. Глядишь, и родится в нашем споре истина для продолжения разговора.

В статьях данной темы рассматриваются первые попытки приобщения "предкомпьютерными" взрослыми нынешних детей к новому миру компьютерных технологий - миру их будущего, который растет и развивается вместе с нашими малышами и который они превратят в свою среду обитания, оставив нам уютные места в виртуальных креслах-качалках у столь же виртуальных каминов.


В оформлении темы номера использовались рисунки учащихся Московского художественного профессионального лицея # 303, представленные на сервере www.mkids.ru.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.